ПолитикаВласть

Схватка без «посадки»: чем и когда закончится противостояние Зеленского и Порошенко

08:02 30 дек 2021.  38872Читайте на: УКРРУС

Уже сегодня, не дожидаясь календарного наступления 2022 года можно с уверенностью утверждать, что одной из стартовых его политических страниц станут перипетии вокруг уголовного дела в отношении экс-главы государства Петра Порошенко, обвиняемого в государственной измене. Чем завершится эта скандальная история и какие последствия возымеет на общественную погоду в стране с одной стороны и репутацию Украины на международной арене, с другой — в материале Lenta.UА.

Во вторник, 28 декабря, экс-президент и действующий нардеп Петр Порошенко дал интервью одному из своих телеканалов, где, среди прочего, заявил, что нынешний хозяин Банковой его ненавидит. Кроме того, ПАП отметил, что Зеленский, дав отмашку на вручение ему следователями ГБР подозрения в государственной измене 20 декабря, в день Федеральной службы безопасности России сделал подарок Путину.

«Вы должны это объяснить, и будете это объяснять обществу. В 2015 году Порошенко обеспечил энергетическую независимость и прекратил импорт электроэнергии из России и Белоруссии. А после того, как вы призываете мир применить санкции против России и Белоруссии, сами приобретаете у них электроэнергию, финансируя агрессора», – отметил экс-гарант.

Читайте также: ГБР пояснило, что у однопартийцев Порошенко искали «орудия совершения» преступлений

«Зеленский, по указанию которого фабрикуют дела против лидера крупнейшей оппозиционной партии в Украине за «государственную измену», рискует выйти на самого себя», - резюмировал господин Порошенко.

Что касается «крупнейшей оппозиционной партии», то тут все очень на тоненькую - есть у Петра Алексеевича конкуренты, способные с ним посоревноваться. Это и Юлия Тимошенко, которая до сих пор верит в свою звезду. Есть и Юрий Бойко, который рассчитывает на свой пророссийски электорат. 

В общем, как ни крути, но крупнейшей оппозиционной силой страны Евросолидарность назвать нельзя. Впрочем, это вовсе не мешает партийным соратникам пятого президента проводить гиперактивную деятельность накануне предновогодней политической «спячки».

Группа нардепов от ЕС, взяв на вооружение неписанное правило о том, что лучшая защита — это нападение, зарегистрировала в СБУ заявление о преступлении президента Владимира Зеленского. Ему вменяют «сотрудничество с агрессором, а также закупки электричества и угля в России».

«Фактически это уголь из украденных оккупационными властями шахт и финансирование Путина из украинского бюджета. На днях такие же по содержанию заявления коллеги зарегистрировали в ГБР и ГПУ», - написала у себя в Facebook нардеп от «Евросолидарности» Ирина Геращенко.

Бывшая вице-спикер также рассказала о вероятной слежке за представителями ЕС: «Мы официально зарегистрировали наше обращение по Зеленскому. Какой-то молодой человек фиксировал наше передвижение и общение с журналистами. Пришлось подойти к нему и снять. Молодой человек заявил, что не давал согласия его документировать (какие милые слова для случайного прохожего, не так ли?). Мы, в свою очередь, информируем власть, что также не давали согласия нас документировать. Следить. Прослушивать. Давить. Шантажировать. Дискредитировать. Заказывать грязные медиа-кампании».

Напомним суть уголовного производства, где в качестве обвиняемого выступает Петр Порошенко. Прежде всего, следует отметить, что обвинения очень серьезные в содержательном смысле. Фактически ПАП обвиняют в сговоре с Россией и боевиками «ЛДНР» прямо во время боевых действий 2014-2015 годов.
Ряд СМИ обнародовали документ о подозрении Порошенко, подлинность которого в неформальных беседах подтверждают и нардепы от Евросолидарности. Петр Порошенко обвинен по двум статьям Уголовного кодекса: «государственная измена» и «содействие деятельности террористических организаций». 
По версии следствия ряд высокопоставленных граждан Украины сговорились для содействия «террористическим организациям», чтобы навредить территориальной целостности, неприкосновенности и обороноспособности нашего государства.

Этими заговорщиками были Виктор Медведчук, Петр Порошенко, энергетический министр Владимир Демчишин и коммуникатор с боевиками, опальный «угольный» бизнесмен Сергей Кузяра.
С самого начала, в октябре 2014 года, российское руководство якобы решило вовлечь в подрывную деятельность против Украины Виктора Медведчука, который тогда по «благословению» ПАП был одним из ключевых переговорщиков с Россией по урегулированию конфликта на Донбассе. Тот, «оценив сложность поставленных РФ задач, при неустановленных обстоятельствах привлек на свою сторону президента Петра Порошенко».

Главный умысел экс-гаранта, по версии следствия, заключался в «удовлетворении собственных политических интересов, недопущении падения политических рейтингов и уровня доверия в результате возможного дальнейшего обострения отношений со страной агрессором – Российской Федерацией». Других объяснений касательно возможных корыстных мотивов Порошенко или личной финансовой выгоды в подозрении нет...

Ключевой предмет государственной измены – закупка угля, который добывали в неподконтрольных районах ОРДЛО. В тот период, напомним, Украина критически зависела от энергетического угля из Донбасса, и его потеря была чревата огромными проблемами для энергетики. Во избежание кризиса тогдашнее правительство решило наладить поставки энергетического угля из ЮАР. Кабмин тогда заключил контракт на поставку миллиона тонн угля, чтобы не покупать его у России. В октябре и ноябре первые партии прибыли в Украину и их предельно оперативно отгрузили на предприятия «Центрэнерго». Медведчук и РФ якобы видели такое развитие событий и решили воплотить план, как поставить Украину в зависимость от угля из «республик», создать дефицит в Украине и прекратить поставки из ЮАР. Для этого Медведчук, как говорится, в подозрении ПАП, привлек Порошенко, который должен координировать все решения «в условиях конспирации».

Медведчук и Порошенко вместе якобы должны были сорвать поставки с ЮАР, договориться с предприятиями на территории «ЛДНР» и освободить от должностей всех противников этой схемы.
Для этого Порошенко якобы созвал 4 ноября заседание СНБО, на котором, подвергнув жесточайшей критике качество африканского угля,  дал поручение силовикам проверить эти поставки, а также расторгнуть контракты с Южно-Африканской Республикой. Кроме того, по версии следствия, «заговорщики» решили убрать с должности энергетического министра Юрия Продана, который выступал категорически против покупки угля у боевиков.

Результат? Представители ЮАР действительно расторгли контракт с Украиной, а Продан действительно лишился министерского поста. На его место тогда пришел Владимир Демчишин, согласившийся на покупку угля из неподконтрольных территорий. Всеми техническими деталями договоренностей с боевиками на месте занимался упомянутый выше Кузяра, тесно сотрудничавший с Медведчуком.
Виктор Медведчук по подозрению в этой истории находится под домашним арестом еще с весны, Сергей Кузяра - в СИЗО с сентября, а Владимиру Демчишину объявили подозрение в ноябре, но он находится за границей.

Фактически закупка энергетического угля в формально подконтрольных Украине предприятиях на территории «ЛДНР» продолжалась до февраля 2017-го. Тогда активисты несколько месяцев блокировали железнодорожные пути, по которым поставляли уголь. В конце концов, все закончилось столкновениями с полицией, боевики объявили национализацию всех добывающих предприятий, а президент Порошенко после решения СНБО объявил о прекращении торговли и грузовых перевозок.

С тех пор обеспечение Украины энергетическим углем на зиму ежегодно было очень болезненным вопросом, а в этом сезоне его запасы настолько малы, что эксперты опасаются повторения веерных отключений электроэнергии.

Как известно, подозрение в госизмене господин Порошенко от сотрудников ГБР не принял — он, ругаясь отборным русским матом, нервно прыгнул в машину и укатил… В этой связи политические оппоненты ПАП начали разгонять тезис, что Порошенко скрылся от следствия за границей, а сам он записал видео, в котором анонсировал возвращение в Украину и ответ на все претензии после отдыха – в первой половине января.

Показательный момент: несмотря на то, что подписывать подозрение народному депутату должен генпрокурор, Ирина Венедиктова не сделала этого и ушла в отпуск, поэтому свою подпись под этим очень важным с политической точки зрения документом поставил ее заместитель Алексей Симоненко, который в свое время всячески отбивал от уголовных дел нынешнего заместителя главы ОП Татарова.

В нынешнем «угольном» деле обращает на себя внимание наличие в подозрении формулировок типа «неустановленным способом, в не установленное время». Это, по мнению многих юристов, может разбить аргументы стороны обвинения уже на первоначальной стадии судебных прений.  Фактически вся доказательная база базируется на так называемых «пленках Медведчука», которые Фемида вполне может не принять, поскольку прослушка велась незаконно и непонятно кем. К слову, по этим аудиозаписям пленкам сейчас отдельно работают адвокаты Порошенко, пытаясь дезавуировать их через Верховный суд.

Несмотря на ряд юридических козырей в руках, Петр Порошенко решил покинуть пределы страны, чем подтолкнул власть к более решительным действиям. В результате Печерский райсуд выдал постановление о принудительной (то есть, под конвоем) доставке ПАП в здание суда для избрания меры пресечения.

Прокуратура уже заявила, что потребует его ареста с альтернативой выхода под залог в миллиард гривен. Аналогичную меру, напомним, просили и для Медведчука, но люди в малиновых мантиях не согласились с данным залогом и отправили путинского кума под домашний арест.

В случае же с Порошенко прокуроры будут иметь все основания заявлять, что он уклоняется от правосудия (в отличие от того же Медведчука, который никуда не сбегал). И суд может стать на их сторону при определении меры пресечения. Это значит, что до внесения залога бывший гарант несколько дней сможет провести в СИЗО. В случае же, если экс-президент не вернется, как пообещал, в начале января, то меру пресечения могут потребовать изменить на более строгую – безальтернативный арест.

В общем, вариаций того, как может развиваться сюжет этой истории — масса и многое тут зависит от того, действительно ли Банковая настроена довести дело до обвинительного приговора или все это — не более чем игра на публику.

В кулуарах бытует мнение, что для Зе в кейсе вероятной госизмены ПАП важен не результат, а сам процесс, во время которого он постарается максимально дискредитировать своего предшественника в глазах общества. И то, что Петр Порошенко, по сути, сбежал из страны в момент «Ч», данной задаче пока что вполне способствует.

Но проблема состоит в том, что эти «междусобойчики» вряд ли идут на пользу стране.

«Проклятие Украины в том, что она – государство-заложница. Заложница геополитических тяжеловесов, один из которых приставил дуло к виску нашей страны, чтобы добиться стратегических уступок от другого. Но также собственных атаманов, которые настолько погружены в выяснение персональных отношений, что готовы превратить страну в поле их персонального герца и радостно воскликнуть в конце: «Да не достанься ты никому!». Что означает очередное возвращение в русский мир, который становится привлекательным только по сравнению с украинской руиной… Меня трудно заподозрить в симпатиях Петру Порошенко. Для меня он гениальный политик: самовлюбленный, циничный, умный и целеустремленный. Настоящее политическое животное.

У меня лично длинный список «подозрений» к пятому президенту: от обмена Славянска на Донецк (Славянск – нам, Донецк – Гиркину) до «плановой сдачи» Дебальцево. И это только по фронту… Но предъявленное Порошенко подозрение в госизмене не выдерживает никакой критики. Это юридический треш, который в очередной раз убеждает меня: в правоохранительных органах почти не осталось профессионалов», - отмечает известный волонтер и общественный деятель Геннадий Друзенко.

По его мнению, сегодня Украина поставлена в трагическую ситуацию, «когда умный подлец Порошенко, который может себе позволить лучших адвокатов страны, и искренне недоумевающий Зеленский с командой недоучек в ГБР сошлись в поединке, в котором уже невозможен компромисс».

«Кто-то из двоих должен политически умереть. А это значит, что нельзя ожидать юридических шахмат или даже юридического бокса – нас ждут бои без правил. При уровне доверия к судебной власти ниже плинтуса подозрение Порошенко радикально мобилизует его сторонников и ненавистников. Как, впрочем, адептов и хейтеров Зеленского. А это значит, что накал эмоций выключает мозги и превращает украинцев в две команды фанатов, готовых разнести государство для поддержки своего кумира. В общем, третий тур выборов начался. Бой без всяких правил объявлен и выживет только один», - резюмирует Друзенко.

Риторика соратников ПАП свидетельствует о том, что его политическая команда готова к любым боям. Нардеп от ЕС Алексей Гончаренко, в частности, отмечает: «Миллиард гривен залога или арест Порошенко. Это не еще один номер «95-го квартала», а реальные новости. Зеленский не просто пытается надавить на оппозицию, он уже решил всех пересажать. Порошенко, Гончаренко, Федина, Зверобой, Лерос, военные, волонтеры. Ау, ОП, скоро и людей не останется кого бы вы ни пытались посадить. Ну что же, Рубикон вы уже перешли. (Попросите вашего секретаря Ермака рассказать, что это выражение значит). Владимир Александрович, скоро начнется взрослая жизнь. Готовьтесь. Стадион так стадион».

Экономический эксперт Сергей Фурса, вынося за скобки политические нюансы «угольного дела» против экс-гаранта, делает следующий акцент: «Можно очень не любить Порошенко. Но в тот момент, когда страна нуждается в международной коалиции для противостояния Путину, делать из Украины государство, в котором есть политические репрессии, не очень разумно. Именно так и воспримут подозрение Порошенко на Западе. Потому что когда ты выдвигаешь своему главному политическому оппоненту подозрение в государственной измене, то должен быть на 100% уверен, что сможешь доказать его вину за три минуты на любых встречах в любых кабинетах. Украина – форпост демократии на границе с Россией. И потому нас поддерживают. Между прочим, в ущерб своим интересам. Но как объяснить западному обывателю, что в форпосте демократии есть политические преследования? Так, может, не стоит она того, эта Украина, скажет простой немец, которому не нравится газ по $2 тыс.? Может, прав Путин, и украинцы — это те же россияне, спросят простые французы? Может, не стоит ему мешать? Может, Украина недостойна быть членом НАТО? Почему бы не пойти на уступки Путину, если Украина сама намекает, что Путин прав? И не важно, есть ли причины считать Порошенко преступником или нет. Важно, можно это доказать или нет. Поверят ли в это союзники или решат, что ты испугался роста рейтинга основного политического конкурента?».

Отметим, что ранее по статье 111-й Уголовного кодекса о государственной измене была только одна безальтернативная мера пресечения — содержание под стражей. Однако эта норма была изменена в 2019 году и сегодня тюремному заключению есть альтернативы в виде залога, личного обязательства без ограничивающих мер или домашнего заключения. Как говорят off records близкие к Банковой политэксперты, именно к варианту домашнего ареста ПАП и склоняются в Офисе президента. Так ли это — станет известно уже в январе, если Петр Порошенко, конечно, не передумает возвращаться в Украину…

Читайте также: К однопартийцам Порошенко нагрянули с обысками (ВИДЕО)

Ромашова Наталия

Самое читаемое