Наука и технологииБиология

Ученые расшифровали геном большой белой акулы

02:35 20 фев 2019.  678

Открытие биологов станет новым оружием в борьбе с раком.

Международная группа исследователей из США, Португалии и России расшифровала геном большой белой акулы и нашла причины удивительных регенеративных способностей этих животных, сообщает Naked Science.

Большие белые акулы примечательны тем, что могут достигать в длину шести метров и жить до 70 лет. По словам биологов, увеличенный размер тела и большая продолжительность жизни повышают риск развития раковых опухолей, но среди акул это заболевание наблюдается редко. Более того, они способны заживлять даже самые серьезные и опасные для жизни раны всего за несколько недель. Расшифровка генома помогла узнать причины этих способностей акул. Ученые выяснили, что:

• во-первых, белые акулы имеют массивный геном — в нем 41 пара хромосом, в отличие от человека, у которого всего 23 пары;
  • во-вторых, в нем находится самое большое количество генов, ответственных за свертывание крови и формирование новой плоти, среди всех изученных позвоночных;
  • в-третьих, белые акулы выработали механизм, который позволяет им, несмотря на размер и продолжительность жизни, избегать рака.

Авторы заметили механизм молекулярной адаптации в многочисленных генах, имеющих значение в поддержании стабильности генома. Этот механизм — своеобразная защита против накопления повреждений в ДНК.

Сотрудник частного некоммерческого Университета Нова Саутистерн Махмуд Шивджи (Mahmood Shivji) рассказал о том, какую пользу может принести открытие:

«Нестабильность генома — причина многих заболеваний человека. Теперь же мы увидели, что природа уже разработала собственные хитроумные стратегии для поддержания стабильности генома. Отсюда мы можем извлечь информацию, которая пригодится в борьбе с раком и поможет улучшить методы лечения ран».

Фото: из открытых источников