ПолитикаМеждународная политика

Салюты смерти: что показала гибель президента Ирана

16:23 21 май 2024.  1510Читайте на: УКРРУС

В понедельник, 20 мая, стало известно о том, что 63-летний президент Ирана Ибрагим Раиси погиб в катастрофе вертолета, потерпевшего крушение днем ранее. Теперь в стране должны пройти новые выборы главы государства. Как мир отреагировал на инцидент и изменит ли он политику официального Тегерана в российско-украинской войне, читайте в материале Lenta.UA.

Иран в эти дни прощается с президентом Эбрахимом Раиси, главой МИДа Хосейном Амир-Абдоллахианом и другими официальными лицами, погибшими в результате крушения вертолета. Раиси 23 мая похоронят в его родном городе Мешхед.

Тем временем генпрокуратура Ирана ведет расследование инцидента. По данным иранского информагентства IRNA, основная версия причины катастрофы – техническая неисправность вертолета. Нынешние официальные лица довольно сдержанно комментируют возможные причины происшедшего.

Підписуйтеcь на наш Telegram-канал Lenta.UA - ЄДИНІ незалежні новини про події в Україні та світі

Между тем экс-глава МИД Ирана Мохаммад Джавад Зариф возложил ответственность за гибель иранского президента на США «поскольку из-за американских санкций Иран уже более 40 лет не может обновить свой авиапарк». Как отметил бывший министр, авиакомпании страны, в том числе и правительственный летный отряд, вынуждены использовать устаревшие самолеты и вертолеты, закупленные еще в 1970-е годы.

В Вашингтоне подобные заявления назвали нелепыми. С такой характеристикой выступил неназванный высокопоставленный чиновник из администрации президента, которого процитировал телеканал NBC News. Позднее глава Пентагона Ллойд Остин отметил: «США никоим образом не причастны к крушению, это факт. Они (власти Ирана – ред.) должны провести расследование, чтобы установить причину крушения». Тем временем в Госдепартаменте США выразили соболезнования в связи с гибелью чиновников, но в том же заявлении добавили: «Мы подтверждаем нашу поддержку иранского народа в его борьбе за базовые права и свободы человека».

Эксперты убеждены, что смерть Эбрахима Раиси не приведет к каким-либо радикальным переменам в отношениях между Тегераном и Вашингтоном. О том же, но с прямо противоположной коннотацией, говорили в понедельник на разных уровнях и на болотах. Вчера Путин поговорил по телефону с первым вице-президентом Ирана Мохаммадом Мохбером, который (в соответствии с Конституцией Исламской Республики и с согласия верховного лидера аятоллы Али Хаменеи) стал и. о. президента. Кремлевский диктатор подчеркнул, что Эбрахим Раиси внес «бесценный вклад» в развитие двусторонних отношений. В свою очередь, Мохаммад Мохбер заявил, что контакты президента Раиси с Россией помогли изменить расстановку сил в мире и «положить конец одностороннему миропорядку». Оба собеседники, как говорится в спецсообщении Кремля, выразили «настрой на дальнейшее последовательное укрепление всестороннего российско-иранского взаимодействия».

Отметим, что в марте 2022 года, аккурат после полномасштабного российского вторжения в Украину, Раиси способствовал сближению Тегерана с Москвой, которое привело к поставке в РФ иранского оружия, в частности, пресловутых БПЛА. С тех пор рашисты практически ежедневно используют иранские дроны для ударов по Украине. Тем не менее, публично Иран последовательно отрицает, что снабжает Россию своими «мопедами». В этой связи, по мнению аналитиков, в целом курс внешней политики Ирана после гибели Раиси не изменится. Погибший президент был близок к верховному лидеру Ирана, аятоллу Хаменею, который, собственно, разрабатывает и одобряет геополитическую тактику Тегерана. 

Весьма интересной представляется реакция мира на смертельный инцидент с Раиси. Так, свои соболезнования направили в Тегеран лидеры множества демократических стран и объединений (включая, например, председателя Евросовета Шарля Мишеля и главу дипломатии ЕС Жозепа Борреля). Посочувствовали также и в НАТО.

Траур объявили в Ираке, Сирии, Пакистане, Индии, Ливане. В ливанской шиитской группировке «Хезболла» заявили, что президент Раиси был «словно старший брат». Группировка «Хамас» назвала погибшего политика «одним из лучших лидеров в истории Ирана», который «самоотверженно защищал палестинские интересы». А глава йеменского Высшего революционного комитета хуситов Мухаммед Али аль-Хуси выразил уверенность в том, что у иранцев и дальше будут «лидеры, лояльные народу и воле Всевышнего».

Согласно Конституции Ирана, новый и. о. президента вместе с главами законодательной и судебной властей должен будет обеспечить проведение президентских выборов в 50-дневный срок. В понедельник была объявлена предполагаемая дата голосования – 28 июня. Регистрация кандидатов должна будет начаться уже 28 мая.

Решающая роль во всех электоральных процессах, как отмечают эксперты, окажется у верховного лидера аятоллы Али Хаменеи. Он, кстати, и сам успел побывать президентом, причем стал им тоже при трагических обстоятельствах. В 1981 году второй президент Ирана Мохаммад Али Раджаи погиб в результате покушения. Его преемником и оказался Али Хаменеи. Именно президентство помогло ему в 1989 году занять пост верховного лидера Исламской Республики.

К слову, Али Хаменеи, который в этом году отметил 85-летие, рассчитывал сделать Эбрахима Раиси своим преемником. Таким образом, теперь же нужно определяться с кандидатурами не только президента, но и будущего аятоллы.

По прогнозам аналитиков, новым президентом вполне может стать вышеупомянутый Мохаммад Мохбер, имеющий тесные связи с Корпусом стражей исламской революции (КСИР). Вариант с возвращением либеральных и умеренных сил – например, ранее занимавших пост президента Хасана Роухани (2013–2021) и Мохаммада Хатами эксперты считают реальным, но крайне маловероятным.

Мохаммад Мохбер родился в 1955 году в городе Дизфуль. Его отец шейх Аббас какое-то время был имамом в городской мечети. Мохбер имеет докторскую степень по международному праву Университета имени Шахида Бешехти, а также докторскую степень по менеджменту Университета города Дизфуль. Мохбер служил в медицинском Корпусе стражей исламской революции в годы ирано-иракской войны на должности офицера здравоохранения корпуса города Дизфуль. Работал вице-президентом по торговле и транспорту фонда «Мустафафан», главой совета директоров банка «Сина», заместителем губернатора юго-западной провинции Хузестан. Также работал в руководстве телекоммуникационных компаний «Хузестан» и «Дизфуль».

С 2007 года возглавлял инвестиционный фонд «Сетад», который был создан еще по приказу основателя Исламской Республики аятоллы Рухоллы Хомейни. Фонд занимается продажей недвижимости и управлением недвижимостью, заброшенной после Исламской революции 1979 года. В 2013-м в отчете о расследовании СNN назвало исполнительный штаб «огромной экономической империей» и оценило стоимость ее активов на тот момент в $95 млрд. Мохаммад Мохбер неоднократно подвергался обвинениям в коррупции.

В 2010 году Европейский союз ввел против Мохаммада Мохбера санкции за предполагаемую причастность к «деятельности, связанной с ядерным оружием или баллистическими ракетами». Два года спустя он был исключен из списка.

8 августа 2021 года, после избрания Эбрахима Раиси президентом, Мохаммад Мохбер был назначен первым вице-президентом Ирана. Мохбер, как и бывший президент Раиси, считается близким к Верховному лидеру Али Хаменеи, за которым остается последнее слово во всех государственных делах.

В октябре 2022 года Мохаммад Мохбер в составе правительственной делегации приезжал в Москву. Как утверждали источники агентства Reuters, Тегеран тогда согласился «поставить России ракеты класса «земля-земля» и дополнительные беспилотники». Официального подтверждения этой информации нет.

Размышляя о версиях внезапной гибели Раиси, политолог Алексей Голобуцкий отмечает: «Вскоре какой-нибудь неизвестный полковник МОССАД получит медаль без названия причин. Кроме того, с Раиси летел глава МИД Ирана Хоссейн Амир Абдоллахиян – человек ликвидированного Сулеймани, поддерживавший тесные отношения с верхушкой ХАМАС. Вполне возможно причастны радикалы КСИР, ХАМАС и не только: ибо всего несколько дней назад высокопоставленные должностные лица американских и иранских официальных лиц провели переговоры через посредников, чтобы попытаться снизить угрозу более широкого конфликта на Ближнем Востоке. Это могло кардинально кого-то не устраивать. Еще один момент. Аятолла Хаменеи уже старенький, ему 85. И сейчас, пока он еще дышит, продолжается подковерная борьба за место преемника. И вот как раз Раиси имел неосторожность вести себя как практически официальный преемник аятоллы. И это безумно не нравилось сыну Хаменеи Моджтаби. Ибо позиции Раиси были для этого вполне достаточны: особые отношения с Кремлем (т.е. доступ к ресурсам и технологиям), тесть - имам пятничной молитвы Мешхеду, да и целый мешхедский клан, уже находящийся у власти и распоряжающийся админресурсом. Плюс интриги -и есть версия, что даже уже была сформирована коалиция для голосования за Раиси на должность лидера, как только Хаменеи отбросит коньки. К слову, исламисты снова жестко закрутили гайки, народ возмутился. Но в любом случае, в некоторых районах Тегерана и Исфахана народ отмечает смерть Раиси фейерверками и музыкой, как сообщают израильские паблики.  А тем временем иранская разведка ищет индийского (!) гражданина, замеченного у вертолета Раиси перед взлетом».

Подчеркнув, что версии, очевидно еще появятся, эксперт не исключил и естественную причину, «поскольку это шахеды у них новые, а вертолеты- старые лохмотья». 

Тем временем мировые медиа также не упустили возможности поразмышлять, кому может быть выгодна смерть Раиси, и приведет ли она к изменениям во внешней и внутренней политике официального Тегерана.

«Принимавший участие в жестоких случаях подавления оппонентов Исламской Республики, господин Раиси был протеже верховного лидера Ирана аятоллы Хаменеи и верным сторонником религиозного правления в стране. Вопрос о преемственности власти в Иране стал острее, поскольку господину Хаменеи уже 85, и у него есть проблемы со здоровьем. Отбор следующего верховного лидера – процесс непрозрачный, связанный с политическим соперничеством и маневрированием. Господин Раиси рассматривался в качестве одного из основных претендентов на эту роль и был фаворитом крайне правой фракции, как и сын аятоллы Хаменеи Моджтаба. Смерть Раиси фактически подготавливает почву для младшего Хаменеи», - отмечает The New York Times.

«Противники Ирана, включая Америку, Израиль и Саудовскую Аравию, намерены укрепить свои связи в области безопасности, чтобы противостоять Ирану. Экономика страны слабеет, и дальнейшее ужесточение американских санкций может стать для нее ударом. Кроме того, смерть господина Раиси может превратить в хаос предстоящую политическую борьбу в Иране. У Эбрахима Раиси было немало врагов внутри Ирана, начиная с относительно умеренных деятелей, которых он маргинализировал, до соратников-консерваторов, которые считали его неумелым президентом. Логично и то, что некоторые иранцы задались вопросом, а не причастен ли к крушению вертолета Израиль. Но мало кто из иранцев будет скорбеть по нему. Они запомнят его как «судью-вешателя» на посту прокурора в Тегеране. И они будут помнить его неумелое управление экономикой – господин Раиси наполнил свой кабинет военными и религиозными деятелями, которые ничего не делали, когда менее чем за три года риал потерял 55% стоимости», - констатирует The Economist.

В свою очередь The Jerusalem Post делает следующий акцент: «Единственное, чем господин Раиси выделялся, - это тот факт, что многие иранские исследователи за пределами страны видели в нем потенциального преемника аятоллы. Если к этой катастрофе привел преступный умысел, тогда это было сделано с прицелом на гонку преемников. У иностранных держав нет никаких причин убивать Раиси, поскольку он не был влиятельной фигурой в оборонном истэблишменте страны».

Напомнив о том, что Раиси был сторонником жесткой линии и известен тем, что подавлял в Иране любое несогласие и свободу слова, а также следил за соблюдением закона «о ношении хиджаба и целомудрии», который давал неограниченные полномочия сотрудникам полиции нравов, The Jerusalem Post подытоживает: «Дым от фейерверков в небе в день гибели Раиси показывает, что на земле пылает огромное пламя против репрессивного режима в Иране».

Читайте также: В Иране назвали дату досрочных выборов президента

Читайте также: Объясняем, как работает сложная система религиозно-светской власти в Иране

Ромашова Наталия

Самое читаемое