Наука и технологииКосмос

Ученые обнаружили одну из самых нетронутых частиц Солнечной системы (Фото)

19:15 16 июн 2022.  1622Читайте на: УКРРУС

Осколки камня были доставлены на Землю японской космической миссией «Хаябуса-2» в декабре 2020 года.

Ученые объявили, что одна пятая унции темных пятнышек, доставленных на Землю с астероида японским космическим кораблем, являются одними из самых нетронутых частиц солнечной системы, когда-либо изученных. Этот факт должен помочь ученым-планетологам уточнить свои знания о компонентах диска из пыли и газа, который вращался вокруг Солнца около 4,6 миллиарда лет назад, прежде чем слиться в планеты и более мелкие тела.

«Мы должны переписать химию Солнечной системы», — сказал Хисаёси Юримото, профессор наук о Земле и планетах в Университете Хоккайдо в Японии и руководитель исследовательского анализа, описанного в статье, опубликованной журналом Science.

Читайте также: Новые доказательства жизни за пределами Солнечной системы обнаружили японские ученые

Космический корабль «Хаябуса-2» прибыл к богатому углеродом астероиду Рюгу в 2018 году. Миссия управлялась японским космическим агентством JAXA, и на изучение Рюгу ушло более года. Это включало несколько кратковременных спусков на поверхность , чтобы собрать образцы грязи с астероида, и даже использование взрывчатки, чтобы взорвать новый кратер на его поверхности. В декабре 2020 года Hayabusa2 снова пролетел мимо Земли, сбросив небольшую капсулу с кусочками Рюгу в австралийской глубинке.

Ученые миссии провели прошлый год, изучая то, что привезла Хаябуса-2. «Это груда камней, гальки и песка», — сказал Сёго Тачибана, планетолог из Токийского университета и главный исследователь, отвечающий за анализ образцов. По его словам, самый большой кусок был размером около одного сантиметра, около четырех десятых дюйма. Многие частицы были размером около миллиметра.

Команда доктора Юримото получила лишь капельку астероида — менее одной двухсотой унции. Самым большим сюрпризом их анализа стало то, что обломки Рюгу очень похожи на метеорит весом 1,5 фунта, упавший в Танзании в 1938 году. Метеорит Ивуна, названный в честь региона, в котором он упал, был очень редким типом. Из более чем 1000 космических камней, обнаруженных на поверхности Земли, только пять относятся к этому типу, известному как хондрит CI. (C обозначает углеродистый, что означает содержащий соединения углерода, а I обозначает Ivuna. Хондрит — это каменный метеорит.)

Образцы OSIRIS-REX из Бенну вернутся на Землю в следующем году.

Датировка образцов Рюгу показала, что материал образовался примерно через 5,2 миллиона лет после рождения Солнечной системы.

Метеорит типа CI упал на Землю в 1938 году.

Доктор Сара Рассел, руководитель группы планетарных материалов в Музее естественной истории в Лондоне сказала, что считалось, что углеродистые хондриты образовались во внешней части Солнечной системы, дальше, чем нынешние орбиты большинства астероидов. Она описала их как «глубоко замороженные реликвии ранней Солнечной системы».

Метеориты CI обладают составом более тяжелых элементов, очень похожим на состав, измеренный на поверхности Солнца, — например, соотношение натрия и серы к кальцию. Таким образом, планетологи считали, что это хороший признак строительных блоков, которые заполняли раннюю Солнечную систему. Это обеспечивает ключевые параметры для компьютерных моделей, направленных на понимание того, как сформировались планеты.

Образцы почвы, собранные в Рюгу.

Анализ показал, что материал был нагрет в начале своей истории, расплавив лед до воды, что привело к химическим реакциям, изменяющим минералы. Но относительное количество различных элементов практически не изменилось, отмечают ученые.

Это согласуется с картиной, которую Рюгу сформировал из обломков, сброшенных с гораздо большего астероида диаметром в несколько миль. (Метеориты CI, вероятно, также произошли от более крупного родительского астероида, а не от Рюгу.)

Совпадение Рюгу с метеоритами CI было неожиданным, потому что метеориты CI содержат много воды, а дистанционные измерения Хаябусы-2 в Рюгу показали присутствие некоторого количества воды, но поверхность была в основном сухой. Лабораторные измерения, однако, показали около 7 процентов воды, сказал доктор Тачибана, соавтор нового исследования Science. Это значительное количество для такого минерала.

Доктор Татибана сказал, что ученые работают над пониманием этого несоответствия.

Ученые также обнаружили некоторые различия между образцами из Рюгу и метеорита Ивуна. Метеорит Ивуна содержал еще больше воды и минералов, известных как сульфаты, которых не было в Рюгу.

Различия могут указывать на то, как изменился минералогический состав метеорита за десятилетия, проведенные на Земле, поглощающие воду из атмосферы и подвергающиеся химическим реакциям. Это, в свою очередь, могло бы помочь ученым выяснить, что сформировалось в составе Солнечной системы 4,6 миллиарда лет назад и что изменилось в последнее время в метеоритах CI за несколько десятилетий на Земле.

«Это показывает, почему так важно отправляться в космические полеты, исследовать и возвращать материал действительно контролируемым образом», — сказала доктор Рассел.

Ранее мужчина случайно нашел редкий метеорит, которому 4,6 миллиарда лет.

Фото: JAXA