ПолитикаВласть

Деолигархизация или фикция: нужны ли партиям бюджетные миллионы

14:52 01 авг 2019.  4073Читайте на: УКРРУС

В экспертных кругах и соцсетях одной из наиболее обсуждаемых тем является государственное финансирование партий. Мнения по этому поводу разделяются.

Одни убеждены, что бюджетное донорство для политсил существенно снизит их зависимость от олигархического «спонсорства», другие, напротив, уверенны, что самодостаточной партсиле на полноценное существование вполне должно хватать партийных взносов. Кто тут прав, а кто нет разбиралась Lenta.ua. 

В 2015 году Рада приняла закон, который ввел госфинансирование партий. Утверждение документа было одним из условий Евросоюза для предоставления Украине безвизового режима. В ЕС убеждали: государственное финансирование партий — путь к их независимости от олигархов и крупного бизнеса. Дескать, так же происходит в 39 из 44 стран Европы. В обмен на бюджетные средства партии открывают свою финансовую отчетность, выводя деньги из тени. 

Согласно закону, на бюджетные гривны могут претендовать политсилы, которые получили по многомандатному округу (по спискам) не меньше 2% голосов избирателей. 

По итогам нынешних досрочных парламентских выборов-2019 на госфинансирование претендуют 11 партий — 5 парламентских и 6 политсил, набравших 2%, но оставшихся за бортом ВР. 

Сколько всего расходов предусматривает бюджет каждого следующего года на содержание партий посчитать не сложно. Схема предельно проста: общее количество участников выборов умножается на 0,02% от размера прожиточного минимума, установленного на 1 января. Согласно данным Центризбиркома, на внеочередных выборах в Раду проголосовали 14 млн 718 тыс. 556 избирателей. Прожиточный минимум на 2019 год составляет 1 тыс. 921 грн. Таким образом, несложные расчеты показывают, что партии распределят между собой 565 млн 486 тыс. 922 грн. госфинансирования. То есть, получается, что в среднем каждый избиратель вместе с голосом на внеочередных парламентских выборах «подарил» своей партии около 39 гривен собственных налогов. 

Наибольший кусок от бюджетного пирога «откусит» президентская «Слуга народа»- 537 млн. грн., это есть свыше 2,5 миллиардов за 5 лет каденции Рады. Далее следуют: «Оппозиционная платформа- За жизнь» - 141 млн за год; «Европейская солидарность» - 109; «Батькивщина» - 93; «Голос»- 77; «Сила и честь» - 54; «Оппозиционный блок» - 40; «Партия Шария» - 38; «Радикальная партия Ляшко» - 34; «Украинская стратегия Гройсмана» - 27; «Свобода» - 26.

Партии, преодолевшие проходной барьер, помимо базового финансирования, получат еще и полное возмещение своих расходов на избирательную кампанию. Правда, компенсацию они получат только за официальную часть расходов, отраженную в финансовых отчетах. Логика этой нормы заключается в том, чтобы стимулировать партии выводить свои расходы и поступления из тени. 

«Государство платит партиям немалые средства. Я убежден, что на эти средства партии вполне могут работать: содержать центральный аппарат, региональные отделения, проводить деятельность, издавать партийную прессу, проводить встречи с избирателями, содержать аналитические центры. Это все в рамках государственного финансирования. В такой ситуации любая политическая сила может сказать «нет» представителю олигархической группы, который попытается через партию продвигать свои интересы», - полагает председатель Комитета избирателей Украины (КИУ) Алексей Кошель. 

Но есть и другое мнение. К примеру, бывший нардеп Николай Томенко недавно зарегистрировал на официальном сайте президента петицию с требованием упразднить госфинансирование партий. Документ на момент подготовки данного материала собрал 20 тысяч 519 голосов из 25 тыс. необходимых. В обращении сказано, что за 2016-2019 годы из госбюджета на деятельность политсил выделено 1 миллиард 500 миллионов гривен. «Деньги, поступающие из карманов украинских граждан, партии тратят в основном на телевизионную рекламу, которой их лидеры поздравляют нас с праздниками. По моему убеждению, использовать народные деньги на содержание партий в воюющей, бедной, коррумпированной стране – цинично и недопустимо», - аргументирует Томенко. 

Критики закона о госфинансировании партий указывают и на неэффективный механизм контроля за средствами. Следить за законностью и целевым использованием бюджетных гривен партиями должны Национальное агентство противодействия коррупции (НАПК) и Счетная палата (СП). Но активностью «контролеры» не отличаются: НАПК за последние несколько лет выписала лишь несколько штрафов партиям-нарушителям. 

Сегодня ни один закон или подзаконный акт не регулирует порядок сотрудничества НАПК с СП в вопросе контроля за использованием партиями денег из госбюджета. Получается каламбур: одна и та же функция возложена на два различных органа, а механизм их взаимодействия нигде четко не прописан. 

А закон, предусматривающий госфинансирование партий выписан так, что его можно легко обойти. Так, согласно закону, средства из госбюджета перечисляются на специально открытый счет партий. Но эта норма касается только центральных ячеек, которым не запрещено перечислять деньги налогоплательщиков на уже существующие счета региональных организаций. Там средства из бюджета «сливаются» с вкладами от физических и юридических лиц, после чего отследить, на что конкретно они были потрачены априори нереально. 

Но несмотря на всевозможные законодательные лазейки, в том же движении «Честно» констатируют, что идея государственного финансирования партий не такая уж и плохая, делая следующий акцент: «Практика госфинансирования партий распространена во всем мире и особенно в западных демократиях. Лишь несколько стран Европы не имеют государственного финансирования в той или иной форме. Логика заключается в том, чтобы предоставить партиям альтернативный источник финансирования, что должно уменьшить их зависимость от крупных доноров, в нашем случае - от олигархов. Мгновенного результата от внедрения государственного финансирования ждать не приходится, поскольку трансформация может продолжаться несколько избирательных циклов и зависит и от ряда факторов. В частности, от экономической ситуации, работы контролирующих органов и судов, а также от создания независимых от олигархов медиа». 

В тоже время, один из действующих нардепов, занимающийся в своей партии организационными вопросами, рассказал нам, что минимально необходимая сумма на содержание полноценного партпроекта - это миллион и более долларов в месяц. «Большая часть наших партий - это политотделы олигархов, а госфинансирование сняло с них лишь малую часть расходов и на самом деле является каплей в партийном финансовом море». 

Наталия Ромашова 

Крижак Дмитрий

Новости

Самое читаемое