Наука и технологииКосмос

Ученые показали эпические виды на самый большой каньон Солнечной системы (Фото)

19:45 25 июл 2022.  991Читайте на: УКРРУС

У Земли нет ничего, что можно было бы даже близко сравнить с Долиной Маринер.

Самый большой известный каньон в Солнечной системе получил звездное изображение на новых снимках с орбитального аппарата Европейского космического агентства Mars Express.

Когда он пронесся по марсианской орбите, космический корабль захватил пару бороздок на поверхности планеты, которые составляют часть Долины Маринер, системы каньонов, известной как Большой Каньон Марса.

Читайте также: Будущее Солнечной системы предсказали ученые

Имея 4000 километров  в длину и 2000 километров в ширину, Долина Маринерис почти в 10 раз длиннее и в 20 раз шире, чем обширная система каньонов в Северной Америке. У Земли нет ничего, что можно было бы даже близко сравнить с Долиной Маринер, что делает эту особенность очень интересной для ученых-планетологов.

Изображения сегментов, сделанные Mars Express, включают в себя участки двух ущелий: Иус слева и Титоний справа. Тщательное изучение деталей этих невероятных природных структур может помочь ученым понять геологию и геологическую историю Марса.

Чамсата на Марсе
Расположение двух ущелий. ( Научная группа NASA/MGS/MOLA )

Например, Марс сейчас кажется тектонически вымершим, его кора слилась в один дискретный слой, покрывающий внутреннюю часть планеты. Это в отличие от Земли, кора которой разделена на плиты, которые могут перемещаться с целым рядом последствий.

Долины Маринера, считают ученые, образовались еще тогда, когда на Марсе действительно существовали тектонические плиты. Недавние исследования показали, что система каньонов сформировалась в результате расширяющейся трещины между плитами давным-давно. Это делает долину Маринерис действительно очень интересной.

На снимках с Mars Express каньон выглядит относительно мелким, но две пропасти невероятно велики; версия с полным разрешением составляет примерно 25 километров на пиксель. Ущелье Иус простирается на 840 километров в длину, а ущелье Титоний — на 805 километров.

Орбитальный аппарат также оснащен возможностями трехмерного изображения, которые показывают, что на этом изображении каньон достигает максимальной глубины — около 7 километров, что в пять раз глубже, чем Большой каньон.

Топография Ius и Tithonium Chasmata
Топография двух ущелий. ( ESA/DLR/FU Берлин )

Есть несколько примечательных особенностей, которые изображения раскрывают в двух пропастях. Внутри Иуса, вероятно, образовался ряд зазубренных гор, когда две тектонические плиты разошлись. Как это было некоторое время назад, эти горы изрядно размыты.

Титоний частично окрашен в более темный оттенок в верхней части изображения. Это могло произойти из близлежащего вулканического региона Фарсис  к западу от ущелья. Из этого темного песка возникают более бледные насыпи; на самом деле это горы высотой более 3 километров.

Однако вершины гор были смыты эрозией. Это говорит о том, что любой материал, из которого сделана гора, мягче и слабее, чем скала вокруг нее.

Однако эта скала не является непроницаемой. В правом нижнем углу наиболее заметной из гор черты указывают на недавний оползень стены каньона справа.

аннотированная карта ущелий
Аннотированная карта, показывающая различные особенности ущелья. ( ESA/DLR/FU Берлин )

Интересно, что Mars Express обнаружил сульфатсодержащие минералы в некоторых особенностях Титониевой ущелья. Это было истолковано как свидетельство того, что ущелье когда-то (по крайней мере, частично) было заполнено водой.

Доказательства далеки от окончательных, но недавнее обнаружение водорода в ущелье предполагает, что много воды может быть связано с минералами под поверхностью.

Как и в случае с большинством наук о Марсе, трудно делать выводы с уверенностью, поскольку мы вынуждены — по крайней мере, в настоящее время — изучать его дистанционно. Но выявление областей, представляющих интерес, может помочь в планировании будущих марсианских миссий, как с экипажем, так и без экипажа; Отправка марсохода в долину Маринерис, безусловно, поможет ученым ответить на некоторые из возникших животрепещущих вопросов.

Такие изображения полезны с научной точки зрения, потому что они помогают сформулировать, а иногда и ответить на эти вопросы. Но они также просто потрясающе великолепны.

Ранее ученые выяснили, почему Марс внезапно остыл.

Фото: Европейское космическое агентство