Война и мирВойна

Не ракетами, так урнами: какую игру затеял Путин для «сохранения лица»

19:03 20 сен 2022.  414Читайте на: УКРРУС

После глобально опасных «игр» вокруг крупнейшей в Европе Запорожской АЭС путинские «освободители» давеча обстреляли Южноукраинскую атомную электростанцию. Ракета оккупантов упала недалеко от реакторов. Наряду с реальным оружием Кремль использует и политическую «артиллерию», активизируя тему так называемых референдумов на захваченных территориях. Как далеко готов зайти Путин с тем, чтобы сохранить то, что осталось от лица правящего российского режима, разбиралась Lenta.UA.

ВлаВ ночь на понедельник, 19 сентября, рашисты обстреляли промышленную зону Южноукраинской атомной электростанции. Ракета упала в трехстах от реакторов, сообщили в пресс-службе государственного предприятия «Энергоатом». Южноукраинская АЭС, отметим, расположена в условном тылу – на расстоянии более 200 км от линии фронта на севере Николаевщины. Ударной волной было повреждено здание АЭС, разбито более ста окон, отключился один из гидроагрегатов Александровской ГЭС, входящей в состав Южноукраинского энергокомплекса. Также вследствие удара из строя вышли высоковольтные линии электропередач. К счастью, люди из-за «прилета» не пострадали, а на данный момент все три энергоблока ЮАЭС работают в штатном режиме.

На обстрел отреагировал президент Владимир Зеленский. «Оккупанты снова захотели пострелять, но забыли, что такое атомная станция. Россия сегодня подвергает опасности весь мир. Необходимо остановить ее, пока не поздно», - написал нынешний хозяин Банковой в Twitter.

Читайте также: В ОП прокомментировали флешмоб «референдумов», устроенный оккупантами

В Генштабе в свою очередь сообщили, что по станции ударили из «Искадера» - представителя семейства российских оперативно-тактических ракетных комплексов (ОТРК).

«270 метров там от трех ядерных реакторов. Такой мощности взрыва он повредил контакты, защищающие ядерный реактор. Кроме ядерного терроризма, никак по-другому охарактеризовать это нельзя. Они не собираются приостанавливать свои террористические действия», - заявил глава «Энергоатома» Петр Котин, добавив при этом, что госкомпания уже обратилась с «тревожным» письмом в МАГАТЭ — Международное агентство по ядерной энергии.

Отметим, что ракеты росоккупантов уже не раз пролетали в опасной близости к Южноукраинской АЭС, а на еще одной украинской АЭС – Запорожской – российская армия и вовсе разместила свою военную технику. Запорожская атомная станция – крупнейшая в Европе, имеет шесть ядерных реакторов. Уже полгода она находится в руках рашистов. Кремль обвиняет в обстрелах Вооруженные силы Украины, а Киев, приводя конкретные доказательства, говорит о ядерном терроризме РФ и об огромной опасности для всего мира. В начале сентября Запорожскую АЭС посетила миссия МАГАТЭ. В своем отчете эксперты этой профильной международной организации указали, что с начала захвата станции россиянами – в марте – существенно нарушены все семь основ ядерной безопасности.

В начале полномасштабного вторжения в Украину 24 февраля российские войска захватили Чернобыльскую АЭС и больше месяца находились на ее территории. При этом абсолютно все призывы — ООН, ОБСЕ, МАГАТЭ и прочих структур о том, что любого рода «телодвижения» вокруг атомных объектов недопустимы Кремль целиком и полностью игнорирует.

Отвечая давеча в эфире общенационального телемарафона на вопрос о том, нужно ли останавливать из-за опасного инцидента Южноукраинскую АЭС Елена Паренюк, старшая научная сотрудница Института проблем безопасности атомных электростанций НАН Украины отметила следующее: «Думаю, здесь следует серьезно оценить все плюсы и минусы, ведь Южноукраинская станция дает нам достаточно много энергии. Это решение должны принимать взвешенно те люди, которые обладают всей полнотой информации. Мы сейчас входим в отопительный период, нам нужна электроэнергия. Ситуация на Запорожье была намного опаснее по сравнению с Южноукраинской АЭС, потому что там военный контингент, а работа ЗАЭС проходила под жестким давлением на персонал. Все атомные станции Украины охраняет ПВО, поэтому будем надеяться, что Южноукраинская станция в безопасности, а недавний обстрел – эксцесс, но не закономерность. Пока наши ядерщики в Чернобыле, Ровно, Хмельницком, Южноукраинске работают, как герои, ведь прекрасно понимают, что именно они держат энергетический фронт».

Говоря о необходимости «продавливания» темы наложения санкций на ядерный сектор РФ госпожа Паренюк подчеркнула: «Росатом» - это огромный источник прибыли для экономики РФ. Считаю, что определенные экономические санкции возможны, но продвигать этот кейс нужно очень осторожно. Нельзя забывать, что у РФ есть еще и ядерное оружие».

Несмотря на вполне оправданные, с учетом абсолютной бесшабашности оккупантов опасения профильных экспертов, Кремль не пойдет на применение «кнопки» в войне против Украины, убежден советник министра внутренних дел и исполнительный директор Института будущего Вадим Денисенко. «Я не верю в то, что Путин решится применить ядерное оружие, ведь после этого его ждет судьба Хусейна или Каддафи», - отметил Денисенко.

Ядерное оружие – последний вариант для Путина в войне с Украиной, считает российский правозащитник Марк Фейгин: «Они (российская власть - ред.) скорее прибегнут к всеобщей мобилизации, потому что там еще нужно смотреть, как оно все дальше пойдет, а ядерное оружие назад не отыграешь. Я думаю, что этого последнего средства Путину не дадут. В мобилизацию еще могут поиграть, а вот с ядерным оружием – нет».

На Западе говорят о стратегической неопределенности, которая возникла в связи с военными неудачами «освободителей» в Украине. Так, глава Объединенного комитета начальников штабов США Марк Милли вчера заявил, что война перешла в новую фазу, когда ВСУ захватили стратегическую инициативу. И остается неясным, как Россия на это отреагирует. Судя по контексту выступления генерала, в качестве одной из реакций он рассматривает и прямой конфликт Москвы с Североатлантическим Альянсом. Милли 19 сентября посетил американскую базу в Польше и проверил ее систему ПВО, включая ракетные батареи Patriot, которые «станут последней линией обороны, если Россия решит атаковать базу, рискуя начать войну с НАТО». «Война сейчас идет не слишком хорошо для России. Поэтому мы все обязаны поддерживать высокую степень готовности», - сказал Милли в Варшаве аккурат после посещения базы.

Параллельно в Вашингтоне на наивысшем уровне активно обсуждают с западными союзниками и план реагирования на возможное применение Россией ядерного оружия в Украине. «Президент Байден четко сказал, что любое использование ядерного оружия будет недопустимым и вызовет серьезные последствия... Мы работаем над этим и в США, и обсуждаем вместе с партнерами то, как мы могли бы поступить в ответ на те действия, которые были бы абсолютно неприемлемыми», - заявила посол США в Украине Бриджит Бринк. Разговоры о применении тактического ядерного оружия Россией в ответ на военные неудачи в Украине – это сейчас одна из самых обсуждаемых на Западе тем. Ее анализируют в контексте такого удара по Украине – то есть не по территории НАТО, что в теории не активирует участия Альянса в этой в войне. Но это всего лишь теория, тогда как на самом деле, о чем свидетельствуют вышеприведенные слова генерала Милли, даже ограниченный ядерный удар по Украине может вызвать непредсказуемый сценарий.

Впрочем, пока в России пытаются набирать военных для обычной сухопутной армии. То есть, не теряют надежды завершить пресловутую «спецоперацию» в свою пользу конвенциональным способом. В частности, продолжается активный набор добровольцев, а близкий к Путину бизнесмен Евгений Пригожин лично агитирует вступить в ряды скандально известного «Вагнера» зэков.

«С каждым днем становится все более очевидным, что от Кремля отвернулись все его влиятельные возможные союзники – достаточно посмотреть на отношение к кремлевскому фюреру лидеров Китая и Индии на недавнем саммите ШОС. Соответственно, Кремлю смертельно необходима пауза для передышки, внутренней перегруппировки и мобилизации всевозможных ресурсов. Именно поэтому он так активно на всех уровнях во все стороны посылает сигналы о своей готовности к переговорам. На них Кремль хочет зафиксировать потенциальное согласие Украины на условную (в мире ее не признают) независимость «ДНР-ЛНР»- это как бы соответствует сегодняшним официальным целям тамошней СВО. В обмен оккупанты уходят с юга Украины (Крым- за скобками). Также агрессор хочет договориться о перемирии, переводящем боевые действия в режим, аналогичный «Минску-2». Снятие части санкций- это уже бонус. В случае несогласия Украины будет попытка разрушить нашу критическую инфраструктуру, о чем Путин говорит уже открыто. Наш подход должен быть однозначен: если врагу необходима пауза, значит, мы ее давать не должны. Главное – убедить в этом наших союзников», - анализирует очевидную и завуалированную тактику Кремля политолог Александр Кочетков.

Из-за четко заявленной Банковой позиции о том, что любого рода переговоры с РФ возможны лишь в случае вывода табунов «освободителей» с украинской территории, у Путина правдами-неправдами пытаются максимально повысить ставки. Вчера, к примеру, на захваченных Россией территориях нашей страны вдруг резко активизировали тему «народного волеизъявления».

«Общественная палата «ЛНР» обратилась к «главе республики» Пасечнику с призывом немедленно провести «референдум» о вхождении в состав РФ. То же сделали и в «ДНР», так называемый руководитель которой Пушилин на камеру созвонился с Пасечником и обсудил эту инициативу. Интересно, что параллельно с этим постановочным спектаклем, о необходимости быстрейшего проведения «референдума» заявили и назначенные российскими оккупантами «власти Херсонской области». Аналогичные заявления сделали и марионетки из оккупированой Запорожской области. Очевидно, что такая синхронность вызвана отнюдь не самодеятельностью гауляйтеров, а спланированной российской акцией. К слову, косвенно это подтвердили в Госдуме РФ. Депутат от пропутинской «Единой России» Виктор Водолацкий вчера заявил, что «голосование» пройдет, цитируем, в ближайшее время.

Глава Луганской ОВА Сергей Гайдай «предвыборную» лихорадку рашистов объяснил тем, что «референдум» откроет путь к общей мобилизации в РФ. Сепаратисты Донбасса напуганы украинским контрнаступлением и потому в очередной раз умоляют Россию аннексировать оккупированные украинские территории, что позволит Кремлю начать новый виток войны, заявил он. «Оккупанты снова заговорили о «выборах без выборов», потому что Вооруженные силы Украины загнали их в тупик», - прокомментировал Гайдай вчерашний звонок Пушилина Пасечнику.

По его мнению, формальная просьба о присоединении от самопровозглашенных территориальных образований нужна России, чтобы обосновать новый виток войны: «Я давно говорю об этой угрозе. Оккупанты могут по-быстрому провести фейковый референдум о присоединении к России, и тогда уже деоккупация Луганской области будет, с точки зрения России, прямым нападением на Россию. Это даст возможность провести всеобщую мобилизацию, объявить войну и так далее».

Весьма и весьма показательно, что схожая точка зрения прозвучала давеча и из уст небезызвестной роспропагандистки Маргариты Симоньян. «Сегодня референдум, завтра – признание частью РФ, послезавтра – удары по территории России становятся полноценной войной Украины и НАТО с Россией, развязывающей России руки во всех отношениях», - заявила она.

Наиболее часто встречающееся объяснение экспертов того, почему Кремль сегодня максимально «качает» тему так называемых выборов- тяжелая ситуация для России на фронте, где ВСУ продолжают наступление на Харьковщине и пока не очень понятно смогут ли путинские «освободители» удержаться на границах Луганской области. Кстати, вчера упомянутый выше глава Луганской ОВА Гайдай сообщил, что село Белогоровка на Луганщине освобождено украинскими войсками. Поэтому при таких, мягко говоря, не оптимистичных для оккупантов раскладах, «плебисцит» и перспектива перевода после него войны на новый уровень вплоть до угроз использования ядерного оружия может рассматриваться у Путина как единственно действенный способ побудить Киев остановить боевые действия на нынешней линии фронта, «заморозив» ситуацию имитационными переговорами. Этот сценарий, впрочем, как отметил в разговоре с Lenta.UA близкий к Банковой политолог, «отлично просекают в президентском Офисе, и, оценивая все риски, осознают, что любого рода переговоры с РФ на данный момент – это игра в свои же ворота».

Читайте также: Путин сделает заявление по поводу псевдореферендумов на оккупированных территориях Украины

Ромашова Наталия

Самое читаемое