КультураУтрата

Кинозвезда и ее режиссер: вспоминаем историю любви Моники Витти и Микеланджело Антониони

12:55 03 фев 2022.  1453Читайте на: УКРРУС

Десять лет их жизни рядом друг с другом создали эпоху в истории мирового кино.

Моника Витти, о смерти которой в возрасте 90 лет мы сообщили вчера, и которая, по словам ее родных, в последние годы жизни страдала болезнью Альцгеймера, исчезла из публичной жизни уже давно. Однако снималась она в кино почти 30 лет и, скорее всего, для нее, как и для каждой актрисы (да и просто как красивой женщины), было бы обидно, если бы всю ее кинокарьеру свели к тем годам, когда она работала с Микеланджело Антониони. Тем более, что все четыре фильма с ним, которые сделали ее не просто кинозвездой, а одной из главных актрис в истории мирового кино, укладываются всего в четыре года от "Приключения" (1960) до "Красной пустыни (1964), между которыми были "Ночь" (1961) и "Затмение" (1962).

Для нее это было тем более важно, что она потом (да и в это время) постоянно говорила журналистам, что она совсем не похожа в жизни на своих "отчужденных" и одиноких героинь в фильмах Антониони. (Да и сам режиссер как-то сказал, что его фильмы - "плод моего интеллектуального, а не эмоционального, опыта"). Более того, расставшись с Антониони после его фильма Blow up, который он снимал в Британии, где женщин в главных ролях вообще не было (второстепенную играла Ванесса Рейдгрейв, а во фривольном эпизоде промелькнула совсем юная Джейн Биркин) она снималась в основном в комедийных фильмах.

Но, тем не менее, обоим главным героям этой love story, дожившим уже с другими спутниками жизни до очень преклонных лет (Антониони умер в 94 года), некуда деться от того, что в истории кино главной характеристикой Витти всегда будет "муза Антониони", а одной из главных характеристик творчества режиссера - "его вершиной была тетралогия отчуждения с Моникой Витти".

Всё это тем более удивительно, что Антониони актеров, что называется, ни в грош не ставил. Как-то он сказал студентам итальянского киноцентра, куда его пригласили в качестве почетного гостя, что "актер не должен мыслить, актер должен существовать". И развил эту мысль в одной из своих статей: "Когда актер умен, его желание быть хорошим актером утраивается. Он хочет создать сложный образ, учесть малейшие оттенки и тем самым влезает не в своё дело".

А теперь представьте себе - Антониони и Моника Витти в первый раз встречаются "по работе" в 1957-м году. Ему уже 45 лет, а ей всего лишь 26 (не будем скрупулезно подсчитывать месяцы), но она получила актерское образование и уже играла в театре. А театральный актер - это совсем не актер в кино. Ему обычно требуется, что режиссер растолковал ему "зерно образа", "сквозное действие" и всё прочее. И вот юная Моника, которая хочет, с одной стороны, понравиться уже маститому в то время режиссеру Антониони, а, с другой стороны, показать ему, какой она профессионал, начинает к нему приставать, чтобы он всё это ей объяснил. 

Ведь она-то еще не знает, что он терпеть не может "умничающих актеров". Антониони в одной из своих бесед со студентами Киноцентра объяснил эту ситуацию довольно деликатно: "Моника Витти - очень серьезная актриса. Они пришла из Академии (имеется в виду - театральной) и потому отличается высоким профессионализмом. И тем не мене у нас часто возникали разногласия, и я был вынужден умолять ее не вмешиваться в мои дела".  

Слово "умолять" в этом контексте звучит довольно комично, если учесть разницу между режиссером и актрисой в профессионализме (Витти только начинала в кино, а у Антониони "Приключение" было шестым полнометражным художественным фильмом), возрасте (он был старше ее на 19 лет) и характере (Антониони, что ни говори, был режиссером-деспотом, хотя и умело манипулировал актерами). И в конце концов Моника, которая была не только молодой и красивой, но и умной девушкой, всё поняла - и смирилась. Как она потом сказала: "Антониони обращается с актерами как с вещами. Бесполезно спрашивать его о смысле сцены, в которой ты у него играешь".

И все-таки, когда смотришь на их совместные фотографии, удивляешься тому, насколько они внешне подходят друг другу - элегантные, подтянутые (а ведь Антониони было в то время около пятидесяти лет), с очень выразительными лицами. Одна из версий насчет их расставания выглядит так - мол, когда он снимал в Лондоне Blow up, Моника ревновала своего Микеле к Ванессе Рейдгрейв и ежедневно звонила ему по междугороднему телефону. Потом она успокоилась, но тут уже он почувствовал неладное и, вернувшись в Рим, в первый предложил ей сочетаться законным браком - но нарвался на отказ.

Что же, вполне в духе их совместной "кинотетралогии отчуждения". 

Фото: Pinterest             

Сергей Семенов

Самое читаемое