ПолитикаВласть

А был ли томос: почему конфликт Филарета и Епифания ставит под угрозу единую поместную церковь

19:12 14 май 2019.  3856Читайте на: УКРРУС

Из-за противостояния двух иерархов возникает вопрос относительно жизнеспособности автокефалии в Украине.

Еще в декабре прошлого года, аккурат во время создания поместной Православной церкви Украины (ПЦУ), ее новоизбранного предстоятеля, митрополита Епифания называли ставленником патриарха Филарета. Однако не прошло и полгода, и между бывшим наставником и молодым руководителем ПЦУ пробежала черная кошка, что может расшатать (если не полностью разрушить) новосозданную автокефальную церковь.

На днях информационное пространство страны всколыхнула новость о том, что Филарет настаивает на существовании старой УПЦ Киевского патриархата, называя себя ее патриархом. Это сразу было интерпретировано, как желание Филарета «подвинуть» Епифания. Такие действия, по мнению священников, с которыми пообщалась Lenta.UA, могут угрожать не только расколом, но и введением санкций со стороны Вселенского патриарха Варфоломея. 

В окружении Филарета категорически отрицают любые попытки пошатнуть позиции предстоятеля ПЦУ, но так ли это на самом деле?

Lenta.UA пообщались со священниками, близкими, с одной стороны, к Епифанию, с другой - к Филарету. Наши собеседники в один голос говорят, что конфликт между патриархами возник сразу же после получения томоса 6 января.

«После получения документа Епифаний прибыл в Киев  и сразу встретился с Филаретом. Тогда же и возник конфликт. Суть его в том, что Филарет просил Эпифания не поминать предстоятеля РПЦ Кирилла в диптихе (четкая последовательность поминания во время литургии — ред.) поместных церквей. Однако Епифаний сказал, что получил от Вселенского патриарха Варфоломея противоположные наставления, поскольку Константинополь не разрывал церковное общение с Российской православной церковью», - рассказывает наш источник в ПЦУ. В окружении Филарета это подтверждают, добавляя при этом, что 7 января, во время своей первой службы в статусе предстоятеля, Епифаний последовал наставлениям Вселенского патриарха, а не Филарета. Это было только начало…

Точкой «кипения», которую, тем не менее, удалось  длительное время сохранять в секрете, не предавая огласке, стал созыв 5 февраля первого заседания синода ПЦУ — руководящего органа церкви. Если верить нашим источникам, то патриарх Филарет требовал, чтобы синод был созван не согласно процедуре, предусмотренной томосом и утвержденным в конце декабря (при поддержке Константинополя) статутом. Филарет, якобы требовал созвать синод именно бывшей УПЦ Киевского патриархата, где главную роль играл бы он, а не Епифаний.

В конечном итоге синод все-таки был созван за формулой, прописанной в статуте ПЦУ. Однако тут уже Епифаний отошел от буквы статута и провел синод не четко за старшинством рукоположения в епископы (где Филарет был бы старшим), а пригласил туда больше «молодежи». Это, как говорят в церковных кругах, было сделано с целью не сорвать синод (мол, «старые» епископы, поддерживающие Филарета, могли не явиться, а мероприятие в виду низкой явки было бы перенесено). Несмотря на то, что синод проходил в чрезвычайно напряженной атмосфере, острых конфликтов удалось избежать. Более того, по нашей информации, Епифаний (предварительно проконсультировавшись с Константинополем) дал «добро» на полный контроль Филаретом весьма прибыльной во всех смыслах киевской епархии.

Синод прошел — противоречия нарастали. В окружении Епифания утверждают, что очень «горячей» историей стала борьба за Михайловский монастырь, который стал кафедральным храмом ПЦУ. Даже сейчас, хотя де-юре руководителем Михайловского является Епифаний, по слухам, Филарет сохранил контроль над финансовыми вопросами в этом (и не только в этом) храме.

Примечательно, что уже после создания ПЦУ Филарет продолжал называть себя патриархом Киевским и Всея Руси и даже раздавал награды, рассылая документы на бланках УПЦ Киевского патриархата. Это притом, что 15 декабря Филарет подписал документы о роспуске УПЦ КП, что было одним из условий создания поместной церкви и предоставления томоса.

И вот 9 мая в комментарии одному из центральных телеканалов Филарет заявил, что по состоянию на сегодня Киевский патриархат не упразднен. Это высказывание вызвало эффект взорвавшейся бомбы. В игру тотчас вступили органы исполнительной власти, а конкретно — Минкульт, где заявили, что информация, озвученная Филаретом, не соответствует действительности и деятельность УПЦ КП прекращена.

После этого конфликтная ситуация в ПЦУ перешла в острую фазу. Филарет пригласил архиереев на 14 мая на традиционное для УПЦ КП молитвенное служение в память о  священномученнике Макарии во Владимирский собор. Приглашения были на бланках УПЦ КП и подписаны патриархом Киевским и Всея Руси Филаретом. Дальше — больше: в приглашениях указано, что 14 мая этот церковный праздник отмечает именно УПЦ КП и складывается такое впечатление, что ПЦУ просто не существует в природе. Митрополит Епифаний заявил журналистам, что в этот день у него запланирована поездка на Донбасс, а именно в Мариуполь.  

В окружении Епифания полагают, что служение 14 мая во Владимирском соборе — не что иное, как возможность оценить поддержку Филарета со стороны архиереев церкви. И это якобы — один из этапов на пути к воистину революционным событиям в церкви — собранию поместного собора, на котором Филарет, по слухам, сделает все, чтобы возобновить Киевский патриархат, вернуть статут и синод УПЦ КП, где сам будет руководить церковью в качестве патриарха.

В близком окружении Филарета категорически отрицают вариант планирующегося «переворота»: мол, Филарет не может ничего решать без одобрения синода. Но чиновники из Кабмина и нардепы ВР, занимающиеся церковной тематикой, говорят, что созвать архиерейский собор, который имеет право менять статут, могут и решением трети архиереев (всего их – 60). Эти голоса у Филарета есть.

Сейчас в церковных кругах активно обсуждается вероятность того, что из-за попытки Филарета «воскресить» УПЦ КП (отойдя от положений томоса и статута на Фанаре), со стороны Константинополя могут быть применены санкции. Те архиереи или духовенство, которые могут пойти за Филаретом, якобы рискуют предстать перед Константинополем в виде «раскольников» и оказаться в неканоничном статусе. 

Несмотря на все очевидные и завуалированные распри, в окружении Епифания убеждают, что раскола не будет и конфликт удастся загасить. Случится ли так на самом деле, станет ясно предельно скоро — уже завтра, 15 мая, в первой половине дня Филарет созывает пресс-конференцию, на которой должен озвучить свою позицию. Также 24 мая в Киеве соберется заседание синода ПЦУ. Если на данное мероприятие прибудет большинство архиереев, это станет свидетельством полной поддержки церковью своего предстоятеля и его курса. Филарет в таком случае останется не более чем свадебным генералом, точнее, почетным патриархом — без прав, но с обязанностями.

«Религиозный вопрос у нас давно является спекулятивным. В преддверие парламентских выборов эта тематика, бесспорно, будет активно использоваться. Но использоваться она будет только в той степени, в которой ей позволят «потребители» - избиратели. Но я сегодня не вижу, что общество готово поддержать какой-то кардинальный реверс», - отмечает в беседе с Lenta.UA  Юлия Тищенко, руководитель программ развития гражданского общества «Украинского независимого центра политических исследований».

В свою очередь политолог Юрий Романенко, комментируя конфликт по линии Филарет-Епифаний, констатирует следующее: «Нынешний церковный конфликт — это мелкий сюжет в мелкой возне нашей политической реальности. Вся эта возня с томосом и получением автокефалии происходила лишь в угоду президентским выборам. Все делалось впопыхах, посредством переламывания через колено со стороны Порошенко участников этого процесса. И как следствие на выходе мы видим, как амбиции человека (имеется в виду Филарет — ред.), который не собирается быть мальчиком для битья, берут верх».

По его мнению, церковный вопрос сейчас не является превалирующим. «Новоизбранному президенту Зеленскому сейчас очень важно не влезть в это религиозное болото, а заниматься решением важных для людей проблем. Вот я, к примеру, по дороге из Луцка в Киев раз 150 объезжал ямы на дорогах. Это меня волнует, а не всякие церковные дрязги», - сказал эксперт.

Наталия Ромашова

Крижак Дмитрий

Самое читаемое