ПолитикаКонфликты

Красноречивая тишина: почему Зеленский молчит о конфликте с Залужным

17:16 30 ноя 2023.  1582Читайте на: УКРРУС

В среду, 29 ноября, на дебютном заседании Совета Украина-НАТО в Брюсселе была согласована программа дальнейшего евроатлантического пути нашей страны. Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг заявил, что «поражен» реформами, осуществляемыми в военных условиях официальным Киевом. Но на этом фоне с каждым днем все более усиливаются разговоры о разногласиях между военно-политическим руководством нашей страны. О том, как эти, мягко говоря, неуместные разборки могут повлиять на внешние интеграционные перспективы, внутреннюю обстановку и ситуацию на фронте, читайте в материале Lenta.UA.

В Брюсселе вчера состоялось первое заседание Совета Украина-НАТО на уровне министров иностранных дел, где Киеву дали рекомендации по программным реформам. Как рассказал генсек НАТО Йенс Столтенберг, партнеры заверили, что поддерживают Украину в «борьбе за свободу и на пути в НАТО», однако для членства ей необходимо побороть коррупцию и «поддерживать права человека».

На итоговой пресс-конференции журналисты попросили уточнить господина Столтенберга, что же конкретно step by step должна сделать Украина, учитывая, что союзники достаточно давно требуют от нее подобных реформ. Между тем вдаваться в какие-либо детали генсек НАТО не стал, но заявил, что в принципе «впечатлен проведением Украиной реформ во время войны», и заверил, что уже произошли «конкретные изменения в законодательстве». Дальнейшее следование рекомендациям, по его мнению, позволит Украине «не только бороться с агрессором», но и «стать гораздо ближе к НАТО».

Читайте также: РФ накопила большой арсенал ракет для обстрелов Украины, - Столтенберг

При этом все сошлись во мнении, что вступление в блок невозможно без завершения войны с Россией, а потому Киев в ответ посоветовал союзникам прежде всего не тянуть кота за хвост в плане поставок столь необходимого на фронте вооружения. Йенс Столтенберг с этим посылом полностью согласился и призвал партнеров выражать «солидарность с Украиной не только словом, но и делом».

Таким образом, как видим, по-настоящему приблизить момент вступления нашей с вами страны в НАТО может завершение войны с путинской Россией, а оно критически зависит от дальнейшей помощи союзников. Как заверил госсекретарь США Энтони Блинкен, пообщавшись с коллегами, он не увидел у них никаких «признаков усталости» от Украины. Об этом же заявил и Йенс Столтенберг, отметив, что союзники по-прежнему привержены долгосрочной поддержке Киева – как минимум до конца 2024 года. «Поддержка должна быть постоянной», - подытожил генсек НАТО.

Тем временем с завидной постоянностью в иноСМИ начали появляться публикации с откровенно критическими выпадами в адрес высшего руководства Украины. Так, давеча в западных медиа прокатилась целая волна материалов с негативными оценками Зе-команды. В своем ежегодном рейтинге издание Politico назвало Владимира Зеленского «мечтателем года» и предрекло, что 2024-й «будет непростым для артиста, который стал президентом после того, как сыграл его по телевидению». Причина – мир отвлечен новой войной на Ближнем Востоке, а украинцы «измотаны двумя годами сражений». Поскольку Запад «уклоняется от ответа» о том, что дальше делать Украине, «Зеленский перешел от просьб к западным странам о помощи к чтению им лекций – и это принесло не такой успех, как его недавние воодушевляющие речи». Также газета пишет, что «перед Зеленским стоит перспектива выборов в середине войны» и напоминает, что в 2019 году он «поклялся отбыть всего один пятилетний срок, но недавно он дал понять, что планирует остаться еще на один».

«Чтобы провести голосование во время войны, Зеленскому – с согласия парламента – нужно будет изменить Конституцию Украины. И эта перспектива поднимает серьезные вопросы о демократической легитимности: большинство телеканалов страны жестко контролируются правительством, цензура процветает, миллионы украинцев бежали из-за войны и остаются за границей, и десятки тысяч солдат будут голосовать в зонах боевых действий. И это без учета затрат на организацию и обеспечение голосования в военное время. Это огромные, если не неразрешимые, проблемы – вопрос в том, сможет ли Зеленский справиться с этой задачей и какой ценой», - не в очень позитивном для нынешнего хозяина Банковой ключе пишет издание, которое в своем рейтинге не оминуло вниманием и главу ОП, назвав его «зеленым кардиналом Киева».

Ермак, что примечательно, разместился на четвертой позиции в разделе «Деятели», обогнав при этом турецкого президента Эрдогана. Впрочем, судя по описанию Ермака, которое дает Politico, это сделано вряд ли с целью его медийной раскрутки, а, скорее, наоборот, потому как резюме носит подчеркнуто негативный характер. Politico среди прочего пишет, что Ермак «выполнял грязную работу Зеленского» и «ввязался в споры на фоне обвинений в коррупции, связанных с его братом и его заместителем». Также издание отмечает, что «Ермак приобрел чрезмерную власть как ключевой игрок в военном кабинете Зеленского». «Он фактически держит в своих руках бразды правления правительством и парламентом Украины, позволяя своему боссу держать свои руки и свой международный имидж чистыми», - подытоживает Politiko, напоминая при этом, что глава ОП согласно закону, не обладает абсолютно никакими полномочиями. Такой вот иронично-саркастичный «привет» Банковой. Но это еще цветочки.

Пожалуй, даже не холодным – ледяным душем для Офиса президента стала публикация, вышедшая давеча в авторитетном британском журнале The Economist. Издание проанализировало конфликт между Зеленским и Залужным. Со ссылкой на источник в правительстве Украины, издание пишет, что разногласия были «предсказуемыми». И вызваны они тем, что контрнаступление Украины этим летом «пошло не по плану». Источник говорит, что Залужный, возможно, поступил неразумно, сделав заявления противоречащие публичной позиции своего президента, «но мало кто в правительстве мог придраться к его трезвым выводам».

«Сейчас идет игра по обвинению в том, кто несет ответственность за провал. Политики говорят, что их генералы – придурки, прошедшие советское обучение. А генералы говорят, что политики им мешают. У победы много отцов, но никто не хочет отвечать за тупиковую ситуацию», - говорит источник The Economist. Еще одним фактором противостояния якобы стало уголовное дело о вторжении оккупантов на юге Украины, где фигурирует Залужный в качестве свидетеля.

«Но это может перерасти во что-то более серьезное, и сторонники главкома говорят, что угроза уголовного обвинения призвана держать его в узде», - говорится в статье. Поэтому ввязывание Залужного в заочную полемику с Зеленским «можно рассматривать как страховой полис», предполагает источник издания в украинском Генштабе (речь, по всей видимости, идет о статье главкома, где тот заявляет о тупике на фронте в том же The Economist – ред.).

Издание указывает, что Залужный пока не высказывал политических амбиций, но Зеленский «знает, как быстро украинское общество может создавать и разрушать своих лидеров». Тем более, что рейтинг президента, согласно опросам, уменьшается. Закрытые опросы (а они, по информации Lenta.UA действительно существуют и действительно не радушные для Зе), на которые ссылается The Economist, показывают, что президент «сейчас запятнан коррупционными скандалами в своем правительстве и обеспокоенностью по поводу направления развития страны».

«Цифры, датированные серединой ноября, показывают, что доверие к президенту упало до +32%, что вдвое меньше, чем у генерала Залужного (+70%). Даже у главы украинской разведки Кирилла Буданова он выше, чем у президента (+45%)», - подытоживает журнал.

Статья в The Economist вызвала жесткую реакцию со стороны некоторых представителей властной команды. Так, небезызвестная нардеп от «Слуги народа» Марьяна Безуглая, которая уже вот уже несколько дней к ряду атакует Валерия Залужного, фактически обвинила главкома ВСУ в организации данной публикации.

«Что у Вас осталось, Валерий Федорович? Заказные статьи в The Economist через Фиалу (собственник ряда украинских медиа – ред.) и других? Сколько уже их? Это по-генеральски – молчать в Украине и выбрасывать иностранцам это в мир? Может, вам есть что сказать прямо?», - задает вопросы в пустоту госпожа Безуглая.

Весьма показательно, что ни Банковая, ни фракция «Слуга народа» не комментируют ее скандальные пассажи в критическом ключе, мол, у нас демократия и каждый вправе озвучивать свою позицию. Более того, вчера спикер Руслан Стефанчук и советник главы ОП Подоляк опровергли наличие конфликта по линии Банковая-Генштаб. Однако Подоляк, отметим, в эфире одной из радиостанций, случайно или нет, но оговорился, что перед публикацией своей авторской колонки в The Economist о тупике на фронте Залужному таки следовало, условно говоря, сверить часы с президентом, «потому что он его подчиненный». То есть, как бы не старались спикеры Банковой на фоне полного молчания Валерия Залужного (его позиция вполне оправдана по многим причинам), отрицать наличие конфликта, его метастазы видны невооруженным глазом. Очевидно, что жирную точку в этой истории мог бы поставить непосредственный руководитель главкома – президент. Однако более чем словоохотливый гарант украинской Конституции, который, как правило, мгновенно реагирует на различные резонансные процессы в инфосфере, делает вид, что не замечает бурное обсуждение в СМИ и обществе этого кейса. И, что вполне естественно, молчание Владимира Зеленского открывает широкое поле для всевозможных интерпретаций. 

«Изменит ли возможное решение об отставке Залужного ситуацию на фронте? Вряд ли. Нынешние проблемы в боевых действиях с российскими войсками связаны не с личностью Главнокомандующего ВСУ, а с огромной нехваткой ресурсов, в том числе и бойцов на фронте. И если Залужного уволят, а ситуация на фронте не улучшится (что вполне вероятно), то многие в Украине скажут, что это следствие увольнения Залужного. Также совершенно понятно, кого будут в этом винить. Но самая большая угроза – резкое усиление политических противоречий и в Вооруженных Силах, и в украинском обществе. Сейчас абсолютное большинство украинцев поддерживают одновременно и Зеленского и Залужного. Увольнение Залужного спровоцирует эмоциональный диссонанс для многих граждан. Кого будут обвинять, кого оправдывать, трудно будет поддерживать одновременно обоих. Вряд ли это положительно повлияет на нашу сплоченность в борьбе с внешним врагом. И это я очень мягко формулирую. Негативные последствия могут возникнуть и в отношении Украины со стороны наших международных партнеров. Появятся и сугубо политические риски уже для президента Зеленского. Увольнение Залужного автоматически сделает его центром концентрации и объединения для всех, кто не только не удовлетворен действиями нынешней власти, а будет недоволен и увольнением Залужного. И таковых будет немало. И сам Залужный, сейчас сконцентрированный на военных делах, может в случае своего увольнения проявить себя и в политической сфере. И многие будут его к этому призывать. Если Залужный начнет свою собственную политическую деятельность и начнет формировать политическую команду, тогда у президента Зеленского появится мощный конкурент, которого сегодня нет. То есть такие «доброжелатели», как Марьяна Безуглая, фактически предлагают перевести Залужного с сугубо военной на политическую орбиту, и тем самым создать реальную политическую альтернативу Зеленскому», - отмечает политолог Владимир Фесенко.

Подчеркнув, что сейчас абсолютное большинство украинцев выступают против выборов во время войны, эксперт резюмировал: «Но в случае увольнения Залужного эта ситуация может измениться. Симпатики Залужного, а их будет немало, наверняка начнут активно и публично выступать за проведение очередных президентских, а также отложенных парламентских выборов. Это станет дополнительным фактором для усиления внутриполитической турбулентности».

«Запад умело массирует «политическое тело» президента Украины Зеленского. С одной стороны, западной прессой активно разогреваются сюжеты и вбрасываются слухи об обострении личных и политических отношений между президентом Зеленским и популярным генералом Залужным. С другой стороны, Запад начинает активно моделировать сложные отношения между Зеленским и его вечным фаворитом Ермаком. Небезызвестный рейтинг Politiko показал, что Запад определил для себя какие роли в Украине и мире исполняют Зеленский (лучший мечтатель года) и Ермак (мощный политик- сильнее Эрдогана). Но ведь все должно быть наоборот - Ермак должен обслуживать и развлекать, а Зеленский должен быть суровым реалистом, умело действовать, а не просто возмущаться или мечтать. Тем более во время войны», - говорит политолог Виктор Небоженко.

В свою очередь, его коллега по экспертному цеху Александр Кочетков делает следующий акцент: «Зима принесла не только туман и мощные осадки. Политическое пространство тоже погрузилось в туман, потому что раздается множество заявлений, предположений, вбросов и всего прочего, что призвано отвлечь от трезвого анализа происходящего и, соответственно, того, что ожидает Украину. Президент публично опровергает возможность выборов, а его ближайшее окружение к выборам готовится. А чем другим, как не предвыборной подготовкой, есть попытки убрать с политического поля потенциальных конкурентов Владимира Зеленского? Алексей Арестович уже имеет уголовное дело, очень скоро выяснится, что он российский шпион и вместе с Александром Дубинским готовил покушения на руководство Украины. Если выборы таки будут, то не удивлюсь, что будет раскрыт еще один активный член этой шпионской сети – Валерий Залужный, который лично заставил руководителей областей и силовых структур юга страны (назначенных ОП) сдать территорию врагу без боя. И тоже постоянно что-то замышлял против Банковой. Понятно, что все эти политические расклады могут существенно повредить событиям на фронте. Однако Россия способна заметно усилить атаки не раньше весны. Относительно усиления атакующих возможностей ВСУ вообще прогнозировать трудно. Но будем надеяться. А что нам еще остается, если мы готовы отдать судьбу – свою и страны в чужие руки?».

Читайте также: Зеленский не уверен, что Украину примут в НАТО

Ромашова Наталия

Самое читаемое