КультураКинопремьеры

В украинский кинопрокат вышла историческая драма о событиях 14-го века

09:00 21 окт 2021.  2247Читайте на: УКРРУС

Разбираем, что в «Последней дуэли» Ридли Скотта действительно исторического.

Вполне возможно, что «Последняя дуэль» будет также последним фильмом, снятым Ридли Скоттом – все-таки ему в конце ноября должно исполнится 84 года, а в этом возрасте полноценно исполнять режиссерские функции нелегко (хотя такие примеры есть). И хотя Скотт наверняка останется в истории кинематографа прежде всего как создатель «Чужого», первым его полнометражным фильмом, снятым еще в 1977-м году, была лента «Дуэлянты» (она оказалась настолько удачной, что была награждена на Каннском кинофестивале) на ту же тему, которую он «Последней дуэлью» изящно «закруглил».

Причем о «Последней дуэли» можно сказать, что наконец-то в украинский прокат вышел фильм, который безоговорочно станет классикой благодаря своей масштабности и позабытой нынче достоверности в показе изображенной им эпохи, хотя его события проходят во Франции в конце далекого 14-го века. Так что идти на него нужно – и смотреть, конечно, на большом экране, получая удовольствие почти три часа экранного времени. Однако при этом для того, чтобы правильно понимать фильм, надо знать некоторые вещи, о которых мы сейчас расскажем.

В основе фильма лежит реальная история 14-го века судебного поединка между французскими рыцарями Жаном де Карружем (у Скотта его играет Мэтт Деймон) и Жаком Ле Гри (Адам Драйвер). Причем в реальности Ле Гри посвятили в рыцари, в отличие от фильма, прямо перед поединком, чтобы уравнять в статусе с Карружем, иначе бы дуэль просто не могла состояться. (Да и слово «дуэль» здесь не совсем уместно, но об этом позже). Причина была та же, что и в фильме – жена де Карружа (Джоди Комер), в девичестве Маргарита де Тибувиль, обвинила Ле Гри в изнасиловании, которое он совершил в замке де Карружа, пока тот уехал воевать за короля Карла VI.

Кстати, сам Карл VI оказан в фильме Скотта вполне достоверно – в момент поединка ему было всего 18 лет, а постоянные кривые улыбки актера, который играет короля вовсе не означают, что ему смешно от всего происходящего. В реальности король был психически болен, в конце жизни – тяжело, и вполне можно допустить, что первые признаки недуга проявились уже в молодости.

Исторически сложилось так, что поединок вошел во французскую историю, а ситуация, которая к нему привела, обсуждалась французскими историками (в основе фильма как раз лежит один из таких исторических трудов) и писателями многие сотни лет после этого. Большинство из них считало, что Ле Гри действительно изнасиловал жену де Карружа, хотя были и такие, кто считал ее обвинение ложным. Риддли Скотт выбрал позицию где-то посередине, которую современным языком можно словесно сформулировать так – «оба (то есть Ле Гри и Маргарита), виноваты».

Для этого он применил довольно старый, хотя и редкий, прием – показал одни и те же события трижды, с точек зрения Маргариты, Ле Гри и Карружа. Причем сделан это тонко – речь идет не о прямом вранье персонажей, а о разном толковании ими одних и тех же вещей. Так, например, с точки зрения Маргариты она сопротивлялась, а с точки зрения Ле Гри – за несколько дней перед этим кокетничала с ним и говорила, что они с ним единственные образованные люди в этой глуши. (Ее муж даже не умел читать). Всё это приобретает дополнительное измерение в свете инициированной движением #MeToo дискуссии последних лет, что именно считать изнасилованием. Впрочем, не исключено, что у Скотта не было намерения вставлять свою реплику в этот спор – просто так уж получилось.


И последнее – то, что происходит в финале «Последней дуэли», было на самом деле не дуэлью, а классическим судебным поединком того времени. Просто кто бы пошел на фильм с непонятным названием «Последний судебный поединок»? Единственное сходство с дуэлью здесь заключалось в самом факте схватки, но суть была совсем иной. Судебный поединок назначался в те годы тогда, когда ни одна из сторон не могла доказать в обычном (светском или церковном) суде свою правоту. Тогда правосудие отдавали в руки Бога – считалось, что в поединке победит тот, кому он поможет, а поможет он тому, на чьей стороне правда.

Кстати, если бы Карруж, победив в поединке, не стал убивать Ле Гри, это в реальной жизни всё равно сделал бы позже палач. И его обнаженное тело действительно повесили бы (один из самых впечатляющих кадров в фильме) среди таких же тел убийц и воров – для демонстрации публике и до тех пор, пока оно полностью истлеет.

Фото: Twitter

             

Сергей Семенов

Самое читаемое