ПолитикаМеждународные отношения

Путин и пустота: почему хозяин Кремля не захотел говорить об Украине

19:43 21 апр 2021.  2299Читайте на: УКРРУС

Выступление Владимира Путина во время послания Федеральному собранию обошлось без резких движений в сторону эскалации конфликта с Украиной: похоже, что в Кремле все-таки решили сбавить обороты. Но надолго ли?..

Ни слова о Донбассе и Крыме – это ключевой момент, на который обратили внимание украинские (и не только) эксперты по результатам оглашения Владимиром Путиным послания Федеральному собранию в Москве. Большинство тезисов, озвученных хозяином Кремля, касались сугубо внутренних вопросов, и лишь ближе к концу весьма скучного и пустого повествования (некоторые участники собрания к тому моменту уже задремали) о субсидиях и прочих прелестях жизни для рядового россиянина, Путин все-таки помахал шашкой, впрочем, без конкретных угроз.

Путин подчеркнул, что свои интересы Россия будет защищать в рамках международного права и не хочет «сжигать мосты», но возмутился «недружественными акциями в отношении России».

«Мы действительно не хотим сжигать мосты, но, если кто-то воспринимает наши добрые намерения как равнодушие или слабость и сам намерен окончательно сжечь или даже подорвать эти мосты, он должен знать, что ответ России будет асимметричным, быстрым и жестким», - заявил президент РФ.

«Организаторы любых провокаций, которые коренным образом угрожают нашей безопасности, пожалеют за содеянное так, как давно ни о чем не жалели», - пригрозил Путин. Но снова-таки, никого не атакуя персонально.

В то же время, он выразил надежду, что никто не станет переходить по России «так называемую красную линию». «А где она будет проходить, это мы будем определять в каждом конкретном случае сами», - грозно заявил Путин, явно апеллируя словам президента Франции Эммануэля Макрона, который на днях говорил о необходимости проведения «красных линий» для агрессивно настроенного Кремля.

«Мы хотим иметь добрые отношения со всеми участниками международного общения. Но мы видим, что происходит в реальной жизни. Как я уже сказал, цепляют Россию то тут, то там без всяких причин. И, конечно, вокруг них сразу же, как вокруг Шерхана, крутятся всякие мелкие табаки. Всё как у Киплинга. Подвывают для того, чтобы задобрить своего суверена», — сказал Путин.

Украину он вспомнил один раз – в контексте подготовки «покушения» на непризнанного президента Беларуси Александра Лукашенко. Путин вспомнил о сбежавшем из Украины президенте Викторе Януковиче. Хозяин Кремля назвал тогдашние события в Украине госпереворотом, сравнив ситуацию с недавним сообщением о якобы попытке госпереворота в Беларуси.

«Даже такие вопиющие действия не находят осуждения в так называемого коллективного Запада, никто этого будто не замечает. Практика организации госпереворотов, планирование политических убийств, в том числе высших должностных лиц, это уже слишком. Все границы перешли уже», - агрессивно заявил Путин.

Данное заявление явно рассчитано «под» встречу Путина с Лукашенко, которая пройдет 22 апреля. Дескать, Москва – единственный союзник Минска.

Среди экспертов активно обсуждается вероятность того, что Кремль настроен окончательно загнать «бацьку», оказавшегося в международной изоляции, в так называемый союз с Россией, что де-факто означает полное лишение его властных полномочий.

Впрочем, у Лукашенко хоть и вынуждены идти на уступки Кремлю, но похоже, все-таки окончательно сдавать власть в Беларуси не намерены. Это косвенно можно наблюдать по официальным анонсам встречи пресс-служб двух президентов. У Путина напирают на то, что стороны будут обсуждать «широкий круг вопросов дальнейшего развития российско-белорусских отношений стратегического партнерства и союзничества, а также перспективы взаимодействия в рамках Союзного государства», у Лукашенко же говорят, что политики обсудят совместное реагирование на актуальные угрозы, борьбу с коронавирусом и восстановление транспортного сообщения. О Союзном государстве – ни слова…

Но вернемся к нашим вопросам. Во всей этой истории остается открытым вопрос – ждать ли от Кремля эскалации или же нет? «Путин никоим образом не прокомментировал, пожалуй, больше всего сейчас интересующий весь мир в контексте слова «Россия» вопрос – военные приготовления, взыскание войск в Украине-российской границы, делая вид, что этого всего «нету». В то же время, продолжаются неконкретные угрозы с теми же «красными линиями», которые, если исходить из логики изложения, сама Россия еще не определила. То есть, они знают, что линии есть, но что это за линии...», - отмечает политический эксперт Петр Олещук.

«Очевидно, подобная попытка максимально завуалировать все, что касается внешней политики, является свидетельством того, что конкретного решения относительно формата расширения агрессии у них пока нет. Украина должна спокойно реагировать на любые заявления Путина или кого-либо из российского руководства, потому что мы прекрасно знаем им цену. Единственный способ для России показать реальное «миролюбие» - это прогресс в переговорах советников лидеров Нормандской четверки и в области безопасности подгруппе Трехсторонней контактной группы. Ну и реальная деэскалация и отказ от обстрелов и других проявлений военных действий. Только реальное прекращение огня может быть критерием чего-то. Задекларировав дипломатический путь решения конфликта с Россией, Украина должна быть постоянно готова к защите от «братских объятий». Собственно, это – основное. Остальное – это «лирика» одной пожилой империи», - сказал Олещук.

В свою очередь, глава Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко считает, что Путин явно перехотел идти на резкую эскалацию.

«Опасения про обращение Путина относительно использования российских войск за границей пока не подтвердились. Похоже, что на данный момент Путин действует по рациональному сценарию. Он сохраняет интригу, и свои войска на нашей границе. Поэтому расслабляться еще рано. Но все выглядит так, что он больше нацелен на переговоры, прежде всего с США, чем на войну, но на переговоры с позиций силы», - отмечает Фесенко.

Готов ли Киев к дальнейшему прессингу со стороны Кремля? Судя по видеообращению президента Владимира Зеленского, опубликованному 20 апреля, на Банковой сложилась двоякая ситуация. С одной стороны, там хотят показать, что настроены решительно. С другой – фальстарт с заявлением продемонстрировал, что у Зеленского явно опасались, что Путин все-таки пойдет на полноценную агрессию. Вышла промашка: Путин – во всяком случае, в этот раз – блефовал.

Проблема состоит в том, что Зеленскому все время придется быть готовым к новым провокациям со стороны Путина. И нынешняя передышка может оказаться лишь тактическим приемом, чтобы усыпить внимание противника…

Дмитрий Крыжак

Крижак Дмитрий

Самое читаемое