КультураКинематограф

Победителем Каннского кинофестиваля стала сатира на современную мировую сверхбогатую буржуазию

12:30 30 май 2022.  951Читайте на: УКРРУС

Шведский кинорежиссер Рубен Эстлунд получил "Золотую пальмовую ветвь" во второй раз.

Как мы писали не раз и в разные годы, Каннский кинофестиваль регулярно дает поводы для упреков в снобизме, а также в том, что у него есть свои режиссеры-любимчики, фильмы которых десятилетиями практически гарантированно попадают в его основную конкурсную программу. Так, в этом году половину списка основного конкурса составили имена режиссеров, которые на слуху уже два-три десятилетия, а то и больше - 79-летий Дэвид Кроненберг, 68-летний Люк Дарденн (младший из знаменитых братьев Дарденнов) и 83-летний Ежи Сколимовский, начинавший еще в 60-е годы, на фоне которого участники основного конкурса этого года 53-летний Кристиан Мунджиу, победивший в Каннах еще в 2007-м году и 58-летний южнокорейский киноклассик Пак Чхан Ук - почти "подростки". 

И это не только наше мнение. В начале феста мы цитировали The Guardian, где в статье о нем, написанной почти в панегирических тонах, были вынуждены заметить в одном из абзацев, цитируя мнение их постоянного участника-продюсера, что «самое худшее в Каннах - это их снобизм, Процесс отбора фильмов не безупречен. Нужно больше свежей крови. Надоело видеть одни и те же старые лица в основном конкурсе». 

И в этом году жюри Канн к этому и аналогичным мнениям как бы прислушалось, Так, Золотую пальмовую ветвь получила черная антибуржуазная комедия 48-летнего шведского кинорежиссера Рубена Эстлунда "Треугольник печали" о том, как отправившаяся в путешествие на яхте пёстрая компания миллиардеров и моделей из разных стран после кораблекрушения попадает на необитаемый остров, где вся социальная иерархия переворачивается с ног на голову (или, скорее, наоборот) - самым главным человеком оказывается уборщица, так как только она одна умеет ловить рыбу.

Не видя фильма, трудно понять, что же в нем оказалось такого, что заставило жюри отдать ему главную награду. Сюжет ведь настолько банальный, что даже непонятно, как его можно было разыграть по-новому. Кстати, у Эстлунда это уже вторая Золотая пальмовая ветвь - первую он получил за свой фильм "Квадрат", где одним из мотивов также является столкновение богатства и бедности, в 2017 году. 

"Свежую кровь", согласно высказанному выше пожеланию анонимного продюсера вроде бы пустили при награждении второй по значимостью премии основного конкурса - Гран-при. Его получил тридцатилетний бельгийский кинорежиссер Лукас Донт за фильм "Близко". Однако при более детальном рассмотрении оказывается, что Донт, несмотря на молодость, уже был награжден в Каннах "Золотой камерой" (приз за лучший дебют) в 2018 году за фильм Girl о трансгендерной девушке. Лента, кстати, получила кучу призов и на других фестивалях - надо думать, что не в последнюю очередь из-за своей тематики.

Так в Каннах вроде бы и "пустили свежую кровь", то есть наградили относительно молодых режиссеров, но всё равно "своих", уже несколькими годами ранее вошедших в "каннскую номенклатуру". Это, кстати, было подтверждено и тем, что Донт разделил Гран-при с 74-летней француженкой Клер Дени (фильм "Звезды в полдень"), которая когда-то работала ассистентом у таких классиков мирового кино как Душан Макковеев, Жак Риветт и Коста-Гаврас. А приз за лучшую режиссуру в основном конкурсе получил вышеупомянутый 58-летний южнокорейский киноклассик Пак Чхан Ук за свой очередной кинодетектив "Решение расстаться".   

Так что в этом году Канны с точки зрения разделения главных призов прошли скучновато - в отличие от прошлого года, когда Золотую пальмовую ветвь отдали артхаусному трэшу "Титан" Джулии Дюкорно (вариант транскрипции - Дюкурно), который затем провалился в мировом прокате. Но, может быть, это и к лучшему.

Фото: кадр из фильма "Треугольник печали" IMDb

Сергей Семенов

Самое читаемое