КультураВыставки на выходные

Открылась выставка картин легенды украинского авангарда Олега Голосия

23:00 21 июн 2019.  1779Читайте на: УКРРУС

Сопоставив с ней выставку еще одного молодого художника, Гамлета Зиньковского, можно увидеть, как изменилось время.

В выражении в данном контексте «еще одного молодого художника» нет ошибки, хотя Олег Голосий умер больше четверти века тому назад, в 1993-м году. Ведь он не дожил даже до 29 лет. Это было легендарное время, когда после безуспешной борьбы с советскими чиновниками от искусства, в результате которой тридцать предыдущих лет кто-то сдавался, кто-то спивался, а самые удачливые уезжали за границу, вдруг оказалось, что «всё разрешено».

Разрешено было настолько всё, что вряд ли тогдашние молодые украинские художники, которые стали сегодня признанными мэтрами, захотят показать все свои работы того времени. По той простой причине, что солидная часть из них была сделана просто ради эпатажа, на грани безвкусицы. Эпатаж этот был сугубо рациональным, направленным на неопытных покупателей и начинающих коллекционеров: «Вы говорите, что эта картина (фотография) скандальная? Да вы еще по-настоящему скандальных картин (фотографий) не видели. А как вам эта?»

При этом многие из таких «скандалистов» были талантливыми художниками, что показала их будущая творческая карьера. Но настоящим гением (хотя, конечно, такое определение достаточно субъективно) из них был один – Олег Голосий. Он не пытался, как тогда было модно (впрочем, модно и сейчас) подкрепить то, что он писал на холсте какими-то теориями.

Олег просто создавал картины – и, к счастью, создал их немало. Даже при том, что многие из них уехали тогда за границу, где галеристы сразу поняли, с каким ярким талантом имеют дело, на нынешней выставке в киевском Мыстецьком Арсенале смогли выставить 70 живописных полотен плюс другие работы.

Мы специально не даем здесь их репродукций, поскольку картины Голосия можно и нужно смотреть вживую, а не в формате почтовой открытки, где они превращаются в яркую картинку. Просто если вам интересна гениальность в чистом виде, не отягощенная рефлексиями, надо идти на его выставку. Тем более, что после ее закрытия такой возможности не будет – несколько работ Голосия (а он художник разный, его работы надо смотреть «в массе») собирают вместе редко, раз в несколько лет.  

А после выставки Голосия в «Мыстецьком Арсенале» стоит пойти на экспозицию 32-летнего украинского художника Гамлета Зиньковского в Центре современного искусства М17. Не потому, что их работы похожи или одинаково талантливы, а потому что при этом сравнении можно будет отчетливо понять, как изменилось время.

Конец 80-х – начало 90-х Голосия – это вихрь, который завертел и смёл всё, что было до него. Вихрь, которому отдались с упоением все, кто в него попал. Наше время, как его понимает Зиньковский (он работает в этой манере уже лет десять) – это время вглядывания в детали. 

И эти два проекта отлично дополняют друг друга.

Сергей Семенов

Самое читаемое