Наука и технологииОткрытие

Археологи обнаружили в Перу 22 мумии, завёрнутых в свёртки (Фото)

10:30 08 дек 2023.  1898Читайте на: УКРРУС

Мумифицированные захоронения 22 человек, в основном маленьких детей и новорожденных, были обнаружены в перуанском городе Барранка группой польско-перуанских ученых. Помимо тканей, которыми обертывали тела умерших, были также найдены керамика, инструменты и остатки еды.

Археологический объект, где находка находится в Перу, на окраине города Барранка на холме Серро-Колорадо в долине Пативилка. Это место известно исследователям уже несколько десятилетий. В настоящее время он состоит из четырех курганов, покрывающих постройки доколумбовой эпохи. Однако время их создания и функции остались неизвестными.

Читайте также: Археологи обнаружили в Перу монументальную полихромную фреску возрастом 4500 лет (Фото)

В 2022 году группа археологов из Перу и Польши, действующая в рамках группы Programa de Research «Los valles de Barranca», начала новый исследовательский проект. Ее лидером является перуанский археолог Плинио Гильен Аларкон, а соучредителем и членом — краковский биоархеолог Лукаш Майхжак. В раскопках приняли участие студенты Ягеллонского университета и университета Святого Марка в Лиме.

В прошлом году ученые определили, что зарождение комплекса относится ко второй половине XIX века. На вершине самого высокого кургана они обнаружили разрушенные захоронения III тысячелетия до нашей эры.

В этом году работы, в ходе которых были обнаружены 22 неповрежденных захоронения, проводились в рамках научно-исследовательского проекта, финансируемого Национальным агентством академических обменов. Работой группы руководит доктор Юстина Марчевка-Длугоньска из Университета кардинала Стефана Вышинского.

Частично мумифицированная голова женщины в Серро-Колорадо. Фото: Л. Майчжак

«Это тела, обернутые тканями и растительным материалом, которые в археологии мы называем погребальными свёртками. При исследовании человеческих останков между слоями этих тканей мы находим керамику, инструменты и предметы культа», — говорит биоархеолог Лукаш Майхжак.

Шесть из обнаруженных погребальных свертков принадлежали взрослым, а остальные 16, расположенные на некотором расстоянии, принадлежали детям, скорее всего, разного возраста.

До недавнего времени высокая детская смертность была нормой, особенно когда ребенка отнимали от груди. Это не всегда находит отражение в археологическом материале, поскольку детей не всегда хоронили наравне со взрослыми, но зачастую их было больше, чем взрослых. В случае с Серро-Колорадо нас интересует не количество, а способ изготовления и хранения детских комплектов, – комментирует Лукаш Майхжак.

По его описанию, они расположены на такой же глубине, на высоте голов умерших взрослых особей. Все они находятся в горизонтальном положении, а тело взрослых находится в позе эмбриона с поджатыми под грудь верхними и нижними конечностями. Тела взрослых расположены вертикально, поэтому кажется, что они сидят. Все они имеют схожий внешний вид, завернуты в плотную ткань и обвиты веревкой.

«На данный момент сложно дать единую интерпретацию этой находки. Не исключено, что вся община просто хоронила в этом месте детей. Что еще вызывает недоумение, так это то, что это явно дети не старше 2 лет (судя по длине связок), некоторые из них наверняка новорожденные или груднички. Возможно, по какой-то причине детей старшего возраста хоронили в других частях кладбища», — сказал Лукаш Майхжак.

Покойник, обнаруженный в одной из могил, был завернут в ткань по андскому обычаю. Фото: Р. Дзюбинская
Фото: Р. Дзюбинская

Пока команда осмотрела только площадь в 20 квадратных метров. Ученые развернули один детский сверток, в котором был похоронен новорожденный.

"Мы подвергли томографии еще две связки, поэтому знаем, что один из детей был чуть старше, а другой тоже был новорожденным", – описывает биоархеолог.

Ткань одного из уже разработанных комплектов украшена геометрическими узорами. Остальные связки, как предполагает Майчжак, могут содержать изображения животных и богов. Материалы, в которые заворачивали умерших, должны были пригодиться в загробной жизни.

«В Андском посмертном видении человек путешествует целый год, пока не достигнет места назначения. Значит, ему нужна еда. В нескольких связках мы даже нашли кукурузные початки и другие неопознанные растительные материалы».

Однако что касается андских могил, то сосудов было немного, по 4-5 на каждую связку, - описывает исследователь.

Исследователи проанализируют последующие погребальные связки, которые ученые ориентировочно датируют 1000–1100 годами нашей эры. Эти предварительные выводы будут подтверждены радиоуглеродным датированием.

Ученые с помощью компьютерной томографии исследуют полностью сохранившиеся погребальные связки без видимых повреждений. Это позволит провести неинвазивный антропологический анализ. На дальнейших этапах планируют провести химические анализы и изотопный анализ, в том числе изотопа стронция, что позволит уточнить, имеем ли мы дело с местным населением.

Фото: Себастьян Кастанеда/ Р. Дзюбинская/Л. Майчжак