Война и мирВласть

Аргументы президента: как Банковая видит третий год войны

19:15 26 фев 2024.  592Читайте на: УКРРУС

В воскресенье, 25 февраля, президент Владимир Зеленский провел большую пресс-конференцию по итогам двух лет полномасштабной войны с путинской Россией, в ходе которой, помимо вполне ожидаемых тематических оценок, сделал ряд громких заявлений. Детальнее об этом, читайте в материале Lenta.UA.

Пожалуй, наиболее резонансно в ходе вчерашнего общения главы государства с отечественными и иностранными журналистами прозвучали данные о потерях Украины и России. Президент отметил, что информация о якобы гибели 100 или 300 тысяч украинских военных, которую гиперактивно распространяют сейчас в России и США, ложна. Он заявил, что за два года большой войны наша с вами страна потеряла 31 тысячу человек погибшими. Сколько пропали без вести, а также получили ранения, несовместимые с дальнейшей службой, президент не уточнил. «Извините, не хочу, чтобы россияне были в курсе, сколько наших людей вынуждено покинули поле боя», - аргументировал он.

Но даже 31 тысяча официально погибших вызвала достаточно противоречивые комментарии и вопросы в соцсетях. Первый и ключевой: если потери таковы, с чем тогда связаны планы по резкому ужесточению мобилизации? Некоторые допускают, что много погибших официально не признаны таковыми и числятся пропавшими без вести. А сколько наших военных пребывают в этом статусе Зе не уточнил. При этом он подчеркнул, что Россия за два года полномасштабной войны потеряла около 180 тысяч погибших «освободителей». Вместе с ранеными потери РФ составляют 500 тысяч, добавил гарант.

Читайте также: Ситуация в Украине сложная, но полностью контролируемая, - Зеленский

Отметим, сейчас наш Генштаб дает почти 410 тысяч потерь оккупантов без градации на убитых и раненых, что часто трактуется как потери именно двухсотыми. Между тем, вплоть до лета прошлого года в своих ежедневных сводках Генштаб использовал формулировку «ликвидированных» (то есть убитых) в отношении личного состава рашистской армии. И, что весьма примечательно, в последней такой сводке было указано, что «ликвидированы» более 258 тысяч россиян – это, как видим, существенно больше, чем назвал вчера Владимир Зеленский. Далее эти цифры ежедневно возрастали, но были переименованы в «ориентировочные потери противника» - без конкретизации по раненым и погибшим.

Кто в данном случае потерялся в трех соснах: Генштаб или президент - вопрос. Межу тем, следует отметить подготовленность и собранность президента Зеленского, который в ходе предыдущих «военных» пресс-конференций нередко путался в словах и даже давал волю горячим, скажем так, эмоциям. Вчерашнее же общение Зе с прессой прошло достаточно ровно, при том, что вопросы задавались в том числе представителями оппозиционных к Банковой средств массовой информации.

О действительно глубокой информированности президента обо всем происходящем как на поле боя, так и вне его пределов, помимо прочего, свидетельствует и тот факт, что за почти два часа пресс-конференции он не пользовался шпаргалками, суфлерами или помощью зала, где в первом ряду восседал глава Офиса Ермак, его советник Подоляк и другие клерки ОП. При этом довольно часто президент оперативно конспектировал озвучиваемые вопросы журналистов. И хотя многие из них - вопросов - звучали достаточно обтекаемо и, соответственно, могли предполагать столь же абстрактные ответы, на конкретику Зеленский вчера не скупился. Например, он недвусмысленно намекнул, что в военно-политическом руководстве Украины есть предатели. «Наши контрнаступательные действия осенью прошлого года были на столе Кремля до того, как начались контрнаступательные действия», - рассказал президент.

Какое наступление планировалось минувшей осенью, он не уточнил. Вполне возможно, Зе подразумевал осень 2022-го, когда Украина уже разрабатывала планы наступления на юге, впоследствии начавшееся летом, но рашисты подготовились и отразили атаку. Также президент не уточнил, кто именно «слил» Москве данные о контрнаступлении. По словам Зеленского, враг планирует свое очередное наступление в начале лета или в конце мая и «мы тщательно к этому готовимся». Украина со своей стороны подготовит свой военный план, который будет включать и контрнаступление. Причем планов будет несколько, чтобы больше не допустить утечек.

Довольно часто в ходе пресс-конференции Зе возвращался к теме нехватки вооружений и обвинял иностранных союзников в тех или иных неудачах ВСУ – например, в том, что накануне летнего контрнаступления Запад не прислал обещанной техники сразу четырем бригадам. И они не смогли вступить в бой. Также президент заявил, что без разблокировки поставок Украина продолжит терять территории «по 100, по 50 метров», предпочитая оставлять небольшие населенные пункты, но сохранять жизни воинов.

Зеленский также рассказал, когда Украина надеется получить помощь от США. Она, напомним, заблокирована в Конгрессе уже почти 4 месяца, а спикер Палаты представителей Майк Джонсон даже не выносил на голосование соответствующий законопроект. Несмотря на это, нынешний хозяин Банковой надеется на положительное решение американских законодателей уже в течение ближайшего месяца. Отдельно президент акцентировал на острой потребности в дополнительных поставках американских средств ПВО. При этом Зе не сообщил, какими будут действия Украины, если Конгресс не примет решения о поддержке Киева. Что касается преимущества РФ в артиллерии, то сейчас оно составляет 1 к 6,6. Зеленский подчеркнул, что для успешных наступательных действий ВСУ нужно снизить это преимущество, по меньшей мере, до 1 до 3. Если Украина не получит такое количество боеприпасов и артиллерии, то будет вынуждена стоять в обороне. Выход из ситуации – это давление на западных партнеров, обещавших поставлять Украине необходимое количество боеприпасов, подчеркнул действующий гарант украинской Конституции.

Еще один вопрос, который неоднократно поднимался во время пресс-конференции, это блокирование польскими фермерами товаров из Украины на границе. Зеленский заявил, что это не экономический, а политический вопрос, который нужно немедленно решить. По его мнению, все эти процессы связаныс внутриполитическими перипетиями в Польше и Украину используют для давления на европейские институции: «Еще с апреля прошлого года я говорю, что это - политический вопрос... И сегодня это подтверждает Еврокомиссия. Я говорил, что любые выборы в Польше, любая пришедшая команда не изменит этого вектора. Но использовать Украину как давление на европейские институты – это просто несправедливо. Я думаю, что премьеры найдут ответные шаги. Для нас важно сохранить союз с Польшей. Если шаги не найдутся, мы будем защищать нас бизнес».

По словам Владимира Зеленского, уже «в ближайшие месяцы» состоится саммит глав государств по украинской формуле мира. После этого мероприятия должен появиться план окончания войны, который будет передан России специальными переговорщиками.  На втором предстоящем осенью саммите Украина, как уверяет президент, «будет готова к дипломатическим шагам» для окончания войны. «Мы предложим площадку, на которой он (Путин – ред.) может согласиться с тем, что он проиграл эту войну и что это была большая ошибка с его стороны», - пояснил глава государства. Напомним, украинская формула мира подразумевает вывод всех российских войск на границы 1991 года и выплату РФ репараций Украине. Кремль такие условия рассматривать отказывается и заявляет, что готов вести переговоры только с учетом «реалий на земле», то есть фиксации контроля России над захваченными украинскими территориями.

Говоря о переговорах с Россией, Владимир Зеленский не ответил прямо на вопрос, снимет ли трубку, если ему позвонит Путин. «Разве можно говорить с глухим человеком? Можно ли говорить с человеком, который убивает своих оппонентов?» - задал он риторический вопрос журналистам, после чего добавил, что «он не позвонит, потому что у него нет мобилки, а я не желаю пользоваться телеграфом образца 1917 года». Владимир Зеленский также вспомнил, как в декабре 2019 лично встречался с кремлевским диктатором: «У нас была долгая беседа в разных тональностях. Я ему говорил о том, что Минские соглашения не сработают, потому что сама тематика отвода войск вдоль линии столкновения неработающая, я ему объяснял с цифрами очень конкретными».

По убеждению Владимира Зеленского, одно из наиболее уязвимых мест Путина - это деньги. Поэтому он считает критически важным конфисковать замороженные российские активы, что «поможет Украине воевать». Как известно, сейчас расходы на войну финансируются исключительно на средства доходов от налогов и других платежей, поступающих в отечественный госбюджет. Сейчас фактически все они идут на финансирование этой статьи, которая «весит» половину государственной сметы. По информации министерства финансов, расходы на безопасность и оборону в 2023 году составили 2,6 трлн грн, или более 40% от ожидаемого ВВП страны (окончательные данные по этому поводу будут известны позже). Это более триллиона гривен или на 72% больше, чем в 2022 году. По подсчетам экономистов, расходы только на армию в Украине превышают треть ВВП. Для сравнения: в странах НАТО, которые имеют гораздо более прочные экономики, чем у Украины, в мирное время эта цифра составляет до 2%. 

Покрывать другую половину расходов бюджета – зарплаты госслужащим, бюджетникам, социальные выплаты ранее удавалось благодаря финансовой помощи международных партнеров. Весь 2023 она поступала систематично и в достаточно больших объемах. В целом, по данным министерства финансов, Украина получила 42,5 млрд. долларов внешнего финансирования. Более четверти этой суммы были грантами, то есть эти деньги не нужно будет возвращать. Внешнее финансирование, полученное Украиной в 2023 году, превысило и объемы 2022 года и ожидания украинского правительства. Но, по всей видимости, 2023 год так и останется рекордом. В бюджете на 2024 год сначала записали план получить 41 млрд долларов от международных партнеров, но впоследствии Кабмин урезал эту потребность до $37,3 млрд.

О потребности в деньгах и не только поговорил в минувший уикенд президент Зеленский с премьер-министрами Канады Джастином Трюдо и Италии – Джорджей Мелони, посетившими Киев. Подписанное с господином Трюдо «Соглашение о сотрудничестве в сфере безопасности», среди прочего, предусматривает выделение Украине в 2024 году более трех миллиардов канадских долларов. «Мы подписали еще два соглашения о безопасности, укрепляющие позиции нашего народа, и особенно наших воинов. Это мощное и своевременное решение, являющееся важным вкладом в усиление нашей устойчивости», - отметил по этому поводу Владимир Зеленский. При этом министр иностранных дел Италии Антонио Таяни заявил, что соглашение о «гарантиях безопасности» его страны с Украиной не будет иметь юридической силы и «является политически-символическим».

Эксперты же по-разному оценивают подписанные давеча документы. Так, политолог Александр Кочетков отмечает следующее: «Наша власть начала заключать прямые договора с разными странами и очень этим гордится. Уже заключен с Великобританией, Францией, Германией, Канадой и Италией. Дальше, пожалуй, будет. Это можно было бы считать фантастическим прорывом украинской дипломатии, если забыть, что эти договора о гарантиях безопасности не содержат ни гарантий, ни безопасности. Они предусматривают очередную огромную обеспокоенность со стороны подписантов в случае последующих посягательств на целостность и суверенитет Украины. Кого это должно успокоить? А главное, что бумажные гарантии нам сейчас охотно предоставляют вместо оружия и боеприпасов. То есть, все эти договора можно аккуратно сложить стопкой и запихнуть их в папку «Крымская платформа». Добавить Будапештский меморандум. Сверху положить многочисленные неподтвержденные на практике новости наших руководителей, что в Украине уже началось серийное производство чего-то очень нужного для фронта. И отнести эту стопку в пункт вторичного сырья, где принимают политическую макулатуру».

«Дефицит боеприпасов уже сейчас заметно влияет на эффективность действий ВСУ. Если ситуация не изменится, а враг продолжит наступать, то в апреле на фронте возникнут серьезные проблемы. Ракет для комплексов ПВО-ПРО, прикрывающих наши города, тоже касается. Вместо того, чтобы тратить время на имитации безопасности, лучше было бы сосредоточить все дипломатические усилия на решении проблем с Польшей. В целом же этот год вполне соответствует своему определению как критический период войны», - добавляет Кочетков.

А вот его коллега по экспертному цеху Алексей Кущ придерживается иной точки зрения: «В ближайшее время Украина может собрать паззл безопасности со странами – членами Большой Семерки. Это, конечно, не зонтик безопасности НАТО, но будем откровенны: пока идет война и некоторое время после ее завершения, вступление в Альянс для нас маловероятно. Поэтому нужно находить временные конфигурации безопасности. Ими становятся двусторонние соглашения о безопасности на десять лет. Сейчас со стороны оппозиции слышны определенные критические замечания, мол, это формальные документы. Но это не так. Конечно, там нет обязательств со стороны наших партнеров прислать на помощь нам свои войска, но есть определенный четкий алгоритм помощи: финансами, оружием, санкциями в отношении РФ, политическими действиями и совместными проектами в области ВПК. Более того, такой формат, когда страны G7 предоставляют такие гарантии безопасности в соответствии с общей резолюцией участников – применяется впервые в истории. Большая Семерка – это США, Британия, Япония, Франция, Германия, Канада. Украина недавно подписала соответствующие соглашения с Францией, Британией и Германией (7 млрд. евро инвестиций в нашу безопасность). И вот сейчас – с Канадой и Италией (поставляющей нам достаточно мощное оружие). Для того, чтобы сформировать мощный паззл на уровне G7, осталось подписать соглашения о безопасности с США и Японией, и эта работа уже активно ведется».

Читайте также: Ермак анонсировал открытие одного из аэропортов в Украине

Ромашова Наталия

Самое читаемое