ПолитикаВласть

В роли джокера: почему в «Слуге народа» не спешат лишать неприкосновенности Порошенко

16:07 12 дек 2019.  2135Читайте на: УКРРУС

И хотя открытие кучи дел против Петра Порошенко является юридическим троллингом со стороны одиозного Андрея Портнова, у «слуг» не исключают, что у экс-президента могут возникнуть неприятности. Многое зависит от электоральной поддержки Владимира Зеленского.

Госбюро расследований (ГБР) начало следствие по делу о госизмене Петра Порошенко, который в 2015 году включил «зеленый свет» вторым Минским соглашениям. Об этом стало известно сразу после того, как его преемник Владимир Зеленский на встрече «нормандской четверки» в Париже согласился с перспективой продлить прописанный в «Минске-2» особый статус Донбасса.

О новом производстве ГБР против экс-президента традиционно для последнего времени первым сообщил экс-чиновник времен Януковича Андрей Портнов. Именно он подал в ГБР «заявление о преступлении», в котором обвинил Порошенко в том, что тот, соглашаясь на «Минск-2», действовал в интересах России. И хотя формально подписывал соглашения представитель Украины в переговорной группе Леонид Кучма, в госизмене Портнов обвиняет персонально Порошенко, «поскольку именно он прекращение войны и восстановление территориальной целостности Украины привязал к моменту, когда на это появится воля Российской Федерации».

Читайте также: Скандальному защитнику русского языка из «Слуги народа» напомнили о судьбе Бузины

В ГБР подтверждают, что производство, где в роли обвиняемого выступает бывший глава государства, ведется по статье о государственной измене, за которую, отметим, предусмотрено от 12 до 15 лет тюрьмы с конфискацией имущества.

Напомним, что пакет документов под условным названием «Минск-2» – результат крайне сложных переговоров в феврале 2015 года в период ожесточенных боев за Дебальцево. Первым  его пунктом было «немедленное и всеобъемлющего прекращения огня и разведения войск». Далее в списке значились различные политические договоренности – диалог о модальности проведения местных выборов и перспективы конституционной реформы в Украине до конца 2015 года с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов. Восстановление украинского контроля за границей на Донбассе шло девятым пунктом, и должно было начаться в первый день после местных выборов и завершиться после «всеобъемлющего политического урегулирования».

В конечном счете, несмотря на то, что в некоторых пунктах «Минска-2» были очерчены временные рамки, де-факто, прописанные в документе пункты так и не заработали. Более того, линия фронта изменилась в пользу так называемых «ДНР» и «ЛНР». К примеру, украинские ВСУ вынуждены были с боями оставить Дебальцево 18 февраля 2015 – всего через три дня после заключения минских сделок. А линию разграничения «Минск-2» вообще фиксировал на уровне «Минского меморандума» 19 сентября 2014 – то есть подконтрольными украинской власти должны были быть не только Дебальцево и ряд сел вокруг него, но и Донецкий аэропорт и 32-й блокпост на Бахмутке.

Таким образом, отсутствие реального перемирия на Донбассе автоматически блокировало все политические пункты «Минска-2». Ситуация оставалась тупиковой до 2016 года, когда и появилась так называемая «формула Штайнмайера», которая допускала проведение политических мероприятий до или параллельно с полным выполнением условий безопасности. Это и открыло путь особому статусу для ОРДЛО, с амнистией и «народной милицией».

При президентстве Порошенко Киев на эту формулу официально так и не согласился, однако после прихода к власти Зеленского украинская власть ее все же согласовала – от имени того же Кучмы.

Вместе с тем, на недавней встрече «нормандской четверки» в Париже Владимир Зеленский не раз критиковал подписанный предыдущей властью «Минск-2». И прежде всего – из-за пункта о восстановлении контроля над государственной границей уже после местных выборов на Донбассе. Он подчеркнул, что будет настаивать на том, что граница должна вернуться под украинский контроль еще до выборов. Это не помешало «Зе» поставить свой автограф под совместным заявлением по результатам парижских переговоров, где все стороны выразили заинтересованность в том, чтобы договориться обо всех политических нюансах особого статуса ОРДЛО, «как указано в комплексе мер по выполнению Минских договоренностей от 2015 года».

То есть, фактически картина выглядит так, что под «прицел» ГБР Порошенко попал за договора, которые на днях обязался выполнять и действующий хозяин Банковой. В лагере «Европейской солидарности» начало расследования против экс-президента вполне прогнозировано назвали политическим преследованием, а адвокат Порошенко Игорь Головань считает инициатора дела Портнова, а также сотрудников ГБР «агентами влияния государства-агрессора». «Им безразлично, что они обвиняют не столько пятого президента Порошенко, сколько Зеленского и всю его команду переговорщиков, для которых Минские договоренности продолжают служить основой работы в «нормандском формате», государства-члены которого преданы их полной имплементации», - заявил Головань. На что Портнов уже успел ответить, что Зеленский обязан выполнять Минские соглашения, поскольку они подписаны от имени государства.

Абсолютно все дела, где так или иначе фигурирует имя экс-президента (а таковых уже более 15-ти) в ЕС Порошенко публично называют политическими репрессиями, а вот в неформальных беседах нардепы от «Европейской солидарности» говорят, что «уголовки» с упоминанием Порошенко – не более чем юридический троллинг со стороны одиозного Портнова.

В свою очередь, в ГБР лишь сухо констатируют, что открытие уголовного производства о якобы госизмене Порошенко по «Минску-2» - техническая работа по регистрации заявления в Едином реестре досудебных расследований, мол, о каких-либо серьезных последствиях можно будет говорить лишь по окончанию расследования, сроки которого четко не обозначены.

Тем не менее, не стоит забывать о том, что еще 18 ноября ГБР направило в Генпрокуратуру (ГПУ) проект подозрения и представления на привлечение Порошенко как народного депутата к уголовной ответственности по другому делу, где красной линией проходит злоупотребление властью и превышение должностных полномочий. В данном случае Петр Порошенко подозревается в том, что, занимая наивысший пост в стране, он персонально повлиял на отбор кандидатов в члены Высшего совета правосудия в марте-мае 2019 года.

Представление ведомства Рябошапки в Верховную Раду о снятии неприкосновенности с бывшего главы государства и привлечении его к уголовной ответственности еще не поступило, но в пропрезидентской «Слуге народа» на днях решили провести негласное сигнальное голосование, чтобы понять, найдется ли достаточное количество голосов против Петра Порошенко.

«В большинстве групп (фракция «Слуга народа» делится на 15 групп- Ред.) люди задаются одним и тем же вопросом – зачем снимать с Порошенко неприкосновенность, если с 1 января ее и так не будет в существующем понимании? И не дадим ли мы ему таким образом пару дополнительных очков на пиар? Отвечаю. Этими вопросами мы дадим руководству фракции возможность сказать «Мы всех опросили – решение не снимать в зале, так как с 1 января ее и так не будет». Таким образом, нежелание Рябошапки снимать неприкосновенность с Порошенко (вследствие договорняка с ним) - переложат на фракцию», - полагает нардеп от СН Александр Дубинский.

Действительно, «слуги» не единожды заявляли, что уже до конца текущего года поставят законодательную точку в вопросе упразднения пресловутого депутатского иммунитета.

Напомним, 3 декабря парламентарии приняли за основу с сокращенным сроком подготовки к голосованию в целом проект закона 22-37 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины с целью приведения в соответствие с законом Украины «О внесении изменений в статью 80 Конституции относительно неприкосновенности народных депутатов Украины». Активно лоббируя этот документ, СН, с подачи которой ранее был изменен Основной закон в части депутатской неприкосновенности от уголовного преследования, «Слуга народа» стремится согласовать с этой обновленной статьей Конституции закон о статусе народного депутата, Уголовно-процессуальный кодекс, а также регламент Верховной Рады.

Переписанная норма Основного закона начнет работать уже с первого дня 2020 года. Если за оставшееся до нового года пленарное время «Слуги народа» успеют  принять вышеуказанный законопроект №22-37, ходатайство Генпрокуратуры по экс-президенту Порошенко потеряет всякий смысл – с 1 января представление руководителя ГПУ на привлечение к уголовной ответственности того или иного парламентария уже не потребуется.

По нашей информации, при закрытом голосовании на фракционном уровне за снятие неприкосновенности с Петра Порошенко нардепы от СН высказались практически единогласно. То есть, если до завершения пленарных будней в 2019 году генпрокурор внесет представление на ПАП, экс-президента лишат неприкосновенности в индивидуальном порядке. Однако в кулуарах ходят слухи, что Банковая будет максимально затягивать этот вопрос.

«Мы сейчас ждем закрытую свежую социологию после «нормандского саммита». Если будут очевидные позитивные сдвиги, Порошенко, вероятно, никто трогать не будет, чтобы не давать ему лишнего повода для самопиара. В случае «замораживания» или же, что еще хуже – падения доверия к президенту и, соответственно, всей команде – будем доставать этот джокер, презентуя его под соусом обещанных «посадок», - рассказал нам один из нардепов от СН. По его словам, «неприкосновенная» судьба ПАП во многом также зависит от реакции общества на некоторые резонансные законы. «Если после принятия закона о рынке земли наши политические оппоненты поднимут серьезный кипишь с привлечением улицы, придется перекрывать эту волну более громким информповодом, а «дело Порошенко» как раз таковым и является, так как соцопросы по-прежнему фиксируют серьезные ожидания украинцев по привлечению к уголовной ответственности бывших чиновников топ-уровня», - отметили в партии Зеленского.

Наталия Ромашова

Читайте также: «Слуга народа» в «битве» за землю получил сотрясение мозга

Крижак Дмитрий

Самое читаемое