ПолитикаВласть

Кино и люди: почему у Шмыгаля увольняется очередной министр

17:56 14 ноя 2021.  4438Читайте на: УКРРУС

На одном из ближайших пленарных заседаний Верховная Рада может сделать еще одного члена правительственной сборной министром с приставкой «экс». При этом, в отличие от большинства своих коллег по Кабмину, которым на выход указывала Банковая, Александр Ткаченко, бывший руководитель «плюсов» и нардеп от «Слуги народа», досиживающий де-юре последние дни в кресле главы Минкульта, покинуть руководящий пост в исполнительной системе власти решил по собственному желанию. Что послужило причиной демарша «культурного» министра, разбиралась Lenta.UA.

О своем желании покинуть кабинет министра культуры и информационной политики 55-летний Александр Ткаченко сообщил на днях посредством соцсетей. В правительстве Дениса Шмыгаля он работает без малого полтора года. За все это время из его уст не звучало каких-либо заявлений, так или иначе свидетельствующих о разногласиях с президентским Офисом. Однако, с учетом того, что причину своей отставки господин Ткаченко называет последней каплей, очевидно, что океан недоразумений между ним и ОП наполнялся далеко не один день…

«Написал заявление об отставке. О причинах. Решение Кабмина по Госкино принималось без согласования с МКИПом. Забрать Госкино у Министерства культуры и информполитики и передать его в управление Кабмина – нелогично. Это как забрать у компании транспортный отдел и передать его в управление совету директоров. Такие стиль и подходы к управлению процессами меня удивляют - не мой концепт и ценности», - написал Александр Ткаченко у себя в Facebook. К данному посту он прикрепил, написанное от руки прошение об отставке, в конце которого, явно выходя за протокольные рамки, поставил улыбающийся смайлик и резюмировал: «Все будет культура».

Читайте также: Министр культуры подал прошение об отставке

Пока еще действующий министр Ткаченко утверждает, что утеря контроля над Госкино – не единственная указка «сверху», с которой он не может согласиться: «Например, согласно управленческой реформе, в начале года правительством было принято решение о создании Госслужбы и Госинспекции по охране культурного наследия. После этого через несколько месяцев министерство получило письмо от премьера об отзыве нашего представления на создание этих институтов. Наполнение операционным функционалом Госискусств также блокировалось».

В общем и целом, по словам Александра Ткаченко, Госкино стало «последней каплей» для его отставки, но была и предпоследняя и не менее болезненная: «Бюджет на культуру-2022. И характер обсуждения и финальная сумма для меня неприемлемы».

Отметим, что сумма, предусмотренная для функционирования Минкульта в следующем году меньше почти на 18% за цифры, зафиксированные в госсмете-2021, а это 12,3 миллиардов гривен. Впрочем, Александр Ткаченко при рассмотрении проекта бюджета в сессионном зале ВР ни разу не был уличен в каких-либо демонстративных и активных действиях по «выбиванию» средств для своего ведомства. Таким образом очевидно, что резко проснувшаяся сознательность и обострившаяся ответственность за благополучие возглавляемого министерства — не более, чем игра на публику.

Жалуясь на скромное финансирование Минкульта в грядущем году Александр Ткаченко, однако не соизволил поведать широкой общественности об итогах своей работы и том, как осваивались государственные средства за полтора года его пребывания у министерского руля. Согласно данным аналитического портала «Слово и дело», с момента назначения в Кабмин – а это июнь 2020-го –господин Ткаченко дал 112 обещаний, из которых выполнил 52 (46%), провалил – 39. Еще 21 обещание пяти минут экс-министра все еще находится на стадии верификации...

Примечательно, что за полтора года, имея для этого и властные рычаги, и финансовые возможности, Александр Ткаченко не выполнил программное обещание – обеспечить проектирование и подготовку к строительству музея Революции достоинства. Также Минкульт на данный момент не закончил работу над законопроектом «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по сохранению традиционного характера среды и противодействию хаотической застройке» и не внес его в парламент, поэтому господин Ткаченко не выполнил сразу три обещания: создать правовые условия и механизмы для сохранения традиционного характера среды исторических населенных мест, разработать законодательные изменения относительно запрета застройки в пределах исторических ареалов  и способствовать внедрению права органов местного самоуправления принудительного отчуждения памятников у недобросовестных владельцев.

В общем программных пробелов у бывшего топ-менеджера телеканала олигарха Коломойского хватает с лихвой. К примеру, Ткаченко, вопреки публичным обещаниям, не «додавил» завершение строительства Национального музея – мемориала жертв Голодомора. Профильный министр уверял, что в строительстве второй очереди будет поставлена финальная точка в ноябре текущего года, однако согласно плану, его завершат только в 2022-м. Не сложилось у министра культуры и с Музеем современного искусства концепцию которого еще в марте он обещал презентовать «в самое ближайшее время». Обещал также уходящий министр трансформировать 16 тысяч библиотек и аналогичное количество клубов и других центров культуры в современные точки аттракции.

Итог? Масштабное обновление помещений библиотек якобы из-за острого дефицита средств так и не начали, а пилотный проект создания и модернизации центров культурных услуг запущен только в семи общинах.

Нечем похвастаться министру Ткаченко, который покидает Кабмин, громко хлопая при этом дверью, и в архитектурной сфере. В рамках программы «Большая реставрация» он обещал отреставрировать порядка 150-ти объектов, но на данный момент продолжается восстановление 29-ти и определены еще 26, где будут профинансированы ремонтно-восстановительные работы. Ну, и вишенка на торте — провал обещания касательно подготовки законопроекта об охране культурного наследия нашей страны.

В актив же «культурного» министра можно отнести успешное лоббирование увеличения финансирования Украинского института книги, поддержку книгоиздательского дела и популяризацию украинской литературы в мире, на что в нынешнем году выделено 151 млн. грн.

Как и обещал Ткаченко, несмотря на систематические истерии пророссийских СМИ, действующая власть не стала пересматривать квоты на украинский язык в телерадиоэфире. Также именно при министре Ткаченко была проведена общенациональная коммуникационная кампания «Мандруй Україною», начата реализация проекта «Туристические маршруты Украины», были проведены маркетинговые кампании по популяризации внутреннего туризма.

Что же касается кинематографической сферы, которая якобы и стала «последней каплей», побудившей Александра Ткаченко написать заявление об отставке, то его возмущение можно понять. Во-первых, решение о передаче Госкино в управление целиком и полностью лояльного к ОП премьеру Шмыгалю, принималось без согласования с ним и министерством. По нашей информации, в момент «Х» Ткаченко вообще отсутствовал в стране, наслаждаясь пейзажами осеннего Парижа. Во-вторых, у Ткаченко забрали не какую-то финансово дырявую контору, а ведомство с полумиллиардным бюджетом. В своем «прощальном» посте в Facebook Ткаченко не стал прямо бросать камни в адрес Банковой, однако адресат его возмущенных выпадов очевиден и без этого...

Весьма и весьма интересный момент: согласно Конституции, к правительственной квоте президента относятся два министра — обороны и иностранных дел. Тем не менее, Ткаченко, как претендента в министры культуры в стенах парламента представлял лично глава государства. «Он в этой (культурной — ред.) сфере находится всю свою жизнь и мы с ним плотно работали много лет», - широко улыбаясь, сказал тогда гарант. Однако сегодня, спустя полтора года, судя по последним тенденциям, у обитателя главного кабинета на Банковой причин для смеха мало.

Как показал свежий соцопрос группы «Рейтинг», общественная поддержка Владимира Зеленского пробивает новые антирекорды, все больше приближаясь к отметке в 20%. Если бы выборы главы государства состоялись в ближайшие дни, то действующего президента поддержали бы лишь 21,8% украинцев из числа тех, кто «железно» определился с выбором. Это самый низкий показатель Зе с момента избрания его гарантом. На таком фоне недавнее увольнение сразу пяти министров, а также демонстративное желание  Александра Ткаченко покинуть Кабмин, вряд ли добавит баллов и президенту, и всей властной вертикали. Уход главы Минкульта — это, среди прочего – дополнительный сигнал о том, что кадровая политика «зеленых» по-прежнему остается нестабильной и хаотичной.

Понятно, что покидающий правительство Александр Ткаченко с его, мягко говоря, неоднозначным бэкграундом, без поддержки более влиятельных фигур, не может претендовать на первые роли в политике. И, как отметил в разговоре с Lenta.UA близкий к Банковой политолог, опальный олигарх Коломойский — фактический шеф Ткаченко в бытность его работы генпродюссером «1+1», продвигать пока еще действующего министра культуры вверх по карьерной лестнице не намерен: «После ухода Саши (Александра Ткаченко — ред.) с телеканала, он, насколько мне известно, крайне редко, да и то — мимолетно-шапочно общался с ИВК, поэтому все эти разговоры о тесной связи с Коломойским — не более, чем разговоры. И потом. Зачем, мягко говоря, прагматичному Игорю Валерьевичу инвестировать что-то в Ткаченко — далеко не яркую единицу, которая вряд ли когда-то индивидуально засияет на политическом небосклоне? У Коломойского есть депутатская группа в Раде, есть «свои» люди в «Слуге народа» и ему этого политкапитала вполне достаточно для того, чтобы эффективно решать свои вопросы. К тому же Ткаченко никто не выгонял — он уходит сам. Да, обидно, что не достались «плюшки» от Госкино, но в большой властной «семье» лицом не щёлкают — надо было добиваться своего, а не устраивать демарши. ИВК, кстати, так и делает. Из-за уголовных дел в США, он ушел в глубокую информационную тень, однако свои насущные проблемы по-прежнему решает более чем успешно».

Как бы там ни было, очевидно, что сам по себе факт ухода из Зе-команды Александра Ткаченко, вряд ли кардинально повлияет на позиции власти в глазах общества. Однако то, что далеко не последний член Зе-команды самовольно покидает разношерстый правящий лагерь – явный признак все более углубляющихся трещин во властных стенах. Другой вопрос – что этот демарш может закончиться тем, что Ткаченко в результате останется министром. Дело в том, что заменять его сейчас особо и не на кого.

«Господин Ткаченко будет объяснять свою позицию. Если фракция поддержит его отставку, то наиболее вероятными кандидатами являются заместители – первый заместитель и заместительница министра», – сказал нардеп Ярослав Железняк.

Отметим, первым замминистра является Ростислав Карандеев, а вот заместительниц у Ткаченко три – Екатерина Чуева, Лариса Петасюк и Анастасия Бондарь. Кто из них может заменить Ткаченко – неизвестно…

Читайте также: «Слуга народа» назвал конкретный срок следующей масштабной перетряски правительства

Ромашова Наталия

Самое читаемое