ЭкономикаТопливный кризис

Дефициту – конец? К чему приведет отмена госрегулирования цен на бензин

23:19 19 май 2022.  6179Читайте на: УКРРУС

В правительстве утвердили постановление о временном отказе от государственного, то есть ручного регулирования цен на бензин и дизель. Министр экономики Юлия Свириденко заявила, что в Кабмине вскоре после введения данного решения ожидают цены на дизтопливо не выше 58 грн, а на бензин – не более 52 гривен. Уменьшит ли это дефицит на рынке – разбиралась Lenta.UA.

Километровые очереди на заправках, в которых люди выстаивали по 3-4 часа, талоны на горючее, ограничения от десяти до двадцати литров и ценники с цифрой 65-70 грн/л. Это – далеко не полный перечень проблем, с которыми столкнулись владельцы «железных коней» в Украине за последнее время. Что же случилось с горючим в и когда, наконец, удастся преодолеть болезненную для многих сограждан проблему?

То, что в нашей стране может возникнуть дефицит горючего, было понятно еще на заре российского вторжения – слишком много нефтепродуктов официальный Киев покупал именно в России и Беларуси. К примеру, в прошлом году из этих стран поступало 62% дизтоплива и 50% бензина. Еще 10% импортировали из Литвы и доставляли морем. В целом, импорт покрывал до 80% потребностей Украины в нефтепродуктах.

Читайте также: Как заправить авто бензином в Киеве – найти работающие заправки и купить топливо

Но даже когда доступ к российским и белорусским нефтепродуктам прекратился, в Кабмине Шмыгаля, словно мантру повторяли, мол, кризис если и возникнет, то будет не слишком болезненным и продолжительным, поскольку нефтерынок отличается мобильностью и нехватку этой продукции из РФ и РБ предельно оперативно можно будет заменить увеличением поставок из Европы. Собственно, для достижения этой цели с середины марта акциз на горючее обнулили, а НДС снизили с 20% до семи процентов.

Другую часть «горючих» нужд, как ожидалось, мог, помимо Европы, закрыть Кременчугский НПЗ, который до старта полномасштабной войны с путинской Россией обеспечивал до 18% украинских нефтепродуктов. Аккурат после старта «спецоперации» частное потребление уменьшилось, поэтому на нефтеперерабатывающем заводе уверяли, что смогут закрыть внутренний спрос. Однако 2 апреля произошел первый ракетный обстрел НПЗ. Второй раз «освободители» обстреляли предприятие 24 апреля. Еще один удар по НПЗ – сразу четырьмя ракетами – нанесли 12 мая. Разрушения из-за нанесенных ударов таковы, что завод не сможет вернуться к работе как минимум до конца года.

Ракетные «приветы» из Кремля получили и другие объекты отечественной топливной инфраструктуры. В частности, в течение одной лишь недели ударами было поражено более 20 нефтебаз. Именно выведение рашистами из строя отечественных нефтеобъектов эксперты называют ключевой причиной возникшего ажиотажа на рынке горючего.

Впрочем, секретарь СНБО Алексей Данилов называет еще один корень подкосивший «дерево» нефтерынка: «Компании, к сожалению, не рассчитали на такой патриотизм нашего населения, которое начало быстро возвращаться в свои дома. Люди массово вернулись домой, поэтому возник небывалый спрос на горючее и в итоге произошла столь нестандартная ситуация».

Между тем, профильные эксперты полагают, что два выше очерченные фактора стали лишь катализатором дефицита на фоне того, что наладить регулярные и достаточные альтернативные поставки из Европы пока что не удается. Логистические проблемы возникают, среди прочего, на железной дороге - например, из-за нехватки вагонов, и при снабжении бензовозами, в частности, из-за ограниченной пропускной способности пограничных пунктов.

«Никто и никогда не поставлял в Украину серьезных объемов нефтепродуктов из Европы. Это направление мертвое, оно никогда не работало. И тут в один момент появляется покупатель в лице Украины, которому нужно много и сейчас. Начинается ступор – никто не сидел и не ожидал, что сейчас Украина придет, и мы для нее зарезервируем горючее», - подчеркнул руководитель консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн.

Еще одной причиной возникшего дефицита, по мнению профильных специалистов, стало несоответствие определенных правительством предельных цен и стоимости новых оптовых закупок в Европе – первые были значительно ниже вторых. К тому же, определенное время установленные Кабмином цены не учитывали взлетевшие к небывалым высотам затраты на логистику, которую пришлось менять кардинальным образом. Проще говоря, закупить бензин в Европе и доставить его в Украину, особенно бензовозами, оказалось ощутимо дороже, чем можно было продать. Потому трейдеры не желали завозить горючее.

С другой стороны, в Кабмине считают установленные на некоторых АЗС цены в 60-70 грн за литр «спекуляцией и мародерством».

В перспективе, как уверяют в КМУ, в Украине создадут дополнительный стратегический запас горючего, «который будет невозможно разбомбить и уничтожить». Что же касается ближайших планов и ожиданий, то, как говорят у Шмыгаля, уже сейчас объемы импорта увеличены более чем в пять раз по сравнению с тем, что было еще полтора месяца назад и они соответствуют ежедневным продажам на заправках.

В Минэкономики ожидают, что уже в мае в Украину должно поступить 350 тыс. тонн топлива из совершенно новых логистических маршрутов. «В марте завезли 35 тыс. тонн, в мае ожидаем 180 тысяч. Автомобильный завоз вырос в 15 раз – с 5 тыс. до 85 тыс. тонн. Речной транспорт теперь перевозит в 5 раз больше горючего по сравнению с мартом – с 4 до 22 тыс. тонн», – рассказала давеча министр экономики Юлия Свириденко.

Кроме того, по ее словам, можно импортировать топливо по трубопроводу из Венгрии, а на границе с Польшей запустили «зеленую полосу» для бензовозов. По уточненному прогнозу, в мае ожидается потребление 300 тыс. тонн дизеля и 120 тыс. тонн бензина. Такой объем импорта уже законтрактован украинскими сетями, утверждает министр экономики. В то же время, госпожа Свидиренко признает: чтобы исчезли очереди и дефицит, запасов горючего на АЗС требуется как минимум на 15 дней. А сейчас горючего в Украине хватает всего на пять. Ситуация улучшится к концу мая, прогнозирует председатель парламентского энергетического комитета, «слуга» Андрей Герус. «Несколько недель надо с терпением отнестись и быть в этом плане немного экономнее», - резюмировал представитель монобольшинства.

Эксперты, впрочем, менее оптимистичны в своих прогнозах. Леонид Косянчук, эксперт рынка нефтепродуктов Украины, констатирует: «Что такое – 300 тысяч тонн нефтепродуктов в Европе законтрактовано? Мы должны понимать, что на сегодняшний день пути доставки остались только бензовозными партиями. А если принять во внимание, что у нас где-то примерно 1200 автомобилей по 30 тонн, то это два месяца, как минимум, чтобы перевезти такое количество. То есть, перманентный кризис на рынке будет наблюдаться еще два месяца. К тому же, сейчас очень высокий спрос на нефтепродукты: Вооруженные силы, ГСЧС, полиция, медицина, волонтерское движение, миграция людей в более безопасные районы на автомобильном транспорте, хотя железная дорога также использует дизельное топливо. Мы не можем удовлетворить этот спрос. Сегодня, слава Богу, операторы и эксперты рынка докричались до Кабмина. Ведь один из факторов, приведший к дефициту, это было государственное регулирование цен. В рознице цены регулировались, а в оптовом сегменте – нет. Таким образом, привезенное в Украину горючее сплошь и рядом продавали в оптовом сегменте по более высоким ценам, чем в ритейле. И это привело к злоупотреблениям, которые мы видим сегодня. Теперь правительство сделало либерализацию прохождения бензовозов через границу – туда и обратно».

Правительство на днях действительно приостановило механизм государственного регулирования цен на горючее. В Кабмине ожидают, что в таком случае цены на дизель не будут превышать 58 грн/литр, а бензин – 52 грн/литр. По словам министра экономики Юлии Свириденко, такое решение обсудили с операторами рынка, которые заверили, что с каждой неделей ситуация на заправках будет улучшаться, а очереди – уменьшаться.

«Нам надо понимать, что сегодня мы все в одной лодке. И люди, имеющие заправочные станции, тоже очень сильно пострадали. Столичная сеть за первую неделю войны получила убытки более чем на $55 миллионов. Поэтому винить их за то, что они стремились хоть как-то заработать, тоже нельзя. Операторы рынка не имеют права наживаться на войне, но и потребителям нужно с пониманием относиться к ситуации. Некоторым гражданам стоит вспомнить, что на улице идет жесткая война, ежедневно уничтожающая инфраструктуру, и, возможно, где-то нужно сократить свои прихоти по использованию личного транспорта, где-то переключиться на общественный транспорт или велосипеды. Так не может быть, что одни страдают на фронте, другие страдают, потому что потеряли жилье, имущество и автомобиль, а у третьих возникает проблема, как просто куда-то поехать. После решения правительства о дерегуляции цену сформирует рынок. И если господин Гетманцев (скандальный глава «налогового» комитета ВР – ред.) не будет инициировать проверки АЗС, которым и так сегодня не очень сладко, то все будет хорошо», - резюмирует эксперт Леонид Косянчук.

Жестом отчаяния со стороны Кабмина, который не способен решить ситуацию и хоть что-то противопоставить бизнесу, называет снятие госрегулирования на горючее экономический журналист Сергей Лямец: «Это – грустно. Но ситуация не новая. Катастрофа с управленцами началась с эпохи Порошенко, а при Зеленском стала почти аксиомой. С логистикой вопросы есть, но их не так чтобы совсем много. Большей частью – вопрос на границе, и тут правительство могло бы решить вопрос. В том числе, дать «подзатыльник» таможенникам, которые специально создают очереди, чтобы брать взятки. Что касается ситуации внутри, то русские действительно разнесли нефтебазы, поэтому приходится работать с колес. Это меняет картину, но не на 100%. С колес так с колес – можно и так наполнять рынок, но есть проблема: в Украину не хотят ехать европейские перевозчики. Причина – нет страховки на случай, если попадет русская ракета. Можно решить такое? Да, можно. Решается на уровне государства, потребует каких-то расходов. Но повторюсь: было бы желание, Минэкономики с Минфином смогли бы порешать. Видимо, не захотели «париться». Решить этот вопрос – нужно, и тогда к нам поехали бы бензовозы из Европы. Все же лучше, чем снимать ограничения на цены в надежде, что рынок сейчас наполнится и наступит дешевое изобилие».

По убеждению Лямца определенная толика вины бизнеса в бензиновом «апокалипсисе» также присутствует, поэтому бросать все камни в огород Кабмина не следует: «Проблемы с логистикой были и есть, но без сомнений, что трейдеры решили нагреть руки. Я не говорю про «картельный сговор», потому что это нужно доказать, а АМК (Антимонопольный комитет – ред.) у нас не работает последние 20 лет. Поэтому говорю: «бизнес шалит». И давайте сразу забудем о патриотизме. Бизнес есть бизнес, он старается зарабатывать всегда, а особенно в благоприятной ситуации. Потом, если захотят, пусть гасят угрызения совести, закупая тепловизоры для фронта».

Нефтетрейдеры, реагируя на обвинения Кабмина и некоторых экспертов, настаивают: то, что правительство называет «спекулятивными ценами» может просто отражать реальный курс, который в начале войны Нацбанк зафиксировал на уровне 29,25 грн за доллар. Однако, как ни крути, бизнес всегда априори хочет прибыли и добивается ее любой ценой. Довольно метко по этому поводу высказался известный предприниматель и блогер Гарик Корогодский: «Почему я имею право иметь мнение по нефтяному вопросу и макроэкономике? Может потому, что я был собственником и управлял самой крупной на тот момент нефтяной компанией в Украине? Мало? Изучал макроэкономику. Теперь ок? Но отбросим шутки и констатируем: пока государство регулирует цены на топливо и не дотирует их – дефициту быть. Потому что работать в минус можно, но не долго. Помните анекдот, как переставляли кровати в публичном доме, когда бизнес шел плохо? Так вот это – про наш бензин».

Читайте также: В Украине появился первый город, где полностью закончился бензин

Ромашова Наталия

Самое читаемое