КультураШоу-бизнес

23 мая 1994 года победителем Каннского кинофестиваля был объявлен фильм Квентина Тарантино "Криминальное чтиво"

08:40 23 май 2023.  342Читайте на: УКРРУС

Это была революция в артхаусном кино, которую сегодня мало кто помнит, но тогда отметили все.

Это сейчас Квентин Тарантино - признанный киноклассик, а в 1994-м году он был просто режиссером в возрасте 31 года, за плечами которого стоял только один фильм - "Бешеные псы" (тоже, кстати, участвовавший ранее на  Каннском кинофестивале). Но, в принципе. "Бешеные псы" - довольно традиционное, хотя и местами не в меру жестокое, кино, а вот "Криминальное чтиво" (на самом деле Pulp Fiction переводится как "бульварное чтиво", дешевая приключенческая книжка "на один раз" в мягкой обложке, почти трэш) действительно стало революцией в кино того времени.

Почему - тема отдельной статьи. а сегодня речь именно о Каннском фестивале (тем более, что в эти дни Канны принимают его в очередной раз) того года. Все дни феста-1994 его фаворитом считался фильм Кшиштофа Кесьлевского "Три цвета: Красный". В принципе, о фильмах этого режиссера лучше всех сказала Мариола Янкун-Допартова, которая назвала их китчевым пастишем, наполненным психологическими и экзистенциальными несообразностями, хотя и создающим обманчивое впечатление глубины. 

Тут надо понимать, что «пастиш» - это не ругательное слово. Обычно его употребляют искусствоведы, характеризуя то или иное живописное произведение, которое имитирует уже известное или известные. Пастиш надо отличать от пародии, которая стилистически делает то же самое, но высмеивает пародируемое оригинальное произведение. Пастиш же, напротив, выказывает уважение к оригиналу. Так вот, Каннский кинофестиваль до "Криминального чтива" много раз награждал "Золотой пальмовой ветвью" такого рода "кинопастиши", имитирующие искусство действительно высокого класса. Условно говоря, Вуди Аллен, которого прозвали "Бергманом для бедных" был ему милее, чем сам Ингмар Бергман.

И если бы эстетский "Красный" получил высшую награду, это стало бы очередным подтверждением того, что самый престижный в мире фестиваль потихоньку загнивает как стоячее болото. Выбор же в качестве победителя хулиганского "Криминального чтива", тем более неожиданный, что председателем жюри был Клинт Иствуд, а его "замом" - Катрин Денёв, показал, что у Канн есть будущее.  

Фото: Pinterest

Сергей Семенов

Новости

Самое читаемое