ПолитикаИнформационные войны

Реальная угроза или война за «жаренной» сенсацией: чем вызвана новая информволна о путинском вторжении

16:57 07 фев 2022.  4755Читайте на: УКРРУС

В минувший уикенд американские медиа буквально «загорелись» новыми устрашающими сообщениями касательно угрозы полномасштабного военного наступления на Украину со стороны Российской Федерации. Но насколько обоснованными являются более чем тревожные месседжи о неизбежности большой войны между Киевом и Москвой, разбиралась Lenta.UA.

Вчера один из наиболее популярных и рейтинговых телеканалов США Fox News обнародовал информацию о закрытых слушаниях в Конгрессе, в ходе которых глава Объединенного комитета начальников штабов генерал Марк Милли якобы заявил о том, что Россия может захватить Киев за 72 часа, то есть, за три дня. При этом, что весьма показательно, телеканал приводит данные о том, что оценочные потери украинских войск при штурме украинской столицы могут достичь 15-ти тысяч человек, а количество жертв с российской стороны составит не менее 4 тыс.

Закрытые слушания в Конгрессе действительно были. Однако, как рассказал Lenta.UA на условиях анонимности коллега-журналист из вышеупомянутого Fox News, «никаких абсолютно фактажно подтвержденных формул о вероятных потерях не звучало, а господин Милли, отвечая на вопросы конгрессменов просто выказывал гипотетические предположения». Вместе с тем, наш собеседник подтверждает, что «тревожный тайминг» о трех днях до большого вторжения американский генерал таки упомянул всуе.

Читайте также: Украина отказывается от диалога с «ДНР» и «ЛНР»

В связи с этим возникает вполне закономерный вопрос: действительно ли Киев могут «взять» за трое суток? С тем, чтобы предметно ответить на этот вопрос, его следует разделить на две части — военную и политическую. Начнем с первой.

В воскресном прямом эфире одного из украинских общенациональных телеканалов экс-министр обороны первого «зеленого» правительства Гончарука Андрей Загороднюк, буквально по полочкам разложил этот кейс. На вопрос о том, стоит ли верить, мягко говоря, тревожным сообщениям американских СМИ о неизбежном вторжении РФ в нашу страну уже в самое ближайшее время или же они сильно преувеличены, бывший глава МОУ, ответил следующим образом: «Идет ли скопление вооруженных сил РФ на наших границах? Да, идет. Увеличивается ли оно (скопление российских военных — ред.) с каждой неделей? Да, увеличивается. Видим ли мы, что они размещают силы и средства возле ОРДЛО и возле границы Украины и Беларуси? Видим. Что касается РБ, то надо четко понимать, что концентрация войск связана со стартующими 10 февраля и завершающимися 20-го учениями «Союзная решимость». Связано ли это с какими-то масштабными планами России по нападению на Украину? Мы не можем говорить об этом наверняка, поскольку РФ планирует свои операции, рассчитывая их рискованность и, конечно же, свои шансы на успех».

Господин Загороднюк, предварительно отметив, что на данный момент сил и средств Кремля, размещенных на подступах к украинским границам недостаточно для «большого захвата» нашего государства, добавил: «Почему, недостаточно? На данный момент мы имеем около наших границ около 140 тысяч личного состава РФ, включая Крым. Действительно, по сравнению с прошлой неделей, эта цифра увеличилась на 10 тыс., однако в связи с вышеупомянутыми учениями мы ожидаем, что эта цифра возрастет еще на десять, а, возможно и двадцать тысяч. Однако и этого не хватит для того, чтобы обуздать Украину, разбив наши Вооруженные Силы. Поэтому в данной конкретной ситуации западные средства массовой информации попросту гонятся за сенсацией, а так делать нельзя. Я категорически не согласен с теми иностранными журналистами, которые говорят о «большой войне», как неизбежном факте. Даже если у России и были такие планы несколько месяцев назад, то сегодня, видя, как в «Борисполе» и других аэропортах ежедневно приземляются самолеты с вооружением, которое нам предоставляют наши иностранные партнеры, в Кремле понимают, что успешность их операции под большим вопросом. Гипотетически, да, россияне за несколько дней могут дойти, скажем, до Киева, однако их сил явно недостаточно, чтобы удержать контроль над ним. Поэтому, все эти сценарии потенциально опасны, но вряд ли реалистичны».

Эксперты, помимо прочего, обращают особое внимание на политическую целесообразность «большого вторжения» с позиций Кремля. Очевидно, что подобного рода шаги будут чрезвычайно дорогими для Путина, как с точки зрения политического капитала, поскольку он будет получать очень много погибших и раненных военных, родственники и близкие которых вряд ли будут аплодировать за это не сменному хозяину Кремля, так и в плане категорического не восприятие таких действий со стороны мирового сообщества, которое уже обещает ввести «адские санкции».

То есть, с тем, чтобы Путин решился на «большую войну» с Украиной на чаше весов плюсы должны доминировать над минусами, а сегодня это по всем параметрам unreal.

«Захват Киева в течение трех дней представляется нереалистичным и невозможным. На ключевых коммуникационных и магистральных путях уже сегодня есть украинские войска и, понятное дело, есть время их значительно усилить с тем, чтобы остановить врага еще на подступах, а именно — в Черниговской области. Для этого есть все силы и сопротивление будет предельно жестким», - отмечает Юрий Бутусов, известный журналист, специализирующийся на военных вопросах, добавляя при этом, что никакие путинские блицкриги априори невозможны.

«Есть ли у РФ возможности уничтожать наши города, прежде всего, с помощью авиации? Да. Но с тем, чтобы сделать из Украины выжженную землю Путину придется приложить значительных усилий, поскольку это не будет игра в одни ворота. Словом, легкой прогулки у Кремля тут точно не будет. В условиях, когда весь мир увидит, как решительно и эффективно будет оказывать сопротивление Украина, не думаю, что какое-либо демократическое государство сможет остаться в стороне и в итоге Россию ожидают не только жесточайшие санкции — она фактически будет отрезана от Европы. В любом случае, при любых раскладах, нам всем необходимо понимать, что Украина – большая страна и у нас есть значительная поддержка извне и всякого рода сиюминутные апокалипсические сценарии исключены. Поэтому, на мой взгляд, нужно не бояться, а, понимая, что угроза действительно существует, делать все, чтобы Россия, видя наши возможности и потенциал, четко поняла, что прямая атака — это слишком дорого и лучше не рисковать», - резюмирует Бутусов.

Кстати, о рисках. Давеча, во время прямого включения из Москвы в эфир одного из украинских телеканалов, известный российский политолог Дмитрий Орешкин, отметил следующее: «Ключевой нюанс вокруг вероятного вторжения РФ в Украину состоит в том, что решения принимает индивидуальный Путин, а готовит их — Путин коллективный. Так вот, коллективный Путин, будучи довольно рациональным животным, понимающим все риски, вряд ли на это пойдет. А логика Путина индивидуального следующая: быстро и нагло запугать и как можно больше отжать. Но если он четко увидит, что будет больно и пахнет паленой шерстью, он остановится. Тем более, что его «танцы» около украинских границ с каждым месяцем выглядят все более бездарными. От стояния на границе устают и военные, и люди. Российские телезрители, как, впрочем, и любые другие, любят «кушать» победы. Победы они не видят, поэтому в отношении Путина поднимается критическая волна с точки зрения, что он — слабак, потому что даже «ЛДНР» не в состоянии присоединить, не то, чтобы организовать крупную военную кампанию против Украины. А он действительно не может, поскольку это будет связано с недопустимыми для него издержками: дипломатическими, военными, демографическими, социальными, какими угодно. Поэтому, я говорил и буду говорить, что у Путина кишка тонка, чтобы начать «большую войну». Это вовсе не означает, что можно расслабиться, потому что, чем ты жестче даешь понять, что ты готов, тем меньше охоты него будет нападать. Поэтому, с каждым прожитым днем и, соответственно, с каждым шагом укрепления своей обороноспособности, Украина, на мой взгляд, уменьшает вероятность полномасштабного нападения со стороны РФ. А что касается российского общественного мнения, то у него сейчас когнитивный диссонанс. Вроде как по телевизору рассказывали, что аккурат под Новый год мы грохнем по Киеву, мухобойкой два раза притопнем и шапками закидаем, а этого нет. Не хочу подслащивать пилюлю: действительно многие россияне «на ура» восприняли бы, например, присоединение «ЛДНР» или каких-то других регионов, но платить за это они не хотят. Они хотят, чтобы Владимир Владимирович сделал все бескровно и благодарные украинцы встретили нас цветочками. Но сегодня они понимают, что никаких букетиков не будет и нас там никто не ждет, поэтому все чаще задаются вопросом: «А зачем Путин это все затеял вообще?».

Кстати говоря, несмотря на огульную и подчас абсурдную по сути своей пропаганду, свежие данные российского центра Левада (объявлен в РФ иностранным агентом) свидетельствуют о том, что

46% граждан Российской Федерации позитивно относятся к Украине и украинцам и этот фактор также вряд ли не недооценивают в Кремле, как не недооценивают и возможности ВСУ.

Теперь конкретно о них — возможностях нашей армии. Во-первых, по состоянию на сегодняшний день Вооруженные силы Украины — это 261 тысяча человек. Во-вторых, каждая украинская бригада и батальон прошли реальную военную практику и возглавляются людьми, которые имеют персональный боевой опыт. Этого чрезвычайно важного фактора нет в «багаже» россиян, в активе которых разве что действия в Сирии, где у них был целый ряд разного рода преимуществ.

В-третьих, Украина достаточно активно оснащала ВСУ до информационной волны о вероятном путинском вторжении, а сейчас интенсификация этого процесса, во многом благодаря усилиям иностранных партнеров, усилилась стократ. Вместе с тем, у нас есть ряд способностей, по которым мы отстаем от Российской Федерации.

В первую очередь, это тактическая авиация, воздушная оборона и корабельный состав военно-морских сил. По этим направлениям, как считают профильные эксперты, мы действительно проигрываем. Но если в последствии в ход пойдут сухопутные войска, у оккупантов шансов нет. Для понимания ситуации: у нас уже сейчас, учитывая военные багажи, прибывшие из стран-партнеров, противоракетных и противотанковых средств больше, чем у России есть танков вообще в природе, а мы ожидаем все новых и новых рейсов с поддержкой из-за рубежа. К тому же, о чем свидетельствуют свежие соцопросы, абсолютное большинство украинцев категорически отвергает сценарий оккупации и выражает готовность активно присоединиться к сопротивлению. Все это в совокупности существенно уменьшает любые путинские перспективы на успех.

Возвращаясь к истерии, разгоняемой американскими медиа, то тут, по мнению политолога Максима Яли есть вполне логичное объяснение: «Я могу понять журналистов западных СМИ, которые в погоне за сенсацией публикуют чуть ли не каждый день все новые планы полномасштабного вторжения России в Украину. Причем сегодняшний «план» зачастую полностью противоречит вчерашнему. Но в эпоху клипового мышления это уже норма. Уверен, этим умело пользуется ФСБ и ГРУ РФ, которое проводит информационно-психологические операции против Украины с целью дестабилизировать ситуацию, сея панику среди населения, тем самым подрывая экономическую стабильность. Резкий рост курса доллара в январе – лучшее тому подтверждение. Еще одна цель РФ- оказывать давление на своих «западных партнеров», чтобы они усиливали давление на Зеленского по выполнению Минска-2 и сеять панику среди западных инвесторов, чтобы они выводили свои инвестиции из Украины, в частности ОВГЗ. Все эти факторы в целом ведут к ослаблению переговорных позиций Украины с Кремлем. Но я не могу понять одного: почему украинские СМИ разносят всю эту «желтуху» и неподтвержденные данные, которые вскоре опровергаются официальными властями? Вернее, догадываюсь. За этим стоят личные амбиции отдельных политиков, стремящихся всеми силами вернуться к «корыту», а также отдельных олигархов, желающих половить рыбку в мутной воде хаоса и скупить ценные активы за бесценок. Узколобость и недальновидность власть имущих – вот главный бич и проклятие украинского народа».

Как бы там ни было, но, как метко отметил политэксперт Юрий Романенко, «было бы лучше если бы за глубокой обеспокоенностью судьбой Украины в западных СМИ следовала такая же глубокая поддержка, а не сплошные охи и ахи».

Читайте также: Угроза вторжения РФ: МИД Великобритании обвинило ведомство Лаврова во лжи

Ромашова Наталия

Самое читаемое