КультураИскусство и политика

Музей Аушвиц-Биркенау объяснил создателям сериала «Охотники», чего делать нельзя

18:00 25 фев 2020.  862Читайте на: УКРРУС

А именно – заменять киношными выдумками то, по поводу чего фантазировать кощунственно.

Сорокалетнего шоураннера нового сериала производства Amazon Studios «Охотники» Джордана Пила можно назвать любимчиком американской киноэлиты. Три его фильма подряд, «Прочь», «Черный клановец» и «Мы» либо получили «Оскара», либо попали в номинанты на него, а «Мы» в одном из кинорейтингов был назван лучшим фильмом «десятых годов». Одна из «фишек» Пила, которая так нравится кинокритикам – заострение в его фильмах ситуации до сатиры или фантастического гротеска. Однако на сей раз она обернулась к нему неожиданной стороной.

Аль Пачино в сериале «Охотники»

Сериал «Охотники» рассказывает (опять же, вполне в духе Пила) про группу людей, которые в Нью-Йорке 70-х годов, преследуют и ликвидируют нацистов, укрывающихся там после совершенных ими во вторую мировую войну преступлений. Главу этой группы играет Аль Пачино, а сам сериал снят в весьма широких стилистических границах, напоминая этим «Бесславных ублюдков» Квентина Тарантино. И вот эта фантазийная безбрежность создателей сериала (скорее всего, неожиданно для них самих), вызвала отрицательную реакцию в Twitter Государственного музея Аушвиц-Биркенау, о которой рассказывает AP.

Дело в том, что в сериале есть эпизод игры в «живые шахматы», где в роли шахматных фигур выступают заключенные концлагеря. Живые до тех пор, пока фигура в ходе игры не побита – и тогда ее, как и положено, убирают с «шахматной доски», то есть убивают заключенного, который выступает в этой роли. Создателям сериала эта выдумка в духе Голливуда, очевидно, казалась очень удачной, однако представители музея так не считают. Как они написали в Twitter, Аушвиц был полон человеческими болью и страданиями, зафиксированными в воспоминаниях тех, кто выжил, а выдумывание фальшивой игры в «живые шахматы» в «Охотниках» - это глупость и карикатура. «Мы чтим память жертв, соблюдая фактическую точность», - заключают они.

Эпизод с «живыми шахматами»

Представитель музея Павел Савицки заявил, что те, кто хочет показать человеческую трагедию в Аушвице, могут воспользоваться тысячами шокирующих свидетельств. Но придумывать то, что искажает настоящую историю этого места – это проявлять неуважение к людям, которые здесь пострадали. И подчеркнул, что создатели сериала в музей за консультациями и помощью не обращались.

Продюсер сериала Дэвид Вейл в своем ответе объяснил, что данный сериал это не документальный фильм, а повествование с вымышленными персонажами, и что он сам – внук людей, переживших Холокост. Однако, возможно, ему и его коллегам стоило бы задуматься перед съемками эпизода с «шахматами», отчего в мировом кинематографе, хотя с тех пор прошло более семидесяти лет, снято так мало фильмов, действие которых проходит в немецких концентрационных лагерях времен второй мировой войны.

Ответ напрашивается сам собой – продюсеры, сценаристы и режиссеры понимали, что передать атмосферу ужаса тотального и неизбежного уничтожения людей художественными средствами невозможно. И никакие кинофантазии современных благополучных продюсеров, сценаристов и режиссеров реальные воспоминания тех, кто тогда выжил, заменить не могут.    

Фото: Twitter     

Сергей Семенов

Самое читаемое