ПолитикаВласть

Экс-заместитель главы СБУ рассказал, почему Шокин должен ходить на допросы по ряду уголовных дел

15:18 10 май 2019.  1523Читайте на: УКРРУС

Виктор Трепак рассказал о причинах неожиданной активизации экс-генпрокурора Виктора Шокина в информационном поле, а также о международном подтексте в его действиях.

Бывший первый заместитель председателя СБУ Виктор Трепак связал слова экс-главы ГПУ Виктора Шокина в интервью изданию «Страна» с попыткой подыграть действующему президенту США Дональду Трампу в его политической борьбе с вероятным кандидатом в президенты от Демократической партии США Джо Байденом, сообщает сайт «Резонанс».

«На прошлой неделе с общественно-политического небытия неожиданно «всплыл» один из ведущих представителей порошенковской команды – бывший генпрокурор Шокин. И не просто «вынырнул» - его пространное интервью (из которого перед читателем предстает мужественный борец с коррупцией, правдолюб и большой расследователь) начали активно раскручивать в СМИ... Считаю, что Шокина нужно допрашивать не только по тому, что он сейчас наговорил, но и по многим другим фактам, которые он предпочитает не вспоминать в своем интервью. Из того, что лежит на поверхности, - это дело «о покушении на жизнь генпрокурора Шокина», - заявил Виктор Трепак.

Он напомнил, что этому делу уже почти четыре года, но никаких результатов расследование не дало. «Главные представители ГПУ в один голос заявили, что выстрелы по кабинету генпрокурора Шокина совершил снайпер, который использовал тепловизор и «его целью было убийство генпрокурора». Тогда они безапелляционно заявили, что «покушение на генпрокурора – это реакция на действия ГПУ в борьбе с коррупцией». Только наличие бронированного щита, сообщали руководители ГПУ, дала возможность избежать смертельных последствий. Было открыто уголовное производство по ст. 112 УК (посягательство на жизнь государственного деятеля) и правоохранительные органы активно взялись за раскрытие этого резонансного преступления. Зато обществу до сих пор не сообщили, кто так «цинично и спланировано» посягнул на жизнь украинского Катани - дело-то потихоньку заглохло и о ней забыли. А зря! Потому что дело неординарное и очень интересное с точки зрения как «объекта посягательства», так и «механизма посягательства». Лично я с самого начала советовал оперативникам и следователям серьезно сосредоточиться на версии инсценировки покушения – в силу ряда обстоятельств именно эта версия казалась и кажется весьма перспективной», - сказал Трепак, напомнив, что в марте прошлого года генпрокурор Луценко констатировал, что дело о покушении на Шокина «не имеет юридических перспектив», прозрачно намекнув на то, что это дело вообще не относится к категории «реальных».

«Кстати, сам пострадавший тогда почему-то никак не отреагировал на слова своего преемника о бесперспективности расследования «покушения» на него. Не потому ли, что хорошо знает, что это был за «покушение»?... По моему глубокому убеждению (и я об этом уже неоднократно публично говорил), дело о покушении на Шокина является суперперспективным, если его расследование развернуть на 180 градусов. Тогда расследование покажет, кто и для чего спланировал этот «покушение», кто им руководил и кто его непосредственно реализовал, как организовывалось первичное его «раскрытие» и как осуществлялось пиар-сопровождение этого процесса на первоначальном этапе, когда генпрокурором был Шокин. При таком направления расследования этого дела показания потерпевшего были бы чрезвычайно ценными. Поэтому, на мой взгляд, новый тщательный допрос Шокина в этом деле крайне необходимо – желательно с применением полиграфа», - отметил экс-заместитель главы СБУ.

По его мнению, настоящее расследование этого дела может «зажечь» не только интересные известные персоналии, которые причастны к указанному действа, но и «наглядно показать механизмы осуществления политической власти, главную направленность деятельности правоохранительных органов и спецслужб, их роль и уровень морального падения верхушки власти при президенте Порошенко».

«Да и самого Порошенко стоит допросить, ведь по сложившейся практике он должен был быть в курсе «раскрутки»этого дела. Не исключено, что в случае реального расследования этого дела возникнет необходимость переквалификации содеянного – с посягательства на жизнь государственного деятеля (ст. 112 УК) на заведомо ложное сообщение о преступлении, соединенное с искусственным созданием доказательств обвинения (ст. 383 УК) или другое подобное преступление», - сказал Виктор Трепак.

Также он упомянул и о другом деле, в котором фигурирует Шокин – о пистолете, который в июля 2015 года обнаружили в приемной ГПУ. «Этот факт сразу начали навязчиво подавать в контексте угрозы жизни генпрокурора Шокина. Когда Шокина спросили, почему найден в приемной пистолет он связывает с угрозой именно его жизни, а не жизни кого-то других работников ГПУ, он сказал, что об этом ему сообщили сотрудники СБУ. Но в своем официальном объяснении он почему-то отказался называть фамилии этих сотрудников. Согласитесь, что как-то странно и нелогично повел себя тогда генпрокурор. Поэтому и по этому эпизоду Шокина целесообразно предметно допросить», - считает бывший работник Службы безопасности.

Отдельно Виктор Трепак обратил внимание на слова экс-генпрокурора Шокина о якобы стопроцентной фальсификации «дела о бриллиантовых прокурорах», вспомнив в негативном контексте тогдашних заместителей генпрокурора Давида Сакварелидзе, Виталия Каська и самого Трепака. «Я хотел бы напомнить «мужественному борцу с коррупцией», как он (будучи генпрокурором) в кабинете председателя СБУ и в присутствии видных представителей команды президента Порошенко просил меня изменить показания по этому делу. Но зачем менять показания, если дело, как он утверждает, сфальсифицировано «на 100%» - как-то нелогично «фальсифицировать сфальсифицированное»? По этому поводу я готов к перекрестному допросу с Шокиным», - заявил Трепак.

По его мнению, в нынешней активизации Шокина четко прослеживается политический подтекст. «Нельзя исключать, что бывший генпрокурор входит ли его «вводят» в масштабную геополитическую игру», - говорит он.

По словам Виктора Трепака, политические обозреватели говорят о том, что в будущей президентской гонке в США важным фактором будет Украина, а именно обстоятельства, связывающие нашу страну с Байденом как одним из главных претендентов на президентский пост. «Одним из таких обстоятельств может быть роль Байдена в увольнении Шокина с должности генпрокурора, на чем последний строит свой судебный иск и о много говорит в последнем интервью. И хотя Шокин пока показательно отрекается от своего патрона Порошенко, за сценой в этой игре может стоять именно Петр Алексеевич. Исходя из изящной хитрости Порошенко, нельзя исключать того, что он попытается подыграть Трампу, «насолив» некогда «своему» Байдену. А «насолить» есть чем, в частности, по версии Шокина, фактом вмешательства Байдена во внутренние дела Украины путем требования увольнения Шокина с должности генпрокурора. Как по мне, публичная активизация Шокина через соответствующие информационные ресурсы четко «ложится» в канву такой игры. Тем более, что, как писали отечественные СМИ, у Шокина в США есть свой большой частный интерес. Следовательно, в этом случае интересы Порошенко и Шокина как давних, верных и проверенных партнеров могут снова совпасть», - считает Трепак.

«Если взять иск и интервью Шокина и «разложить» их с точки зрения Уголовного кодекса, то можно выйти на очень интересный уголовный процесс – с ярко выраженными политическим и международным аспектам... в своем иске в ВАСУ Шокин указывает на незаконность своего увольнения с должности генпрокурора, утверждая, что подал заявление об увольнении по собственному желанию не по своей воле, а под «длительным мощным психологическим давлением». Из шокинского иска следует, что это давление на него оказывал президент Порошенко, на которого, в свою очередь, давили США в лице вице-президента Байдена. По сути, Байден потребовал от Порошенко освобождения Шокина в обмен на выделение Украине кредита 2 млрд долларов США. Поэтому, как отмечает Шокин в иске, «такие действия вице-президента США Байдена являются неправомерными и нарушают принцип невмешательства во внутренние дела государства как одного из основных принципов современного международного права». Но здесь Шокин обнаруживает очередную непоследовательность – ведь если он считает неправомерными действия Байдена, то такими же (если не в большей степени) есть и действия его давнего соратника – президента Порошенко. После констатации таких фактов Шокин, как законопослушный гражданин, должен подать заявление о совершении минимум Порошенко (именно он непосредственно оказывал давление на Шокина?) соответствующих преступлений, а именно вмешательство в деятельность работника правоохранительного органа (ст. 343 УК) и угрозу работнику правоохранительного органа (ст. 345 УК). Если по каким-то причинам Шокин этого не сделал, то это сейчас должны сделать соответствующие правоохранительные органы, ведь по УПК опубликованная в СМИ информация о совершении преступления является самостоятельным основанием для начала уголовного производства. А самого Шокина должны допросить (и не раз!) В этом производстве, ведь, как это следует из его слов, он в нем есть не только потерпевшим, но и основным свидетелем. Если он подтвердит написанное им в иске и сказанное в интервью, то его патрону Порошенко реально «светит» статья УК. Так что можно пожелать Шокину успехов на этом пути», - сказал он.

В то же время по мнению Трепака, шансов вернуться на должность генпрокурора в Шокина фактически нет. «А вот походить в ГПУ и к другим правоохранительным органам на допросы – это перспектива довольно четкая и реальная. Там ему будет что сказать – под протокол и с предупреждением об уголовной ответственности. Главное, чтобы при новой власти правоохранительные органы реализовали основания для того, чтобы поставить ему четкие и правильные вопросы», - отмечает бывший первый заместитель председателя СБУ.

Напомним, ранее экс-заместитель генерального прокурора Николай Голомша выразил сомнение в правдивости слов Виктора Шокина о давлении со стороны бывшего вице-президента США Джо Байдена на него, а также обвинил экс-генпрокурора в политиканстве.

Крижак Дмитрий

Самое читаемое