ПолитикаВласть

Зеленскому не стоит забывать об «архитектуре» украинских протестов – экс-глава Института стратегических исследований Юрий Рубан

13:48 26 ноя 2019.  3638Читайте на: УКРРУС

О влиянии результатов социологических опросов, ориентации Офиса президента на позицию большинства и важности мнения активного меньшинства, Lenta.UA пообщалась с экспертом Юрием Рубаном.

Рейтинг президента Владимира Зеленского продолжает медленное, но планомерное снижение. Согласно опросу, проведенному фондом «Демократические инициативы» имени Илька Кучерива совместно с Киевским международным институтом социологии (КМИС), оказалось, что 36% наших соотечественников считают, что Украина движется в правильном направлении, 39% - в неправильном. При этом интересно, что 62% украинцев положительно оценивают первые шаги Зеленского, 24% - отрицательно.

Опрос демонстрирует рост количества недовольных действиями нынешней власти. В августовском опросе тех же Демициатив  62,8% респондентов поддерживали первые действия Зеленского, 13% относились к ним отрицательно. Также в последнем месяце лета  50,5% украинцев были уверены, что страна движется в правильном направлении, а 23,1% придерживались противоположного мнения.

Читайте также: Зеленский рассказал о достижениях и подготовке к встрече в «нормандском формате» (ВИДЕО)

При этом важен с учетом предстоящей «нормандской» встречи Зеленского с президентом России Владимиром Путиным тот факт, что большинство жителей нашей страны поддерживают политику Банковой шагов «на встречу» Кремлю. В частности, 75% опрошенных положительно относятся к инициативе переговоров с Путиным, 15% - отрицательно. Отвод украинских военных от линии разграничения поддержали 59% респондентов, 26% выступили против. Так что, если «Зе» хотел мандат на встречу в  формате «нормандской четверки», то он его фактически получил.

В то же время серьезное недовольство вызывают важные экономические инициативы Владимира Зеленского. К примеру, введение рынка земли поддерживают 24%, выступают против 58%, а приватизацию крупных промышленных предприятий одобряют 22% респондентов, не одобряют – 55%.

Впрочем, пока что Зеленский еще не «приелся»: ожидания от президента до сих пор остаются достаточно высокими. В целом от нынешнего хозяина Банковой прежде всего ждут: прекращения огня на Донбассе – 74% опрошенных, рост зарплат и пенсий – 51%,  снижение тарифов – 37%, наказание чиновников-коррупционеров – 35% и уменьшение влияния олигархов на политику – 28%.

О том, насколько влияет социология на те или иные решения высшего руководства страны, и о каких общественных настроениях свидетельствуют результаты свежего измерения электорального пульса, Lenta.UA поговорила с известным государственным деятелем, экс-руководителем Национального института стратегических исследований (2005-2010) Юрием Рубаном.

- Свежие опросы свидетельствуют о том, что впервые за время президентства Владимира Зеленского количество украинцев, считающих, что Украина движется в неправильном направлении, превысило число тех, кто уверен в обратном. Это закономерная тенденция или тревожный сигнал для власти? 

- По-моему, у нас были только два кратких периода, когда количество тех, кто считал, что государство движется в правильном направлении, превышало количество тех, кто придерживался диаметрально противоположной точки зрения. Первый раз такое наблюдалось в начале 2005 года, после «Оранжевой революции», второй — после победы Зеленского в мае-июне текущего года.

Поэтому сами по себе цифры и процентные соотношения не свидетельствуют ни о чем драматическом. Но эти цифры говорят о том, что высокие или, я бы даже сказал, грандиозные ожидания людей от того, что, дескать, благодаря изменениям одного должностного лица – президента и 450 депутатов – все кардинально поменяется в стране, несколько наивны.

- К слову, о депутатах: новоизбранный парламент не проработал еще и трех месяцев, а его работой не удовлетворены уже 47% украинцев. Чем это объясняется, ведь ВР обновилась более чем на 80%?

- Дело в том, что традиционно среди всех институтов власти именно Верховная Рада всегда пользовалась самым низким уровнем доверия. Но важно, что в данном опросе речь идет не о доверии/недоверии, а об удовлетворенности или не таковой. Поэтому, вполне логично, что в ситуации, когда довольно много людей считают, что события развиваются в неправильном направлении, всегда происходит поиск виновных. И, конечно же, в силу традиционного недоверия в обществе, главным «победителем» тут становится Верховная Рада. Тем более, давайте говорить откровенно – в последнее время парламент является очагом громких, резонансных скандалов. Все это, безусловно, влияет на оценку обществом работы как отдельных народных избранников в частности, так и парламент в целом.

- Получается, скандалы затмевают собой эффективность или, как сейчас говорят, «турборежим» работы Верховной Рады?

- Если бы у людей спрашивали непосредственно о «турборежиме», оценка, думаю, была бы одобрительной. Это — с одной стороны. С другой стороны, я не уверен, что сейчас у многих избирателей есть ощущение большого уважения к этому «турборежиму». Вряд ли он произвел на рядовых украинцев такое уж сильное впечатление, которое нереально перебить чредой громких скандалов. А скандалы — это плохо, люди не любят их, и политику, втянутому в скандал, в плюс это никогда не пойдет. Как, впрочем, и политической силе, которую он представляет.

- Как объяснить примиренческую позицию украинцев в вопросах переговоров с Путиным и отведении войск от линии разграничения?

- Все закономерно, поскольку на сегодня никуда не испарились ключевые мотивы, из-за которых большинство избирателей проголосовало за президента Зеленского. Преимущественное большинство общества по-прежнему хочет искать пути, ведущие к миру. Конечно, есть часть общества, которая не доверяет Путину и считает любого рода переговоры с ним непродуктивными, но, тем не менее, большинство считает иначе.

- При этом, что важно, именно меньшинство всячески накаляет атмосферу посредством, например, акций «Нет капитуляции»… 

- Верно, но и меньшинство ведь тоже никуда не испарилось. Оно есть и оно убежденно в правильности своей позиции. И потом – между позицией большинства и словом «истина» далеко не всегда можно поставить знак равенства.

У нас сегодня есть активная, сплоченная, способная к коллективным действиям часть общества. К ней можно применять любые метафоры: «накаляют обстановку», «расшатывают лодку», «призывают к бдительности», но такая позиция существует. И мне почему-то кажется, что власть должна на нее также реагировать.

- В таком случае непонятно, как, реагируя одновременно на кардинально различные точки зрения, президент сможет пройти между двух электоральных огней и не «сгореть»?

- Власть в любом случае должна учитывать и одно, и второе мнение общества. Это очень и очень сложное задание, поскольку необходимо непрерывно балансировать. В этом контексте хотел бы напомнить, что фактически вся кампания Зеленского строилась именно на фундаменте баланса.

Что было раньше? У нас в Украине традиционно были, грубо говоря, «бело-голубые» и «оранжевые». А Владимир Александрович сумел подать себя как президента, который сможет отвечать на запросы и той, и другой стороны. Иными словами ему удалось каким-то образом обойти глубокий разъединительный ров, существующий в нашем обществе. Но, тем не менее, на мой взгляд, само по себе разделение никуда не делось — оно лишь приобретает разные формы.

Но давайте, положа руку на сердце, искренне констатируем, что для президента Зеленского рейтинг имеет колоссальное значение и он должен беречь его как зеницу ока.

Без собственного рейтинга глава государства не сможет удержать фракцию и, следовательно, все его достижения нивелируются, а планы станут не реализуемыми. У Зеленского есть одно фундаментальное достижение, которое наверняка вызывает уважение избирателей — он сосредоточил в своих руках всю власть. Посыплется его рейтинг — рухнет вся властная вертикаль. Поэтому, думаю, он будет очень четко реагировать все-таки на мнение большинства. Но я бы советовал не забывать об «архитектуре» украинских протестов, когда очень часто большинство, в ходе разного рода процессов, присоединялось к активному меньшинству. Такова история всех украинских Майданов.

- На первых местах в шкале электоральных ожиданий от деятельности президента Зеленского значатся такие темы, как прекращение огня на Донбассе, рост зарплат и пенсий, снижение тарифов, наказание чиновников-коррупционеров и уменьшение влияния олигархов на политику. Темы веры и языка не значатся в списке приоритетов...

- Понимаю намек. Темы армии, веры, языка – лозунги кампании одного из кандидатов, носитель которых проиграл выборы. Эти темы поднимаются на щиты разве что в качестве технологий. Реально людей беспокоит совершенно другое. Собственно, власть потому и изменилась, поскольку Зеленский как раз и акцентировал внимание на реальных вопросах, волнующих общество. Но я так думаю, что среди тех 73 процентов, которые голосовали за президента Зеленского, далеко не все верили в то, что он после прихода к власти, сможет снизить тарифы.

Вместе с тем, власть, которая очень чувствительна к социологии, конечно же, в какой-то мере будет адекватно реагировать на запросы общества. А что касается ключевого ожидания людей — мира на Донбассе, то предметно об этом можно будет говорить после 9 декабря, по итогам встречи в Париже «нормандской четверки». Это – с одной стороны. С другой, ну соберутся они, подпишут какие-то бумаги… Надо понимать, что есть бумаги, а есть реальная жизнь. Мы заходим на такое поле, где играют совершенно разные группы.

Смотрите, Порошенко в Минске документы подписал, однако он выиграл, как минимум на международной арене, борьбу за интерпретацию этих соглашений. Порошенко выиграл восприятие мировой общественностью того факта, что сначала должна быть выполнена часть соглашений, касающаяся безопасности, а только потом — политическая. Этого прямо в тексте не указывается и это кардинально расходится с интерпретацией России, но наши союзники приняли именно украинскую позицию.

Теперь же нам, во-первых, остается ждать, что именно подпишет Зеленский в Париже, а во-вторых, какой будет итоговая интерпретация. От этого, поверьте, зависит очень многое.

Наталия  Ромашова

Читайте также: В Кремле раскрыли главную причину звонка Зеленского Путину

Крижак Дмитрий

Самое читаемое