ПолитикаВласть

Зе-матрица: кто и как «играет» президента в резонансных делах

14:45 01 мар 2021.  5801Читайте на: УКРРУС

От очередного заседания Совета национальной безопасности и обороны, которое состоялось на днях по инициативе Владимира Зеленского, ожидали очередных сенсаций. Однако на этот раз члены Совбеза взялись за высших офицеров времен Януковича. Как говорят в СНБО, это только начало большой «чистки». Кто еще может попасть под «прицел», и почему хаотичная тактика власти может привести к неприятным последствиям, разбиралась Lenta.UA.

В минувшую пятницу, 27 февраля, члены СНБО собрались на очередное заседание. Мероприятие традиционно прошло в закрытом режиме и только после его окончания секретарь Совбеза Алексей Данилов озвучил обсуждаемые вопросы. Их оказалось четыре. Первый касался проекта государственной стратегии по деоккупации и реинтеграции временно оккупированных территорий АРК и Севастополя. «Этот вопрос состоит из двух частей, одна часть касается военной составляющей и является полностью закрытой. Вторая часть будет открыта обществу через 2 недели. Эта часть отрабатывалась на протяжении целого года. Мы начали эту работу в 20-х числах февраля 2020 года», - заявил господин Данилов, добавив при этом, что с 2014 по 2019 годы «крымский вопрос в стране не был ни разу рассмотрен целостно».

Второй вопрос, который рассмотрели члены Совбеза, касается проблемы наличия двойного гражданства у госчиновников. СНБО поручил Кабмину в ближайшие два месяц разработать законопроект о двойном гражданстве, который поможет не допустить граждан других стран к государственному управлению. «Вопрос двойного гражданства является для нашего государства крайне важным. Как вы знаете, мы движемся в сторону цивилизованных государств, позволяющих двойное гражданство. Но для нашей страны есть определенные вызовы, которые связаны с тем, что, в свое время, Российская Федерация использовала этот инструмент… Когда у нас руководитель Службы безопасности Украины, министр внутренних дел, министр обороны, руководитель Генерального штаба были гражданами России. Мы не можем этого допустить в будущем», - аргументирует секретарь СНБО. Данилов посоветовал чиновникам и депутатам всех уровней в ближайшее время отказаться от двойного гражданства для того, чтобы «не подвергать себя неприятностям».

Читайте также: Дело Стерненка: когда реальность оказалась за скобками

Впрочем, когда Данилова спросили о судьбе скандального олигарха Игоря Коломойского, который в свое время признался журналистам в том, что помимо украинского паспорта, у него есть еще два «аусвайса», секретарь СНБО косвенно подтвердил, что никаких проблем у бывшего владельца «Приватбанка» не возникнет. «Если Игорь Валерьевич будет иметь желание продвигаться на ступени государственной власти, он не сможет этого сделать, не отказавшись от тех гражданств, которые у него есть, кроме украинского, а вы знаете, как он сам говорил, у него не двойное, а тройное гражданство», - сказал Данилов журналистам после заседания Совбеза.

Третий вопрос повестки дня СНБО – состояние реализации дел о государственной измене, дезертирстве и террористической деятельности. Уже через две недели, 12 марта, будет заслушан  отчет генпрокуратуры, СБУ и МИДа по резонансным делам, касающимся этого кейса и, по словам секретаря Совбеза, «все те люди, которые в свое время предали Украину, непременно будут наказаны».

Ну, и, наконец, четвертым вопросом последнего заседания СНБО стало решение о применении санкций в отношении десяти бывших украинских силовиков, которые в момент аннексии Крыма, а затем и оккупации Донбасса заняли откровенно пророссийскую позицию. Их лишили всех званий. Всего в списке «отличившихся» значится десять человек: экс-командующий ВМС ВСУ Денис Березовский, бывший заместитель начальника управления Госохраны Станислав Шапортов, экс-прокурор Крыма Сергей Нянчур и теперь уже бывшие генералы-майоры Юрий Катовский, Владимир Товский, Валентин Ханжа, Сергей Елисеев и контр-адмирал с приставкой «экс» Дмитрий Шакура.

В «черном списке» оказались также два персонажа, хорошо известные широким массам. Это — экс-глава СБУ Александр Якименко и бывший министр внутренних дел Виталий Захарченко. Все вышеназванные лица, как считают члены СНБО, «предали нашу страну».

Ни для кого не секрет, что попавшие под санкционный нож экс-чиновники и военные после Революции достоинства не живут в Украине. Тем не менее, решение СНБО нельзя назвать холостым выстрелом, поскольку в нашей стране у беглецов осталась собственность и активы, которые уже в скором времени будут «заморожены».

Из всех попавших под санкции персон, выделяется одна фигура, которая в последнее время активничает на политической ниве. Речь идет об экс-главе МВД Захарченко, который буквально на днях заявил о том, что не подконтрольные официальному Киеву территории Донецкой и Луганской областей надо объединить, а сам он не против стать «президентом» нового образования…

В целом, предметные итоги последней «летучки» Совбеза можно условно разделить на два блока: санкционный и крымский. С позицией действующей власти касательно аннексированного полуострова все более-менее ясно. Сейчас Банковая, причем довольно активно, продвигает идею «Крымской платформы», на первое заседание которой, запланированное на конец августа, по словам одного из лидеров Меджлиса Мустафы Джемилева, «может прилететь президент США Джозеф Байден».

Довольно громко и убедительно сегодня звучит голос официального Киева и на площадке ООН. На днях, в ходе дебатов в Генассамблее постоянный представитель Украины при ООН Сергей Кислица призвал ужесточить санкции в отношении РФ, пригласил страны-участницы ООН к присоединению к «Крымской платформе» и недвусмысленно намекнул, что в оценках ситуации с аннексированных полуостровом Организация объединенных наций «часто отрывается от реальности».

Словом, Зе-власть по крымскому кейсу заняла довольно-таки активную позицию, которую доносит до международного сообщества с любой доступной площадки. И это не может не вызывать одобрения, поскольку за пятилетку господина Порошенко крымский кейс действительно был отодвинут на десятый план.

А вот что касается анонсированного секретарем СНБО наказания госчиновников, «сливших» Крым, это уже интересно. Хотя бы потому, что ответственность за те роковые события – это предохранитель, который в будущем наверняка заставит руководство страны действовать так, как гласит Конституция и законы, а не так как им тогда думалось, хотелось и моглось.

Впрочем, ситуация складывается так, что даже если на одном из ближайших заседаний Совбеза и будут названы виновные в сдаче Крыма, об их реальной ответственности говорить предельно рано. «Скорее всего, кульминационный момент в этом (крымском — ред.) вопросе наступит ближе ко Дню независимости», - заявила на днях нардеп от «Слуги народа» Елена Мошенец. То есть, «сериал» продолжается…

Что мы имеем в сухом остатке? Заседание СНБО завершилось символическим решением о введении санкций против десяти украинских военных, которые изменили Родине еще в 2014 году, живут в России и вряд ли интересуются тем, что о них думает нынешняя украинская власть и общество в целом – свой выбор они сделали.  Очевидно, что санкции были приурочены к седьмой годовщине оккупации Крыма, но накануне СНБО в кулуарах говорили и о других резонансных решениях, например, вероятных санкциях в отношении предприятий олигарха Фирташа. Но тут что-то явно пошло не так и, вероятно, были заключены новые ситуативные властно-олигархические «договорняки».

Следует отметить, что с началом активно-наступательной тактики СНБО, президент Зеленский оказался в конфронтации с разными частями своего же электората и это уже серьезный сигнал для Банковой. Если, образно говоря, пророссийская группа избирателей Зе сегодня негодует из-за закрытия «телекнопок» Медведчука, то условно патриотическая часть довольно лояльного к Зе электората не только пишет возмущенные посты в социальных сетях, но и отличается уличной активностью из-за судебного решения по активисту Стерненко.

Зачем Владимиру Зеленскому понадобилось столь тотальное электоральное противостояние, понять сложно. Тут есть несколько объяснений. Или некоторые игроки, внедренные в Зе-власть, втихую играют на оппонентов президента, или глава государства и его ближайшие соратники не в состоянии просчитать наперед последствия собственных решений. Иначе санкции против Медведчука вряд ли совпали бы с приговором по Стерненко, превратив сторонников Зе из разных нишевых категорий в его непримиримых врагов.

В минувшую субботу у Офиса президента собрались тысячи людей, а через неделю должна начаться новая – и уже бессрочная акция протеста. Многие, казалось бы, объективно негодуют, дескать, почему же протестующие, желая иметь независимую Фемиду, приходят под стены ОП, если президент де-юре не имеет к судам никакого отношения? «У Щербича (потерпевший в «деле Стерненко», — ред.) есть только один публичный защитник – Андрей Портнов, который, как известно, курирует судебную власть в Украине, получив влияние и расставив своих людей в Офисе президента, Высшем совете правосудия, других структурах судебной власти. 7 лет – это решение Портнова, который многократно об этом писал. Это вы (президент – ред.) управляете судами в ручном режиме, это вы дали Портнову влияние в судебной системе, это вы не проводите судебную реформу, это вы защищаете «вовков» и им подобных. Поэтому протесты на Банковой – по адресу», - отмечает у себя на Facebook известный журналист Юрий Бутусов.

В сложившейся ситуации, казалось бы, президент продемонстрирует свою готовность и дальше противостоять пророссийским силам и этим хоть немного успокоит гнев патриотов. Но нет, движение по этому направлению застопорилось. Доказательства «терроризма» Медведчука и сотоварищи так и не обнародованы, а Офис генпрокурора не возбудил ни одного уголовного производства по данным фактам. Это все, мягко говоря, странно, поскольку классическая теория ведения информационных войн гласит, что для того, чтобы на аудиторию было влияние, которое тебе необходимо, 60% тактики должна составлять информация, а 40% - конкретные действия.

В противном случае, все усилия будут контрпродуктивными. Сейчас же мы слышим лишь высокопарные слова, звучащие из высоких кабинетов…

К слову, президент США Обама еще в 2014 году ввел санкции в отношении Медведчука. Что мешало это сделать Зеленскому в 2019-м, аккурат после прихода к власти — вопрос. Бывший секретарь СНБО Александр Данилюк утверждает, что антироссийский санкционный «пакет» был готов в Совбезе в первые месяцы президентства Зеленского, «но тогда отсутствовала политическая воля».

Теперь же, что совершенно очевидно, на Банковой отсутствует рационализм, поскольку решать столь глобальные вопросы в аврале — это априори совершать ошибку за ошибкой. Взять, к примеру, упомянутое уже дело Стерненко. Тут есть целый ряд риторических вопросов. Первый и ключевой: мог ли, используя административные рычаги повлиять на исход дела замглавы Офиса президента Татаров, у которого относительно Стерненка есть явный конфликт интересов, поскольку он защищал супругу погибшего в конфликте со Стерненком Кузнецова? Каковы связи Татарова (а также другого заместителя главы ОП Смирнова) с Портновом, который активно прессингует Стерненко?

Весьма примечательно, что решение в суде было вынесено аккурат после того, как Зеленский, наконец-то, решился закрыть пророссийские телеканалы и ввести персональные санкции против Медведчука. Посадка Стерненко серьезно «подрубила» явную цель нынешнего президента – уйти на правый фланг, подвинув Петра Порошенко. В результате президент и его самое ближайшее окружение, действуя часто непродуманно и хаотично, продолжают «кипятить океан», устраивая атаки вхолостую и не получая от этого никакой электоральной выгоды…

Наталия Ромашова

Читайте также: Санкции ЕС за арест Навального вступят в силу раньше, чем ожидалось

Крижак Дмитрий

Самое читаемое