КультураСовременное искусство

В Лондоне открылась выставка автора скандальных перформансов Марины Абрамович

11:30 21 сен 2023.  525Читайте на: УКРРУС

Мнения критиков о ней оказались разными.

Искусство перформанса для некоторых рядовых любителей искусства, из тех, кто до сих пор предпочитает Моцарта Шенбергу и Боттичелли Кандинскому, до сих пор остается чем-то новым и поэтому таинственным. На самом же деле ничего таинственного в перформансах нет, и их можно условно поделить на две категории - акции, в которых зрителю (он же, чаще всего, и участник) скучно, и акции, в которых ему интересно. В принципе, это деление применимо и к кино, театру и даже музыке, но в перформанасах работает сильнее, поскольку тут зритель как бы приходит к художнику в гости. И тут уже, как в реальной жизни, гостям и хозяевам либо интересно общаться друг с другом, либо нет, и тогда и те и другие вежливо ждут, когда можно будет, не обижая противоположную сторону, расстаться.   

Судя по тому, что пишет о ретроспективной выставке в Лондоне ветерана искусства перформанса Марины Абрамович ВВС, там сложилась похожая ситуация. Для того, чтобы войти на выставку, посетителю надо было протиснуться между двумя обнаженными моделями. Это старый перформанс Абрамович, которая устраивала его еще в 1977-м году со своим прежним партнером Улаем, причем в качестве обнаженным моделей выступали они сами. Сейчас это делали приглашенные модели, что лишало перформанс половины его сути (ибо художник - такая же часть акции, как и ее зритель-участник) и превращало в банальный стриптиз.  

Неудивительно, что на некоторых гостей перформанс не произвел особого впечатления,, и что, как сказал критик The Telegraph Аластер Сук, он был, входя между обнаженных моделей, «слишком озабочен тем, чтобы не наступить им на ноги», чтобы «почувствовать дрожь».Лора Лора Фриман из Times написала практически то же самое: «Я протиснулась, втягивая живот, стараясь не наступить никому на пальцы ног, и ни за что не зацепиться».

Перформанс Абрамович и Улая в 1977-м году.

В целом ретроспектива рассказывает о полувековой карьере Абрамовича. Она первая женщина-художница, у которой проходит персональная выставка в главных галереях Королевской академии за ее 255-летнюю историю. Evening Standard присвоила выставке четыре звезды, написав: «Я не могу себе представить лучшего представления... и этому способствуют четыре живых произведения из разных моментов карьеры Абрамовича в исполнении артистов, одобренных Мариной».

Но со стороны Сук из Telegraph энтузиазма было меньше . В обзоре с двумя звездами он написал: «Эти перформансы Абрамович 1970-х и 80-х годов (многие из которых созданы в сотрудничестве с ее тогдашним партнером, немецким художником Улаем) до сих пор кажутся радикальными и смелыми, в них есть что-то срочное, например, о сложных отношениях между мужчинами и женщинами или о гендерные роли, которые общество заставляет нас играть. Однако со временем, когда Абрамович стала меньше беспокоиться о физической выносливости и больше интересоваться испытанием своего разума, она начала верить в эту шумиху. Результат? Нарциссическое искусство, лишенное риска, без какой-либо строгой, интуитивной, забрызганной кровью жесткости прошлого».

Фримен из «Таймс» был столь же мало воодушевлен выставкой, присвоив ей две звезды и заявив, что в этой стильно представленной, но неудовлетворительной ретроспективе есть «две принципиальные проблемы». «Вы думали, что перформанс — это плохо? Старые видео прошлых перформансов еще хуже. Абрамович, которая сделала свою карьеру и репутацию, проверяя и преодолевая пределы собственной выносливости, возможно, (и сейчас) тверда как гвоздь, но ей 76 лет, и она является почетным королевским академиком, поэтому ее роль (в перформансах) играют помощники. Я бы хотел сказать, что они были такими же бесстрашными, как оригинал (Абрамович в молодости), но три молодые женщины, которых я видел в исполнении «Импондерабилии», «Обнаженной со скелетом» и «Сияния», казались застенчивыми и напряженными».

Адриан Сирл из Guardian был более позитивен, назвав шоу Абрамович «жизненно важным» в своем четырехзвездочном обзоре: «Мы видим, как она вяжет, курит, держит свечу и ходит с бесконечной медлительностью, неся миску с молоком. Здесь она лежит обнаженная под скелетом в своеобразном видеосаркофаге, поверх которого позу повторяет обнаженный живой исполнитель. Другие исполнители воспроизводят ранние произведения, пока мы идем из комнаты в комнату. Здесь так много Марин, но только одна Абрамович во всех ее многочисленных обличьях». 

Фото: Марина Абрамович Pinterest

 

Сергей Семенов

Новости

Самое читаемое