Зеленая планетаИсследование

Ученые рассказали об опасности самого большого в мире действующего вулкана

15:45 04 авг 2022.  3296Читайте на: УКРРУС

Вулканологи уже знают, что активность флангов и извержения тесно связаны в Мауна-Лоа.

Активный в течение последних 700 000 лет и доминирующий над ландшафтом Гавайев, Мауна-Лоа является крупнейшим щитовым вулканом на Земле (по крайней мере, над водой) — и научные данные показывают больше о том, что может быть достаточно, чтобы вызвать будущие извержения. Исследование опубликовано в Scientific Reports.

Глядя на сдвиги в земле, отслеживаемые с помощью GPS и спутниковых данных, исследователи в 2021 году смогли смоделировать поток магмы внутри вулкана, а также выяснить, что может и не может вызвать следующее крупное извержение.

Читайте также: Ученые обнаружили на Гавайях загадочные формы жизни

«Землетрясение магнитудой 6 или более ослабило бы напряжение, вызванное притоком магмы вдоль субгоризонтального разлома под западным склоном вулкана», — сказал Бхуван Варугу , геолог из Школы морских и атмосферных наук им. Университет Майами - это землетрясение может спровоцировать извержение».

Ученые определили, что 0,11 квадратных километров (около 0,04 квадратных миль) новой магмы влились в новое место в камере вулкана в период между 2014 и 2020 годами, меняя направление в зависимости от оказываемого на него давления.

Такого рода изменения тела магмы ранее не измерялись. Вместе с поверхностными потоками лавы и сдвигами грунта вдоль разлома, на котором сидит вулкан, вторжения магмы изменяют форму вулкана и вероятность его извержения.

Вулканологи уже знают, что активность флангов и извержения тесно связаны в Мауна-Лоа, а это означает, что изменения в этих флангах, вызванные инъекциями магмы, могут существенно повлиять на поведение вулкана.

«Землетрясение может изменить правила игры. Это выпустит газы из магмы, сравнимые с встряхиванием бутылки из-под газировки, создав дополнительное давление и плавучесть, достаточные, чтобы разрушить скалу над магмой» — объяснил морской геолог Фальк Амелунг из Университета Майами.

Согласно данным, Мауна-Лоа уже испытывает «довольно большую» топографическую нагрузку.

Дальнейшие вторжения магмы увеличат вероятность землетрясения и извержения, но это может быть не обязательно необходимо: отсутствие движения под западным склоном вулкана заставляет исследователей думать, что землетрясение может произойти именно здесь.

Недавние извержения подчеркивают, насколько важным может быть раннее предупреждение: в 1950 году лава от извержения Мауна-Лоа достигла побережья всего за три часа. Извержению 1950 года и другому крупному извержению 1984 года предшествовали сильные землетрясения.

«Мы можем объяснить, как и почему тело магмы изменилось за последние шесть лет. Мы продолжим наблюдения, и это в конечном итоге приведет к созданию более совершенных моделей для прогнозирования места следующего извержения» - резюмировал Амелунг.

Фото: Геологическая служба США