ПолитикаФинансы

Танцы вокруг финансов: к чему приведет новая валютная политика Нацбанка

21:48 11 окт 2023.  1711Читайте на: УКРРУС

Впервые с начала полномасштабной войны Украина прожила неделю «с хвостиком» без фиксированного курса гривны по отношению к доллару. При этом сам курс – как официальный, так и наличный – за это время почти не изменился. Однако с тем, чтобы поддержать его и удовлетворить спрос на валюту, Национальному банку пришлось продать из резервов более $1 млрд. О чем это говорит и что будет дальше с курсом, читайте в материале Lenta.UA.

В первую неделю октября, когда официальный курс гривны по отношению к американскому доллару был еще фиксированным, он составлял 36,57 грн. А вот после недавнего перехода к так называемой гибкой управляемости, нацвалюта сначала просела на несколько копеек, но уже вскоре курс вернулся фактически к тому уровню, что и при фиксированном. На наличном рынке, где курс по-прежнему определялся спросом и предложением, события разворачивались примерно так же. Единственное, что изменилось – это объемы валютных резервов, из которых за прошлую неделю Нацбанк продал 1,15 млрд долларов (вдвое больше, чем за неделю до этого). Столько валюты национальный регулятор не продавал уже давно, а конкретно – с конца прошлого года, когда на фоне массированных российских обстрелов энергетической инфраструктуры спрос на валюту резко возрос.

Всего с начала года НБУ продал почти $20,5 млрд. Теперь валютные резервы нашей с вами страны составляют немногим меньше 40 млрд долларов. «Много ли это? Однозначно да. Но велика ли эта плата за отказ от фиксации курса и избегание кризисных последствий от длительного сохранения этого режима? Точно нет», - рассуждает на своей странице в Facebook глава НБУ Андрей Пышный.

Читайте также: Курс доллара в Украине в 2024 году спрогнозировал МВФ

Он также отмечает, что почти половина объема израсходованных резервов, когда Нацбанк выходил на рынок и продавал доллары, пришлась на первый день после перехода к управляемой гибкости курса. «Каждый день объем наших интервенций по продаже валюты снижался», - сказал господин Пышный, подчеркнув, что ситуация развивается нормально.

В Нацбанке ожидают, что тревожность на рынке, ажиотажные настроения и желание на них сыграть постепенно сойдут до уровня ниже плинтуса. Тут уместно акцентировать, что, отказываясь от фиксированного курса, Нацбанк дал четко понять, что не намерен терять контроль над валютным рынком из-за спекуляций и ажиотажа. А вот причин для резкого падения, например, до уровня «гривна по 50+» сейчас нет. «Для существенной курсовой коррекции должна состояться реализация какого-то крайне негативного сценария, оснований для которого мы не видим», - заявил замглавы НБУ Юрий Гелетий.

Но это не значит, что гибкий и управляемый курс будет таким же неизменным, как и фиксированный. Большинство аналитиков сходятся в том, что НБУ нацелился на умеренную и управляемую девальвацию. Очевидно, учитывая аргументы министра финансов Сергея Марченко, который уже некоторое время говорит об опасностях слишком прочной гривны для отечественной экономики. Умеренное ослабление нацвалюты позволит увеличить гривневые доходы экспортеров и бюджета, а также «перекрыть воздух» некритичному импорту, вымывающему дефицитную валюту из Украины. Да и средств на финансирование социалки – в гривне – будет больше, ведь сейчас все необоронные расходы бюджета фактически финансируются за счет кредитов и грантов от международных партнеров. А они поступают в валюте и конвертируются в гривну. И здесь содержится наибольший риск для курса, ведь именно деньги от международных партнеров сейчас в основном формируют и валютные резервы. Которые НБУ тратит, чтобы поддержать гривну и избежать колебаний на рынке. Будут ли эти поступления столь же значительны и регулярны в следующем году, когда в нескольких странах-партнерах, в частности в США, будут проходить выборы? По мнению экспертов, именно от этого во многом и будет зависеть ответ на вопрос, каким будет курс гривны и удастся ли удержать его на заложенном в проекте госбюджета-2024 уровне в 41,4 грн за доллар.

Отметим, что после начала войны в Израиле появилось много прогнозов о том, что она негативно скажется на поддержке Западом Украины. В то же время, как считают некоторые эксперты, при определенных обстоятельствах война в Израиле, наоборот, может эту самую поддержку только лишь усилить. Именно в этом направлении уже предельно активно действуют и украинские власти, и администрация американского президента. Суть в том, чтобы показать существование единого фронта «оси зла» в составе России, Ирана и ХАМАСа, которому должны вместе противостоять и Украина, и Израиль, и Запад. А значит, помощь должна оказываться всем одновременно и в увеличенном объеме. Двигаясь в русле этой линии, как пишут ведущие западные СМИ, Байден уже работает, собираясь вскоре внести в Конгресс законопроект, где помощь двум странам объединена в единый финансовый пакет.

О денежной поддержке воюющей Украины говорят в эти дни и в Маррокеше, где проходит ежегодное собрание Всемирного банка и Международного валютного фонда (МВФ). Глава НБУ Андрей Пышный, пребывающий в составе официальной делегации Украины давеча сообщил: «Провели серию встреч со стратегическим партнером – Всемирным банком. Это отдельные содержательные разговоры с президентом ВБ Аджаем Бангой, вице-президентом Антонеллой Бассани, управляющим директором по операциям Анной Бьерде. Обсуждаем потребности страны, анализируем возможности донорской коалиции оказывать финансовую поддержку Украине в дальнейшем. Видим полную вовлеченность Всемирного банка и желание помочь в обеспечении внешнего финансирования. Особо уделили внимание результатам работы валютного рынка и выполнению стратегии смягчения валютных ограничений, переходу к большей гибкости обменного курса и возвращению к инфляционному таргетированию. За год мы нарабатывали предпосылки для постепенного возврата к рыночным механизмам. Первый шаг сделан – мы перешли от режима фиксированного обменного курса к управляемой гибкости. Поэтому поделился итогами первой недели в условиях нового режима – они более чем удовлетворительны. Мы основательно подготовились и технически, и коммуникационно, чтобы переход прошел без потрясений. Так совпало, что в это время в Киеве работала Миссия МВФ и ее эксперты видели, как спокойно отреагировал рынок. Это важно. В то же время мы будем и дальше двигаться так же продуманно и осторожно. Война продолжается, риски остаются все еще высокими, права на ошибку у нас нет. Партнеры на встречах в Маррокеше также поинтересовались ходом подготовки ко второму пересмотру по программе расширенного финансирования МВФ. Отмечу, что НБУ выполнил все структурные маяки и количественные индикаторы. Хотя в целом еще остались определенные вопросы по другим направлениям, мне кажется, у нас хорошие шансы пройти все успешно». 

О важности тесного и неразрывного сотрудничества официального Киева с МВФ говорят и эксперты. Так, председатель Ассоциации украинских банков Андрей Дубас в эфире телемарафона подчеркнул следующее: «Что касается прогнозов, то я думаю, что в этих условиях ситуация будет такой, какая она сейчас есть. То есть, курс 36,6 плюс-минус несколько десятых гривны. Самое важное, на что сейчас следует обратить внимание, это продолжение сотрудничества с международными партнерами. Нельзя забывать, что государственный бюджет Украины сегодня поделен 50 на 50. Одна часть обеспечивается внутренними налоговыми поступлениями от экономики, а другая- это наша международная поддержка. Поэтому мы должны все сделать для того, чтобы поддержка наших международных партнеров, как финансовая, так и военная, продолжала быть на высоком уровне. Сотрудничество с МВФ – это индикатор, на который обращают внимание другие участники международной коалиции, которая помогает Украине финансами».

К слову, миссия МВФ давеча открыла в Киеве свое постоянное представительство и ведет активный диалог с украинскими властями. И тот факт, что как раз в это время обычно консервативный Нацбанк решился на смену валютного режима, по мнению экспертов, свидетельствует о его уверенности в завтрашнем и даже в после завтрашнем дне. Среди основных причин такой уверенности финансовые аналитики называют высокий уровень резервов, опять-таки сотрудничество с МВФ, а также новый пакет помощи на сумму 50 млрд евро от ЕС. Не следует забывать также о том, что продолжают действовать строгие ограничения на вывод капитала, которые НБУ планирует ослаблять в зависимости от ситуации на рынке, но может и ужесточить в случае непредсказуемых шоков. То есть, в руках у нацрегулятора есть достаточно рычагов, чтобы предотвратить выход финансовой речки далеко за берега. Очевидно, что НБУ будет держать руку на пульсе и сглаживать и резкие попытки укрепления гривны, и резкие попытки ее обесценивания.

Впрочем, не все профильные специалисты приветствуют и одобряют новую валютную политику НБУ. К примеру, экономический эксперт Алексей Кущ констатирует: «НБУ отвечает за фиксированный курс. А если он станет плавающим, в Нацбанке опять включат свою заезженную пластинку о том, что они отвечают за стабильность гривны, понимая под оной инфляцию, а не курс к доллару. Как это и делали в 2014-2015 годах. При этом, не стоит ждать обвала гривны прямо завтра. Но сама по себе модель плавающего курса во время войны, прямо скажем, идиотская. Такого никто раньше не делал. Курс станет более подвижным, волатильным, появятся спекулянты, начнутся качели. Курс гривны – прямая производная от объема внешней помощи. Пока на паузе помощь из США. Но я думаю, что деньги нам в 2024 году таки дадут, однако их будет меньше, чем в этом. Кроме того, гранты давать будут меньше, акцент сместится на кредитование. То есть, ритмичность внешнего финансирования станет хуже, интервалы между траншами – больше. Возможны паузы. Все это отразится на курсе. Катастрофы пока не будет, но к девальвации приготовится стоит».

Следует отметить, что Нацбанк уже давно планировал отойти от фиксированного курса, введенного в первый день полномасштабного вторжения для стабилизации рынка, и открыто объявлял о своих планах. И, с учетом того, что в целом ситуация на рынке остается гораздо лучше, чем в начале года финансовые аналитики считают, что менять валютный режим сейчас ко времени и к месту, поскольку фиксированный курс исчерпал свой стабилизационный потенциал. Заявленная финальная цель Нацбанка – вернуться к полноценному инфляционному таргетированию и плавающему курсу. Впрочем, ввиду разноплановых рисков продолжающейся войны с путинской Россией это произойдет явно не завтра и НБУ еще долгое время будет активно и непосредственно участвовать в выравнивании дисбалансов на валютном рынке.

Пока что у регулятора это получается без заметных рядовому обывателю «качелей». Это по понятным причинам вызвало недовольство в росСМИ, которые в последние дни активно тиражируют информацию о вероятной отставке главы НБУ. Впрочем, сам руководитель Нацбанка это уже опроверг. «Друзья, не читайте русскую пропаганду и не употребляйте продукты русских ИПСО. Врагам не нравится, что даже такой непростой вызов, как переход от фиксированного курса к гибкости, Украина преодолевает без потрясений. Но работа продолжается, планы амбициозные, вызовов хватает. Доверие к НБУ есть и я буду его поддерживать и развивать. Никаких заявлений об увольнении не писал и не собираюсь. Чувствую себя хорошо. На болотах воют – значит делаем все, как положено», - заявил Андрей Пышный.

Читайте также: Что изменится для украинцев с внедрением гибкого обменного курса, объяснили в НБУ

Ромашова Наталия

Самое читаемое