Точка зренияМихаил Пашков

Статус кандидата для Украины: шансы и вызовы

19:23 07 июн 2022.  2734Читайте на: УКРРУС

Содиректор программ внешней политики и международной безопасности Центра Разумкова Михаил Пашков – о приближении июньского саммита ЕС, на котором будет рассмотрен вопрос предоставления Украине статуса кандидата на вступление в Евросоюз. Это – в определенной степени момент истины, символический повод для Брюсселя в самый сложный момент войны доказать солидарность со страной, воюющей за свой европейский выбор.

В последнее время Киев заметно активизировал политико-дипломатическую кампанию по лоббированию кандидатского статуса для Украины. Президент Зеленский осуществляет серию соответствующих переговоров с лидерами стран ЕС, в частности, он 30 мая выступил с речью на саммите Евросоюза. Сформирована правительственная делегация, посещающая столицы наиболее «проблемных» стран ЕС. Недавно в столице Германии с аналогичной миссией был спикер украинского парламента.

Для Украины обретение статуса кандидата на вступление в ЕС важно, с одной стороны, потому, что это кладет конец стратегической неопределенности в отношениях с ЕС, институционально оформляет евроинтеграционный курс Киева и по сути является приговором кремлевским планам «силовой реинкарнации» т.н. постсоветского пространства. А с другой – кандидатство является импульсом для внутренних трансформаций и морально-политическим стимулом для граждан Украины, отстаивающих свое европейское будущее.

Читайте также: «Хорошие русские» должны отвечать: почему нужен Нюрнберг для всех пропагандистов Кремля

Однако до сих пор ситуация вокруг украинского вопроса остается неопределенной. По итогам майского саммита ЕС итальянский премьер М.Драги отметил, что «большие страны Евросоюза», кроме Италии, скептически относятся к предоставлению Украине статуса кандидата. Следует упомянуть об осторожной позиции немецкого канцлера, сомнениях в ускоренных темпах украинской евроинтеграции со стороны руководства Нидерландов и Австрии, инициативе французского президента по созданию для Украины своеобразного «эрзац-ЕС» в виде «европейского политического сообщества». К этой картине следует добавить фактор Венгрии, руководство которой демонстрирует национальный эгоизм, геополитическую беспринципность и мастерство в шантажировании официального Брюсселя.

Противоречивость и неоднозначность позиций некоторых стран «старой Европы» по украинскому вопросу объясняется многими причинами – традиционным сопротивлением дальнейшему расширению ЕС, внутренними трудностями, фактором Западных Балкан, масштабом проблем Украины и т.д. Но главный сдерживающий фактор – инерция страха перед ядерным шантажом кремлевского диктатора и напрасные надежды наладить с ним диалог, несмотря на очевидную нынешнюю недоговороспособность российского режима.

Возможно, либеральное мировоззрение и рафинированная европейская психология отдельных лидеров ЕС не отдают себе отчет в реальной логике войны в Украине, когда агрессивная империя пытается разрушить и захватить соседнюю страну, физически уничтожить ее население. Очевидно, этим «невосприятием» объясняются упорные и унизительные регулярные попытки договориться с кремлевским диктатором, «гомеопатический» характер военной помощи Украине и разного рода «мирные инициативы», создающие иллюзию возможности политико-дипломатического урегулирования.

Следовательно, не случайно главный европейский миротворец Э.Макрон 4 июня публично заявил, что «мы не должны унижать россию», потому что в конце концов придется урегулировать конфликт дипломатическими средствами. Это на фоне кровавого ужаса российской агрессии выглядит не просто как двойные стандарты, а как кощунство и цинизм. Оказывается, что Европе не следует унижать военных преступников, убийц, насильников, мародеров, совершивших геноцид в европейской стране? Это не риторический вопрос, потому что в европейском политическом дискурсе заметны компромиссные настроения, причем речь идет о компромиссе за счет страны-жертвы.

Но главная уязвимость ЕС состоит в том, что он исторически несет на себе «проклятие консенсуса». Сколько было планов, проектов, предложений избавиться от принципа консенсуса хотя бы в важных международных вопросах! Но и по сей день механизм принятия решений квалифицированным большинством остается для Урсулы фон дер Ляйен и Шарля Мишеля несбыточной мечтой… Впрочем, такой «замкнутый круг консенсуса» парализует, к сожалению, не только ЕС, но и НАТО, ОБСЕ, Совет Безопасности ООН и т.д.

Следовательно, эти факторы будут так или иначе влиять на атмосферу саммита ЕС, который будет решать вопрос статуса кандидата для Украины. И этот вопрос носит, в первую очередь, политико-безопасный характер, и речь идет о политической воле и решимости лидеров ЕС совместно с Украиной противостоять российской экспансии в Европе.

В этом контексте главным аргументом является то, что украинская армия уже долгое время удерживает оборону восточного фланга ЕС, приняв на себя удар всей военной мощи страны-агрессора. Следует упомянуть и о почти 30-летнем опыте украинского движения в ЕС. За это время Украина прошла драматические испытания, достигла высокого уровня интегрированности с ЕС в разных сферах – от энергетики до внешней политики.

Каким будет решение Еврокомиссии? «Зеленый свет» Украине или очередное «домашнее задание»? Удастся ли обеспечить консенсус лидеров стран ЕС?

Очевидно, что нерешение/отложение «украинского вопроса» будет критической ошибкой Брюсселя. Это, во-первых, активизирует кремль, который будет воспринимать такую ​​ситуацию как поражение Запада и весомую победу спецоперации в Украине. Российская идеология вооружится тезисами о том, что «ЕС отказался от Украины», «украинская евроинтеграция потерпела крах» и другие. Параллельно в Европе консолидируются скептики присоединения Украины к Евросоюзу. В то же время нетрудно представить негативное влияние на настроения в украинском социуме, оживление недобитой «пятой колонны».

Во-вторых, неопределенность ЕС по украинскому вопросу, с одной стороны, будет в значительной степени девальвировать европейскую политику на восточном направлении. А с другой, может вызвать внутреннее противостояние на разных уровнях – между исполнительными и законодательными структурами ЕС, между странами-скептиками и группой государств, последовательно и активно поддерживающих присоединение Украины к ЕС.

Однако, говоря о важности получения статуса кандидата, следует иметь в виду, по крайней мере, две важные вещи: а) этот статус вовсе не является членским билетом в ЕС, и впереди сложная и длительная переговорная процедура из 35 раундов; б) при всей важности евроинтеграции для Киева сегодня топ-приоритетами является победа в войне и послевоенное восстановление страны.

Стоит добавить, что эволюция отношений Киева и Брюсселя имела сложные, кризисные и драматические моменты, что не является поводом пессимизма и сомнений в необратимости евроинтеграционного движения. Все остальное – пророссийские нарративы.

Процесс достижения консенсуса в ЕС в отношении Украины действительно непрост. Но в пользу Киева динамика общественно-политических тенденций, определяющих общеевропейский мейнстрим. В Европе продолжаются тектонические проукраинские изменения в общественном сознании, в позициях политических элит, бизнеса, экспертных кругов. В пользу Украины мощная поддержка Европарламента, проукраинское настроение руководства Еврокомиссии и Европейского Совета, консолидированная позиция «прифронтовой» Восточной Европы, а также солидарность международных институций, влиятельных мировых государств – США, Британии, Японии, Австралии, Канады и т.д. И этого не могут не учитывать лидеры Евросоюза.

Читайте также: Российские оккупанты снова стягивают БТГ к северным границам Украины

Крижак Дмитрий

Самое читаемое