ПолитикаМеждународные отношения

Пленные и все остальное: о чем в Минске договаривались Ермак и Козак

16:43 02 мар 2020.  3214Читайте на: УКРРУС

В воскресенье, первого марта, впервые в статусе официальных чиновников топ-уровня на «нейтральной» территории белорусской столицы встретились руководитель ОПУ Андрей Ермак и замглавы путинской Администрации Дмитрий Козак. Об этой встрече, читайте в материале Lenta.UA.

Официальная информация о встрече оказалась весьма скудной. На Банковой лишь сообщили, что стороны обсудили вопросы взаимного освобождения удерживаемых лиц в формате «всех на всех», который может произойти уже в текущем месяце. В рамках этого обмена официальный Киев ожидает освобождения более двух сотен людей, вторая сторона — приблизительно столько же. Напомним, последний крупный обмен состоялся 29 декабря 2019 года. В этот день «ДНР» и «ЛНР» передали Украине 76 пленных. Среди освобожденных были украинские военные, а также гражданские из Луганска и Донецка, которые по разным причинам были захвачены и отправлены «на подвал».

В свою очередь, Киев отдал «республикам» 127 человек, среди которых осужденные за тяжкие преступления из разных областей люди, а также обвиненные в расстрелах на Майдане экс-бойцы «Беркута».

Андрей Ермак не единожды подчеркивал, что, еще будучи помощником Зеленского, коммуницировал с Козаком, и без «конструктивного диалога» с ним обмен пленными мог бы не состояться.

Состоится ли обмен заключенными в марте, как это прогнозирует господин Ермак – неизвестно, однако всплывают новые факты, которые бросают тень на обменный процесс как таковой. Дело в том, что бывшие пленные, освобожденные в рамках последнего декабрьского обмена, заявляют о своего рода тайной «мине», заложенной в предыдущие «обменные» списки. Речь идет о том, что вместе с пленными, военными и агентами СБУ на подконтрольную Украине территорию вернулись лица, которых освобожденные обвиняют в пытках.

Один из них – Евгений Бражников. Он также сидел, но в время декабрьского обмена летел отдельно от всех остальных под охраной двоих автоматчиков из СБУ. Конвой был нужен для защиты от своих же, которые готовы были его буквально разорвать. В «ДНР» Бражникова обвиняли в том, что он завербован СБУ, но украинцы называют его пророссийским «деятелем», который поставлял в «республики» высококлассные снайперские прицелы тепловизоры, приборы ночного видения, коллиматорные прицелы и т.д. Обвинения в сотрудничестве с СБУ из дела Бражникова вскоре по непонятным причинам исчезло – его осудили за незаконное хранение оружия и дали восемь лет.

Станислав Печенкин, бывший гражданский заложник боевиков ОРДО из Горловки, отсидел в «ДНР» более двух лет. Он утверждает, что именно Бражников в донецкой спецтюрьме «Изоляция» обливал холодной водой и бил заключенных для получения признаний. По его словам, Бражников – бывший милиционер, в 2014 году был активным участником «русской весны», активно помогал в организации пророссийских митингов, нападал на участников проукраинских акций.

Подтверждает слова Печенкика еще один экс-узник – донецкий журналист Станислав Есеев, который попал в подвал «ДНР» в декабре 2017 и был освобожден в ходе обмена 29 декабря прошлого года. Он утверждает, что Бражников – один их тех, кто избивал заключенных и применял пытки на допросах. «С пятницы по воскресенья у них были такие… что ли вечера аттракционов. В лучшем случае – переламывали людей, в худшем- заставляли заползать под нары и лаять как собаки. И однажды ночью наша камера тоже открылась – мы даже не успели вскочить, нас заставили стать на колени и стали избивать. Там был и Бражников. Накануне обмена ко мне подошел Валера Матюшенко, он, к сожалению, все еще сидит там, и сказал: «Стас, ты уходишь, а я остаюсь. Если вы будете на той стороне поднимать вопрос по нашим гражданам, то расскажи, что когда меня подняли с подвала наверх и стали пытать, меня держал Бражников, когда на мне закручивали провода», - рассказал вчера в интервью одному из телеканалов Станислав Есеев. Его слова подтверждают и другие бывшие пленные, которые, кстати, дали соответствующие показания в СБУ. Но в «конторе» отмахиваются от журналистов, говорят лишь, что «тщательно проверяют слова экс-заключенных». А тем временем в кругах бывших пленников говорят о якобы существующем приказе «сверху» не трогать подобных Бражникову людей: мол, это является одним из не разглашаемых условий обмена...

Запрет на разглашение всех условий обмена, по всей видимости, лишь один из засекреченных пазлов многоуровневой переговорной конструкции Киева и Москвы. Яркий пример – вчерашняя встреча Ермака и Козака. О ней «для галочки» сухо и без какой-либо конкретики сообщили на Банковой, а в Кремле и вовсе не стали комментировать. В ОП заявляют, что на переговорах в Минске принимали участие делегации Украины и России, в отечественном МИДе нам рассказали, что представителей главного внешнеполитического ведомства страны на переговорах не было. Кто входил в «делегацию», да и была ли она — вопрос.

«Помимо подготовительной работы по обмену «всех на всех», условились о разведении сил в трех новых пунктах на Донбассе до конца марта», - рассказал нам источник в ОП. По его словам, Андрей Ермак в ходе беседы с Дмитрием Козаком всячески пытался продвинуть так называемую формулу Зеленского, суть которой сводится к тому, что Украина должна получить полный контроль над границей и лишь затем проводить выборы на Донбассе. В итоге, говорит собеседник из ОП, все вернулось на исходную позицию – решение о выполнении договоренностей, достигнутых в декабре 2019 года в Париже в рамках «нормандки». А это – Минск, формула Штайнмайера, особый статус Донбасса, закрепленный в Конституции.

Именно последний пункт не приемлют в ОП и ищут обходные маневры. Один из них – закон о децентрализации всем, а не отдельно взятым регионам. Козак, по слухам, это предложение Ермака отверг, настаивая на позиции РФ: «Минск и точка».

Следование по очерченному ранее минскому маршруту может привести к тому, что Украина не сможет удержать территории и сохранить суверенитет, полагают эксперты влиятельного американского издания «Foreign Affairs». «Условия Минских соглашений делают сохранение независимости страны и восстановления ее территориальной целостности практически невозможными. В частности, проблемным остается закрепленный в документе пункт о проведении местных выборов на Донбассе до того, как Украина возьмет под контроль границу с Россией. Президент Зеленский инициировал изменения, которые меняли порядок этих действий, но они наталкиваются на неуступчивость России и беспомощность Запада», - пишет издание. Так, находясь «между молотом и наковальней», Зеленский, по мнению Foreign Affairs, имеет два варианта: «крупную сделку» с Россией, которая выходит за рамки Донбасса и включает отказ от Крыма, а также полный отказ от усилий восстановить контроль над Донбассом.

«Возможно, это положение вещей не является справедливым, но это реальность. Зеленский должен сделать выбор. Учитывая количество сил, которые выстроились против него в боевом порядке, а также недостаток внешней поддержки, он должен воплощать ту стратегию, которая, по его мнению, может наилучшим образом обезопасить суверенитет, даже за счет территориальной целостности», - резюмирует Foreign Affairs.

На данный момент очевидно одно: апеллируя к Минску, Кремль выставляет все новые и новые переговорные условия. Одним из таких, казалось бы, сугубо процедурных, но весьма демонстративных, стало предложение, якобы озвученное Козаком Ермаку на встрече 1 марта. Суть - провести  9 мая в Москве встречу Путина и Зеленского, в ходе которой обсудить возможность «коррекции» определенных пунктов «минских соглашений».

Несколько ранее глава МИД Вадим Пристайко четко заявлял, что Украина не будет праздновать 9 мая «по-московски», а Владимир Зеленский не примет участия в помпезных церемониях в российской столице. В ОП свою позицию по данному вопросу публично еще не озвучили. Более того, в политкругах циркулируют слухи, что Вадим Пристайко, не нашедший точек соприкосновения с Ермаком, который по-прежнему курирует внешний вектор деятельности Банковой, уже в ближайшие дни может стать министром с приставкой «экс». По неподтвержденной информации, уже в ближайшие дни Вадима Пристайко может заменить вице-премьер по вопросам евроинтеграции Дмитрий Кулеба, который будет совмещать две должности

С другой стороны, существует мнение, что Пристайко, напротив, удобен ОП в статусе официального, но декоративного по практическому функционалу дипломатического «ястреба». То есть, речь о том, что Пристайко остается дипломатической ширмой, а реальные дела «решают» Ермак и советник президента Демченко. Именно его, по слухам, в кресле министра иностранных дел видит нынешний глава ОП, но есть проблема: Демченко подпадает под все еще действующий люстрационный закон.

Как бы там ни было, в любом случае, при нынешней абсолютной нескоординированности действий ответственных за внешнеполитическую линию лиц, Киев в любой момент может оказаться в капкане, подготовленном Кремлем….

Наталия Ромашова

Крижак Дмитрий

Самое читаемое