ЭкономикаЭнергоносители

Многоходовочка: Москва отбирает у Минска остатки экономической независимости, чтобы угрожать войной Киеву

10:00 02 май 2019.  3026Читайте на: УКРРУС

«Грязная российская нефть» оказалась медийной технологией РФ для достижения политико-экономических целей в Украине и Беларуси.

История с остановкой одной ветки нефтепровода «Дружба» на территории России, Беларуси и Украины обретает все более интересный сюжет. Напомним, что события, кульминацией которых стали споры о причинах внезапного низкого качества российской нефти и практически синхронного отказа от ее транзита со стороны Польши, Чехии, Украины и Словакии в 20-х числах апреля, начались с резких заявлений президента Беларуси Александра Лукашенко еще 11 апреля. Так, во время совещания с экономическим блоком правительства РБ Лукашенко был крайне раздражен ограничениями поставок белорусских продуктов на российский рынок (накануне, 10 апреля Россельхознадзор запретил ввозить яблоки и груши, а еще раньше – в конце марта — импортировать турецкие груши через Беларусь).

Схема поставок нефти в Европу по трубопроводу «Дружба»

Energosoft

Он также напомнил, что больше года назад возникла необходимость ремонтировать нефтепроводы и нефтепродуктопроводы на территории республики. А для этого магистрали необходимо было полностью остановить. Но Минск этого не сделал, ремонтируя их «в авральном порядке», так как понимал, что это нанесет ущерб России – по этим трубопроводам идет «главный экспортный продукт» Москвы. Но теперь риторика президента Беларуси изменилась: «Если нужно поставить на ремонт нефтепроводы и нефтепродуктопроводы, которые идут через Беларусь, ставьте и ремонтируйте. Потому что, то добро, которое мы делаем для Российской Федерации, оно нам оборачивается постоянно злом. Там уже обнаглели до такой степени, что начинают нам выкручивать руки», – сказал Лукашенко.

17 апреля министр энергетики РФ Александр Новак заявил, что в случае остановки нефтепровода «Дружба», у России существуют варианты переориентации поставок нефти на морские порты. А уже через неделю «Дружба» была действительно остановлена. Но отнюдь не из-за ремонта белорусского участка трубопровода, а по официальной причине крайне низкого качества российской нефти Urals, поступающей по нефтепроводу «Дружба» в трубу «Гомельтранснефть Дружба».

Далее в медиа-пространство последовало сразу же несколько информационных вбросов. Официальные российские источники назначили виноватым компанию «Самаратранснефть-Терминал» (которая, к слову, в данный момент находится в состоянии банкротства). Впрочем, большинству наблюдателей было совершенно понятно, что через один не самый крупный узел приема сырья вбросить в трубу столько загрязнителя, чтобы испортить около 5 млн т нефти, невозможно.

Поэтому в ход пустили ресурсы неформальных лидеров общественного мнения с теориями тотальной порчи российской нефти из-за варварских методов добычи. Например, 27 апреля популярный нижегородский блогер Илья Вайцман написал на своей странице в Facebook: «Конечно, никто ничего подобного не делал, никакие «вредители» и «диверсанты»…Все было проще и страшнее: с 2012 года разрешили использовать хлоросодержащие соединения для «стимулирования» нефтеотдачи, а после введения секторальных санкций против российской нефтянки процесс стал лавинообразно ускоряться. Что же случилось сегодня? Просто выдавливающая нефть масса воды, без меры насыщаемая хлоросодержащими соединениями достигла отборных скважин. И, судя по резкости процесса, случилось это на каком-то огромном месторождении, с тысячами скважин».

Уже 29 апреля подобные версии опроверг российский оппозиционный политик Владимир Милов, который в частности причинами загрязнения нефти назвал «сознательную экономическую диверсию против Беларуси на фоне разворачивающейся сейчас нешуточной экономической войны между Беларусью и РФ».

Впрочем, некоторые эксперты вообще сомневаются в наличии каких-либо искусственных загрязнений поставляемого сырья. Специалисты подсчитали, что для полной очистки некондиционной нефти требуется всего 700 тыс т чистого сырья. Соответственно аналогичного количества грязного продукта было достаточно для того, чтобы испортить партию поставки. Но загвоздка в том, что закачать такие объемы за один день невозможно. Для этого потребовалось бы не меньше недели, и критическая масса накапливалась бы постепенно, а не одномоментно, как это произошло, по официальным заявлениям. Не говоря уже о том, что по пути следования на переработку нефть проходит несколько независимых друг от друга точек контроля. Поэтому, самое время задаться вопросом персонажа Максима Горького: «А был ли мальчик?»

«В природе не существует технологий интенсификации добычи нефти, в которой используется «хлорорганика». Есть подозрение, что имеется ввиду смесь соляной и других кислот при операции гидроразрыва пласта (ГРП), – объясняет директор нефтегазовой консалтинговой компании «Ньюфолк НКЦ» Андрей Закревский. – Но соединения, которые в итоге получаются из этих смесей, совершенно не опасны. Преградой для выпуска нефтепродуктов может стать тяжелая нефть с высоким содержанием серы и асфальтенов, что сделает невозможным производство бензинов современных стандартов на белорусских и других европейских заводах, которые соединены с «Дружбой».

Андрей Закревский. Фото: Facebook

Обратите внимание, 30 апреля, в Будапеште прошла встреча операторов нефтепровода «Дружба» и европейских получателей нефти, в т.ч. с участием представителей АО «Укртранснафта». Было решено совместными усилиями вытеснить некондиционную нефть из одной нитки «Дружбы» в резервуарные парки ОАО «Гомельтранснефть Дружба», АО «Укртранснафта», «MOL» (Венгрия) и «Транспетрол» (Словакия) общим количеством около 400 тыс т. Также была названа ориентировочная дата поступления качественной российской нефти на пункты сдачи на территории ЕС – 18 мая 2019 г. Еще раз напоминаем, для доведения грязной нефти до кондиции требуется всего 700 тыс т чистого продукта.

Так что это было? Зачем РФ сознательно снижать качество нефти в «Дружбе», чтобы остановить белорусский нефтеперерабатывающий завод, в котором значительной долей владеют россияне? Так, наиболее пострадавшим предприятием от «диверсии» назван Мозырский НПЗ, крупнейшими акционерами которого являются государственный комитет по имуществу Республики Беларусь (42,76%) и российское ОАО НГК «Славнефть» (42,58%). В свою очередь, подчеркнем, «Славнефтью» управляют на паритетных началах государственные АО «Газпром» и ПАО «НК «Роснефть» (компанией руководит Игорь Сечин – близкий соратник президента РФ Владимира Путина).

Не исключено, что слухи о безвозвратной порче оборудования Мозырского НПЗ на сумму $100 млн так же являются вбросом. Ведь релизы пресс-службы предприятия по этому поводу весьма осторожны. «20.04.2019 на установке ЛК-6У №2 секции С-100 выявлены пропуски теплообменных трубок воздушного холодильника ХК-105, состоящего из шести секций. Ремонтно-механическое производство предприятия произвело демонтаж указанного оборудования и приступило к ремонту…Несмотря на возникающие проблемы, связанные с коррозионным износом оборудования, ОАО «Мозырский НПЗ» по-прежнему выпускает товарную продукцию, соответствующую международным стандартам качества, в полном ассортименте», – сообщает официальный сайт НПЗ.

В конце концов, зачем России идти на дополнительные имиджевые потери, если тяжелая нефть марки Ural из-за особенностей переработки и так продается по всему миру со значительной скидкой? Учитывая слухи о демарше Лукашенко в Пекине, где он якобы повздорил с Путиным и спешную смену посла РФ в Минске, напрашивается вывод: главная цель «диверсии» – парализовать экономику Беларуси, с намерением заполучить нефтепровод «Дружба», во всяком случае, его белорусский участок.

Проведем аналогии. Еще в 2007 г «Газпром» купил половину акций газотранспортной системы Беларуси в лице компании «Белтрансгаз» (всю сумму в $2,5 млрд россияне платили частями в течение 2007-2010 гг). После полного погашения оплаты за акции в 2010 г (совпадение?) между странами началась «газовая война». Дело в том, что «Белтрансгаз», по версии РФ, задолжал «Газпрому» примерно $200 млн. Белорусы были с такой суммой не согласны. В ответ Россия ограничила поставки газа в республику (на 60%). В свою очередь Минск начал отбор газа, который предназначался для транзита в Европу (примерно 20%). Впрочем, через неделю консенсус между сторонами был найден. Но это были лишь цветочки. Контракт на поставку российского газа в Беларусь и его транзит по территории республики истекал в декабре 2011 г, и Москва подписывать новый документ не спешила пока не добилась покупки второй половины акций «Белтрансгаза». После чего и договор на 2012-2014 гг был подписан, и скидку на газ сроком на один год белорусы получили ($165,6 за 1 тыс куб м против $244 в 2011 г). Так Минск полностью лишился своей газовой трубы.

«Это самая очевидная версия происходящих событий. Но я бы не исключал, что эпопея с «грязной нефтью» инспирирована по целой группе иных мотивов, – рассказывает Закревский. – Во-первых, россияне прозаически рассчитывают заработать на дефиците топлива и роста цен на него, которые неизбежно возникнут, прежде всего, в Украине. Во-вторых, мы стали свидетелями своеобразного стресс-теста в ожидании вероятного будущего усиления санкций против РФ, чтобы проверить насколько будет хуже Украине, Беларуси и Польше по сравнению с Россией, если она введет нефтяные контрмеры. В-третьих, ситуация связана с борьбой кремлевских кланов и желанием ряда центров влияния сместить президента нефтегазовой компании ПАО «НК «Роснефть» Игоря Сечина. Наконец, самое главное – остановка Россией поставок нефти на внешние рынки позволит создать солидный запас нефтепродуктов (в т.ч. авиационного топлива) на границах с Украиной и Беларусью на случай начала широкомасштабной войны».

Константин Рыбалка, Lenta.UA

Заставочное фото: УНИАН

Денисенко Валерий

Новости

Самое читаемое