ПолитикаВласть

Для Украины опасно даже не противостояние Зеленского и Порошенко, а неприятие друг другом их сторонников — Владимир Фесенко

14:24 25 авг 2020.  3496Читайте на: УКРРУС

В понедельник, 24 августа, украинцы отпраздновали 29-ю годовщину Независимости страны. В Киеве, наряду с официальными мероприятиями с участием первых лиц государства, прошел Марш защитников, где главным действующим лицом был экс-президент Петр Порошенко. О том, почему даже в знаковые даты отечественные политики первого эшелона не могут собраться под одним объединительным зонтом, и чем такие действия чреваты в последствии для Украины, Lenta.UA поговорила с известным политологом Владимиром Фесенко.

- Вчера в центре столицы фактически синхронно прошли два мероприятия, приуроченные Дню независимости. Там, где участвовал президент Зеленский звучала музыка, там, где был экс-глава государства Порошенко, были фото погибших на Донбассе бойцов. Как вы в принципе оцениваете такой диссонанс, неужели нельзя было хотя бы в этот день консолидироваться?

- Знаете, я бы не сказал, что Петр Порошенко выступал центральной фигурой на Марше, он, скорее, «примазался» к мероприятию. Напомню, что первые марши Непокоренных начались еще при президентстве Порошенко. Если не ошибаюсь, в 2017 году состоялась первая такая акция. В последующем такие марши организовывала оппозиция, а также «атошники», которые не признавали Порошенко и весьма критично к нему относились. Так что это раздвоение произошло отнюдь не сейчас, при Зеленском, а намного раньше. А вообще, к огромному сожалению, это раздвоение, поляризация — это наша грустная и очень негативная традиция, проявляющаяся в разных измерениях. Например, если отбросить критерий, кто больший патриот, а кто меньший, приходится констатировать, что даже в отношении к войне на Донбассе в политических кругах и обществе нет единого мнения. Увы, имеют место наши внутренние и очень серьезные разногласия.

Читайте также: Год 2020-ый: чем закончится год глобальной турбулентности?

- Хорошо, диагноз установлен, а «лечиться» как?

- Это будет крайне сложно, поскольку наши политики совершенно сознательно усугубляют раскол. Порошенко расчетливо противопоставляет себя Зеленскому, пытаясь всячески подчеркнуть, что именно он, дескать, настоящий президент. Кстати, для части людей, которые выходят на уличные акции, подобной той, что вчера прошла без участия представителей власти, доминирующим мотиватором является не протест против президента, вне зависимости от его фамилии, а внутреннее «нет» официозу. Они не хотят быть статистическими единицами в этих безликих колоннах.

Позитивом вчерашней альтернативной официальной акции является ее старт, когда не было вообще партийных флагов. А потом, пошло-поехало: партзнамена, политические требования и так далее… Но все равно, было бы очень хорошо, чтобы и действующий, и бывшие президенты присоединились к этому шествию, хотя многие участники действия были бы против.

- Почему, конкретизируйте.

- Прежде всего, из-за разрыва между элитами и обычными людьми.

- Что могут сделать те, кого вы называете элитами, чтобы, если не устранить вовсе, то, как минимум, уменьшить этот разрыв?

- Если говорить о Дне независимости нашей страны, то маленьким шагом вперед было бы присоединение к маршу — без громких слов, ярких партийных лозунгов и прочих политических атрибутов. Нужно просто стать рядом с людьми, общаясь с ними не с трибуны в окружении охраны, вот и все. Это было бы правильно чисто по-человечески, а не с ракурса большой политики и ее дивидендов.

А что касается единства в целом, то надо отметить, что ее необходимость отчетливо чувствуется. Зеленский, к слову, в своем выступлении 24 августа, не единожды именно на этом акцентировал. Другой вопрос, что просто словами и призывами ничего изменить нельзя, поскольку слишком уж большая поляризация. И, кстати, не только у нас. В США, во многих других странах сейчас проявляется конфликтность, однако наше отличие — четкая персонификация. Кто-то на дух не переносит Порошенко, а сторонники Петра Алексеевича даже эмоционально не воспринимают Зеленского.

Думаю, сегодня крайне важно и журналистам, и тем, кто так или иначе влияет на общественное мнение, демонстрировать единение не только на словах, но и на деле. Вот если бы Зеленский и Порошенко были вместе в День независимости и к ним присоединились Кравчук, Кучма, Ющенко, большинство людей это все-таки восприняли бы позитивно. И я думаю, это рано или поздно нужно будет сделать.

- А пока имеем то, что имеем — призывы и слова. Прокомментируйте эту цитату из вчерашнего спича Зеленского: «И львовская площадь Рынок,  и харьковская площадь Свободы, Дерибасовская в Одессе и Яворницкого в Днепре, Артема в Донецке и набережная в Ялте – это все Украина. Лавра, София, Михайловский Златоверхий, большая ханская мечеть в Бахчисарае и синагога в Днепре – это все Украина. Полтавские галушки, гуцульский банош, закарпатский бограч, одесский форшмак, львовский сырник и луганский шахтерский торт – это все Украина». Данные слова — выстрел в молоко?

- Нет. Даже если общество сейчас в силу разных причин не слышит сути, все равно необходимо делать подобного рода заявления. Как сказано в Большой книге: «Сначала было слово». Если о единстве не говорить, если молчать о необходимости преодоления наших разногласий, общей нации не будет. Но помимо призывов, необходимо совершать и продуманные целенаправленные политические действия. Недавно мы с коллегами как раз обсуждали тему, касающуюся того, что нам сегодня очень необходима государственная политика национальной консолидации. Фактически это называется формированием нации, хотя это понятие немного девальвировано «стараниями» наших политиков. Но если говорит локально, то во всей этой суете меня сейчас волнует даже не противостояние Зеленского и Порошенко, которые не единожды жали друг другу руки, а неприятие друг другом их сторонников. Это — контроверсионная вещь, которая нас ослабляет.

- Как это проявится на грядущих местных выборах?

- Ключевой проблемой на местных выборах будет не противоборство сторонников действующего и бывшего президентов, а противостояние центральной и местной власти. Как это не парадоксально, но одна из наиболее успешных реформ в стране за последние годы — реформа децентрализации породила очень опасный феномен: тенденцию стихийной децентрализации. О чем речь? Это когда представители местного самоуправления стихийно-самовольно хотят брать в свои руки практически всю власть. Они пренебрегают призывами и наставлениями центральной власти, и, более того, сознательно игнорируют общенациональные правила. Мы всегда опасались федерализации, которую нам предлагала Москва и ее сателлиты здесь, у нас. А сегодня возник весьма опасный фантом: стихийная децентрализация вместо пресловутой федерализации.

Стихийная децентрализация — это некое феодальное раздробление, растерзание государства на отдельные княжества. Причем, речь идет не о регионах, а о конкретных городах, которые хотят быть сами по себе, не слушая Киев. «Киев нам — не указ», - говорил недавно один мэр.  Но, простите, если Киев сегодня не указ в вопросе борьбы с коронавирусом, то завтра он не будет указом в вопросах налогов, внешней политики, противостояния врагу и так далее. Кстати, нечто подобное у нас уже было, когда отдельные представители органов местного самоуправления заявляли, мол, нет, мы не будем пропускать в наш порт корабль НАТО, хотя внешняя политика — не их прерогатива. Поэтому, очень опасной является тенденция на октябрьских местных выборах, проявляющаяся в противопоставлении региональной власти — центральной.

К огромному сожалению, некоторые патриоты, особенно на Западной Украине, не понимают, что, противопоставляя себя Киеву и игнорируя общегосударственную политику, они разрушают государство изнутри. И нам, с тем, чтобы преодолеть эту проблему, нужно будет уже после выборов искать сбалансированное сочетание полномочий центра и местного самоуправления.

- В чем кроется корень этого саморазрушения?

- С одной стороны это, к сожалению, связано с ослаблением центральной власти. С другой стороны, когда местное самоуправление получило в свое распоряжение больше средств, оно почувствовало вкус власти и независимость от центра. И вот тут начала проявляться наша давняя политическая традиция, которую называют по-разному: атаманщиной, махновщиной и т. п. Это — определенная анархичность и даже хуторянство.

Мы почти за тридцать лет независимости не почувствовали, что такое наше общее государство, которое мы строим и о котором заботимся. Проблема состоит в том, что условный хутор — будь то город, поселок, село или ОТГ (объединенная территориальная громада — Ред.) нам куда ближе, чем страна в целом. Этот хуторянский эгоизм, который с приближением местных выборов проявляется все более отчетливо, необходимо поставить в разумные, рациональные рамки.

Я думаю, что после выборов, когда немного поутихнут политические страсти, за один стол непременно должны сесть президент члены правительства, мэры городов с тем, чтобы найти баланс интересов, который станет неким общественным договором для всей Украины.

- Всю Украину вчера поздравляли с Днем независимости многие мировые лидеры, однако сейчас по понятным причинам больше всего внимания приковано к соседней Беларуси. Лукашенко, несмотря на дипломатические трения последних дней, поздравил Зеленского и весь украинский народ. Тем временем, и в Киеве, и на западных информплощадках не утихают дискуссии о целесообразности продолжения работы ТКГ по Донбассу в Минске. Ваше мнение на этот счет.

- Беларусь — это не просто переговорная площадка, это наш сосед и сегодня как никогда важно при всех существующих политических разногласиях, сохранить хорошие отношения. А сейчас очень важно, чтобы не Лукашенко, а белорусский народ вышел достойно из этого кризиса. Если Лукашенко останется при власти, безусловно, в наших отношениях неминуемо будет охлаждение. Однако, кто бы ни был у власти, две страны, а особенно, два народа, заинтересованы в том, чтобы мы жили не просто по-соседски, а по-дружески. Нас ведь больше объединяет, чем разъединяет и это понимает даже Лукашенко. 

Наталия Ромашова

Читайте также: Порошенко возглавил Марш Независимости и сообщил об очень тревожном звоночке для власти

Крижак Дмитрий

Самое читаемое