ПолитикаВласть

Президент без «слуг»: почему Зеленский теряет контроль над монобольшинством

14:12 01 апр 2020.  5265Читайте на: УКРРУС

Во президентской фракции усиливаются центробежные силы, что наглядно показали последние голосования. О том, как можно перегрузить работу «слуг» и почему в Офисе президента задумались над внеочередными выборами в Верховную Раду, разбиралась Lenta.UA.

На днях, после продолжительных организационных прений, парламентарии таки собрались в сессионном зале ВР и провели сразу три пленарные заседания, в ходе которых провели кадровые перестановки в правительстве, поддержали в первом чтении скандальный «антиколомойский» законопроект, поставили законодательную точку в реформе, открывающей земельный рынок с июня 2021 года, а также рассмотрели ряд мер, направленных на борьбу с последствиями коронавируса.

Голосования по двум нашумевшим законопроектам (земля и банки) четко показало, что монобольшинства у Зеленского де-факто больше нет. В земельном вопросе у президента нашлись союзники – Петр Порошенко и его «Евросолидарностью», а также фракция «Голос». По еще одному проблемному вопросу – назначению министров здравоохранения и финансов на помощь Банковой пришли представители ОПЗЖ.

Читайте также: В Офисе Президента надеются за неделю-две начать обмен пленными

Изменения в бюджет, необходимые для практической реализации антикоронавирусных мер, как и второе чтение законопроекта о банках, перенесены на следующую неделю — из-за дефицита голосов внутри пропрезидентской команды. Впрочем, отметим, что последние турбо-заседания стали лишь очередным подтверждением того, что исключительно своими силами рулить законодательной машиной «слугам» уже не под силу. Судите сами: в течение последнего месяца СН стала чаще проваливать голосования, не обеспечивая необходимые 226 «за». В марте было принято 25 законодательных актов и только за 7 из них проголосовало 226 и более нардепов от «Слуги Народа». Таким образом, СН провалила голосование 70% решений Рады.

Очевидно, что «Слуга народа», де-юре, имея большинство в Раде, де-факто, из-за усиливающихся внутрифракционных склок, является заложником «хотелок» других парламентских игроков. Яркий пример - голосование за пересмотр бюджета.  Правительственный законопроект, напомним, предлагает создать специальный стабилизационный фонд для борьбы с коронавирусом более чем на 97 млрд. гривен и существенно сократить доходы казны. Несмотря на то, что презентовать документ в Раду прибыл лично премьер Денис Шмыгаль, голосов «за» не хватило и его отправили на повторное первое чтение, сократив, правда, сроки на доработку до семи дней. Провальное голосование за секвестр финансовой сметы страны стало холодным душем для президентского Офиса, где, как говорят в кулуарах, были на сто процентов уверены, что голосов хватит, поскольку для страховки якобы были проведены результативные переговоры с «Евросолидарностью».

А в земельном вопросе СН «кинули» уже представители «ОПЗЖ». Не в том смысле, что соратники Медведчука заверяли, что вдруг, ни с того, ни с сего, поддержат критикуемый ними вдоль и поперек земельный закон. Нет. На кулуарном уровне руководство ОПЗЖ заверяло Банковую, что не будет вставлять палки в колеса и не станет ставить  все свои многочисленные правки на подтверждение, максимально затягивая тем самым пленарное заседание. Цена того, что депутатский корпус должен был в сверхоперативном порядке пройти все поправки, принять закон и разойтись – снижение лимита концентрации земли на первые два года – с 10 тысяч до 100 га земли в одни руки и отсрочка запуска рынка до лета следующего года. Как говорят в «Слуге народа», несмотря на достигнутые договоренности, ОПЗЖ дала заднюю и рассмотрение земельного вопроса в итоге растянулось на целых девять часов.

Отдельная песня - «антиколомойский» законопроект, принятие которого в первом чтении не без скрипа удалось провести ОП. 

Согласно заверениям Владимира Зеленского, принятие этого закона вместе с законом о рынке земли позволит Украине получить новую трехлетнюю программу расширенного финансирования от МВФ в объеме около $8 млрд, а также связанную с ней макрофинансовую помощь от ЕС (500 млн евро) и кредит Всемирного банка (до $1 млрд).

Положительное голосование по этому проекту было обеспечено благодаря голосам фракции Петра Порошенко, «Голоса», а также группы «Довира». «Слуга народа» дала лишь 202 голоса.

Это голосование, как и ряд других решений Верховной Рады показали, что «Слуги народа» не способны давать 226 голосов. Даже если этого от них требует президент. Это значит, что Зеленский и его окружение будут вынуждены собирать голоса по каждому принципиально важному голосованию. Эти спасительные голоса, понятное дело – отнюдь не благотворительные, поэтому «Зе» так или иначе придется расплачиваться. В ситуативных союзах с «Евросолидарностью», по слухам, ценой вопроса является сворачивание уголовного преследования экс-президента Петра Порошенко. Стоимость поддержки групп мажоритарщиков – бюджетно-финансовые преференции на их округа. «Голос» также договаривался с Офисом президента…

Словом, даже самые мелкие фракции и группы получили свои индивидуальные «золотые акции», и далеко не факт, что у Владимира Зеленского хватит ресурсов, чтобы договариваться каждый раз о результативных голосованиях.

Очевидно, что разброд и шатание в пропрезидентской фракционной команде было запрограммированно еще на старте формирования избирательных списков «Слуги народа», к которому приложились разные люди с абсолютно противоположными идеологическими взглядами и финансовыми аппетитами. Вместе с тем, даже сами «слуги» в неформальных беседах, комментируя фактическую потерю Зеленским контроля над собственной фракцией, делают акцент на явных коммуникационных проблемах.

Речь идет о том, что, в отличие от бывшего главы президентского Офиса Богдана, который долгое время не мытьем так катанием нейтрализовал центробежные тенденции внутри СН, нынешний руководитель ОП Ермак фактически не проводит регулярной «профилактической работы» и тушит фракционный пожар по мере его возгорания, из-за чего в разы усложняется сбор голосов за законопроекты, принятие которых лоббирует лично Зеленский.

«Стиль Ермака менее авторитарный, больше толерантный, чем у Богдана. Наверное, это дает возможность определенным членам фракции делать вещи, которые они ранее себе не позволяли. Однако не думаю, что нам надо опасаться какого-то серьезного раскола, но немножко навести порядок и повысить политическую дисциплину наверняка не помешает, особенно в такое сложное для страны время», - заявила накануне в эфире одного из телеканалов нардеп от СН Ирина Верещук. Скорее всего, она права и глобального раскола в «Слуге народа» не будет, хотя бы потому, что сами по себе нардепы с «особой» позицией ничего не представляют в индивидуальном рейтинговом плане и в весе персонального КПД. Однако последние голосования наглядно демонстрируют, что, если не навести порядок на внутрифракционной кухне «слуг» уже сегодня, то завтрашние ситуативные голосования приведут к пробуксовке, а то и к параличу работы единственного законодательного органа страны.

Кстати, мало того, что фракция президента за последний месяц не приняла практически ни одного решения исключительно своими силами, так проблемы начали возникать даже в комитетах, где большинство находится как раз у СН. Например, пресловутый «антиколомойский» законопроект финансовый комитет ВР принял только со второй попытки, потому что не удавалось собрать необходимый для проведения голосований кворум.

Понятно, что закрывать глаза на существующие внутри СН разногласия долго не получится, поэтому уже в ближайшее время президенту придется решать, какая судьба ждет «Слугу народа»: экстренная реанимация или эвтаназия с последующей – после внеочередных осенних выборов в Раду – реинкарнацией. Кстати, в экспертных кругах все чаще говорят, что на Банковой всерьез рассматривают плюсы и минусы внеочередной парламентской «перезагрузки». Как утверждают близкие к ОП политологи, в Офисе главы государства считают, что лучше завести в новую Раду меньшую чем нынешняя фракция СН команду, но «в доску свою», чем последующие четыре года опираться на поддержку «чужих», которые в любой момент могут подставить подножку…

Наталия Ромашова

Читайте также: Окончательное приземление: почему Зе-команде пришлось объединиться с Порошенко и Вакарчуком

Крижак Дмитрий

Самое читаемое