ПолитикаВласть

НАТО Путину «не по зубам»: о чем договорились США и Россия в ходе двухстороннего диалога

16:23 11 янв 2022.  10980Читайте на: УКРРУС

В понедельник, 10 января, в Женеве прошли первые переговоры представителей США и России о гарантиях безопасности, которых требует Кремль. Встреча прошла в закрытом формате, а по ее итогам стороны сделали весьма сдержанные заявления, выразив надежду на продолжение консультаций. В каких вопросах официальным Вашингтону и Москве удалось найти. компромиссные точки соприкосновения, а какие ультимативные требования РФ у Байдена отсекли на старте — разбиралась Lenta.UA.

На прошедшем в вчера женевском саммите американскую сторону представляла первый заместитель госсекретаря США Уэнди Шерман и замгоссекретаря по контролю над вооружениями Бонни Дженкинс. Российскую делегацию возглавили заместитель министра иностранных дел Сергей Рябков и замминистра обороны Александр Фомин.

Весьма интересно, что накануне встречи с американской делегацией Рябков сделал достаточно интригующее заявление, охарактеризовав как «потрясающую» свою двухчасовую беседу с Уэнди Шерман в ходе совместного воскресного ужина. Что конкретно потрясло высокопоставленного российского дипломата — неизвестно, однако уже вчера, по факту уже официальных переговоров с американцами, он назвал диалог «сложным, долгим, профессиональным, глубоким, без попыток что-то приукрасить».

Читайте также: Новая технология Кремля: оккупация через миротворчество

Аккредитованные на данное мероприятие американские коллеги-журналисты обратили внимание на то, что перед стартом переговоров, которые прошли без открытой для прессы части, Шерман и Рябков не обменялись протокольными рукопожатиями, что было воспринято как некий скрытый сигнал о, мягко говоря, непростой тональности разговора США и России, нотки которой были заданы его участниками заблаговременно.

Так, к примеру, представители российского дипломатического «десанта» в своих публичных заявлениях всячески давали понять, что их позиция четка и непоколебима: или принятие всех условий, или прекращение диалога. «К компромиссам должна готовиться американская сторона. Российская сторона приехала сюда с четкой позицией, которая содержит ряд элементов, на мой взгляд, вполне понятных и сформулированных настолько четко, в том числе на высшем уровне, что отклонений от этих наших подходов просто не может быть», – отмечал Рябков.

А высокопоставленный представитель Белого дома, давший off records достаточно обширный комментарий изданию The New York Times, в свою очередь, призвал не верить всему, что скажут российские официальные лица о результатах встречи, поскольку некоторые из их заявлений «не будут отражать истинный характер дискуссий».

Переговоры американской и российской делегаций в Женеве продлились почти восемь часов. Об их итогах журналистам рассказали вышеупомянутые заместитель главы МИД РФ Сергей Рябков и первая замгоссекретаря США Уэнди Шерман. Они выступили в ходе двух проходивших параллельно, отдельно друг от друга брифингов.

Кремль, напомним, под занавес прошлого года передал в Белый дом проект двустороннего договора о гарантиях безопасности, включив в него три ключевых требования: о нерасширении НАТО (прежде всего за счет Украины и Грузии), об отводе с территории стран, вошедших в Североатлантический альянс после 1997 года, американских сил и вооружений и об отказе от размещения в Европе ударных систем, якобы способных угрожать России. Именно вокруг обсуждения этих вопросом и крутилась довольно-таки длительная переговорная пластинка…

Как следует из заявлений Уэнди Шерман, первые два пункта США не готовы обсуждать вообще. По ее словам, Вашингтон и его союзники не приемлют того, что какая-то третья сторона выдвигает требования к Североатлантическому Альянсу. «Мы не позволим никому противоречить политике открытых дверей НАТО, которая всегда была центральной для альянса. Мы не откажемся от двухсторонней кооперации с суверенными государствами, которые хотят сотрудничать с США», - заявила она.

Что же касается второго пункта путинских «хотелок» - об отводе сил и вооружений США на позиции 1997 года - то, по словам Уэнди Шерман, вопрос о численности американских войск в Восточной Европе «на повестке дня не стоит».

А вот Сергей Рябков в ходе своего брифинга несколько раз подчеркнул: Россия считает пункт о нерасширении НАТО ключевым. По его словам, Москва настаивает на том, чтобы Альянс официально отказался от зафиксированной в заявлении Бухарестского саммита 2008 года формулы, гласящей, что «Украина и Грузия станут членами НАТО». «На предстоящем в июне саммите НАТО в Мадриде должно быть объявлено, что эти две страны никогда, никогда, не войдут в Альянс», - заявил он.

При этом, получение таких гарантий от Альянса глава российской делегации назвал «абсолютным императивом». «Нам необходимы железные, юридические обязательства, не обещания, а именно гарантии. Те страны, о которых я говорил, не должны стать членами НАТО, это вопрос национальной безопасности России», - подчеркнул замглавы российского МИДа.

Требование об отказе НАТО от «освоения территорий вступивших в Альянс государств за период после 1997 года» Рябков также назвал «неотъемлемым, неотменимым, необходимым». Как известно, после 1997 года в НАТО вступили 14 государств из Восточной Европы и Балканского региона. Представители преимущественного большинства из них более чем критично комментируют выдвинутые Кремлем ультиматумы. Например, рекордно большое количество лайков в соцсетях получил пост депутата Европейского парламента и бывшего министра иностранных дел Польши Радека Сикорского на заявление российского МИДа о том, что НАТО пытается захватить те территории, которые «осиротели после распада СССР»: «Однажды позволю себе обратиться к вам на языке, который вы хорошо понимаете. Мы не сироты, а вы – не наш отец. Вы, скорее – серийный насильник. Никто за вами не соскучится. А если попытаетесь повторить, то получите по яйцам».

Пока что Россия получила только однозначный отказ в реализации своих антинатовских прихотей.

При этом по третьему российскому требованию- о неразмещении в Европе ударных систем, способных угрожать РФ, - США, судя по всему, на компромисс согласны. В частности, из комментариев американских официальных лиц следует, что Вашингтон готов рассмотреть предложение Москвы об отказе от развертывания в Европе вооружений, ранее запрещенных в рамках Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, и в целом готов обсуждать ограничения на размещение в некоторых странах (в том числе, в Украине) ряда других ударных систем. В дополнение к этому американцы заявили о готовности пойти на взаимное ограничение масштаба и частоты военных учений и маневров в Европе, согласование мер большей транспарентности и предсказуемости военной деятельности, создание новых каналов коммуникации.

Однако это все на нынешнем этапе — не более чем переговорная почва. По итогам вчерашних многочасовых переговоров делегаций во главе с Шерман с одной стороны и Рябковым, с другой стороны лишь зафиксировали существующие позиции: Вашингтон призвал отказаться от дальнейшего наращивания российских войск около украинских границ, а Москва потребовала предоставить гарантии отказа от дальнейшего расширения НАТО. При этом весьма показательно, что Рябков несколько раз повторил, что РФ не планирует широкомасштабное наступление на нашу страну: «Россия не собирается вторгаться в Украину и таким образом, в этом нет предмета торгов. Но, да, мы крайне обеспокоены по поводу возможных намеренных провокаций со стороны отдельно Украины или совместных со странами Запада».

Замгоссекретаря США Уэнди Шерман на эти высказывания Рябкова ответила ему заочно следующим образом: «У них есть возможность доказать, что они не собираются вторгаться, деэскалировав ситуацию и вернув свои войска в казармы».

Кстати, представители росСМИ вчера несколько раз спрашивали замминистра иностранных дел РФ о том, каким будет ответ Москвы на возможный отказ Вашингтона и его союзников предоставить запрашиваемые ею гарантии. Сергей Рябков не дал четкого ответа на этот вопрос.

Вчерашняя встреча в Женеве - первый из трех саммитов по вопросам безопасности, запланированных на ближайшее время между Россией и странами Запада. Уже завтра в Брюсселе состоится заседание совета Россия-НАТО, а 13 января в Вене пройдут переговоры по линии ОБСЕ.

В понедельник, 10 января в Financial Times вышло интервью генсека НАТО Йенс Столтенберг. В нем он заявил, что с Россией можно найти политическое решение разногласий. При этом Столтенбрег призвал «надеяться на лучшее, но готовиться к худшему» – к тому, что отношения РФ и НАТО вступят в стадию конфликта. Развивать эту мысль генсек не стал, так что какой именно конфликт с Россией он не исключает – вопрос. Тем временем лондонская Times пишет о том, что ей из своих источников стали известны некоторые подробности плана возможных действий против России, который был разработан накануне переговоров в Женеве. Как пишет издание, если Кремль, несмотря на все «нет» таки вторгнется на украинскую территорию, США готовы незамедлительно ответить «жесткими финансовыми, технологическими и военными санкциями, в том числе отключением России от системы банковских платежей SWIFT, что мгновенно «положит» экономику РФ на лопатки».

Кстати, несмотря на стартовавшую серию переговоров России с Западом, до сих пор не ясно, к какому именно сроку Москва рассчитывает получить окончательный ответ на выдвинутые ею требования. Если учесть, что в 2009 году американско-российский Договор о стратегических наступательных вооружениях разрабатывался почти девять месяцев, то то очевидно, что предметно-документального переговорного итога, в ближайшем будущем ждать не приходится. Тем более, что и в Брюсселе, и в Вашингтоне уже четко дали понять, что фактический откат на 25 лет назад Запад не устроит.

Читайте также: Ряд стран НАТО анонсировали помощь Украине в связи с агрессией России – что пообещали

Ромашова Наталия

Самое читаемое