ПолитикаВласть

А тронулся ли лед: как изменились доходы министров после зарплатно-премиального скандала

17:14 12 фев 2020.  3062Читайте на: УКРРУС

Неделю назад премьер-министр Алексей Гончарук пообещал ограничить размер зарплат министров и руководителей государственных компаний. Такие намерения появились после того, как общественности стало известно о сотнях тысяч гривен премий министрам и их заместителям, а также заоблачных зарплатах топ-менеджеров государственных компаний. Чем закончились эти нововведения в Кабмине, разбиралась Lenta.UA.

Руководитель Кабмина 7 февраля заявил, что уже принято постановление правительства, по которому зарплаты министров и других высокопоставленных чиновников будут привязаны к средней зарплате в стране. «Это будет справедливо. Три-пять заработных плат - это тот объем, который мы сегодня считаем возможным платить. При этом мы упорядочили ситуацию с премиями. Не будет этого «зоопарка» - 200, 300, 400 процентов премиальных. Мы договорились, что максимальная премия будет ограничиваться одним окладом», - заявил глава КМУ.

Следует отметить, что на данный момент постановление правительства, о котором публично говорил еще неделю назад Алексей Гончарук, так и не обнародовано на сайте Кабинета министров. Зато во вторник, 11 февраля в Кабмине рассказали о январских заработках министров и их заместителей. Обнародованные цифры свидетельствуют о том, что зарплатные корректировки после скандала таки внесли. 

Читайте также: Правительство похвасталось деньгами для учителей

Итак, по итогам января самые большие зарплаты в Кабмине получили министр иностранных дел Вадим Пристайко (68 269 грн) и инфраструктуры Владислав Криклий (52 679 грн). Премьер Гончарук за прошлый месяц заработал 33 782 грн, а вице-премьер по вопросам европейской интеграции Дмитрий Кулеба – 33 841 грн.

Оклад министра развития экономики, торговли и сельского хозяйства Тимофея Милованова составил 51 903 грн, а главы МВД Арсена Авакова – 47 290 грн. Самый скромный оклад в январе у министра Кабмина Дмитрия Дубилета: 15 800 грн. Немного больше получил министр энергетики Алексей Оржель – 15 942 грн.

Впрочем, более-менее умеренные цифры только у министров. А вот их заместители снова заработали более ста тысяч. Наиболее ценным членом КМУ в январе оказался замминистра иностранных дел Сергей Кислица, который получил более 160 тысяч «чистой» зарплаты. Сразу за ним – заместитель министра социальной политики Наталья Ненюченко, которая в прошлом месяце заработала почти 129 тысяч, без надбавок и премий.

Тем не менее, январские премии министров, по сравнению с непомерными декабрьскими (от ста тысяч и выше) выглядят весьма скромно.

Например, премиальные премьер-министра составили 20 тыс грн, министров внутренних дел, энергетики, финансов, обороны, а также экономики, торговли и сельского хозяйства – 30 тысяч, руководителя МИДа – чуть более 24 тыс., министра образования 32 тыс грн., здравоохранения – немногим более девяти тысяч, а вот культуры, молодежи и спорта 40 тысяч грн.

Министр юстиции Денис Малюська получил всего 16 тысяч гривен, но ему выплатят премию в размере 67 200 грн. У разбитого премиального корыта по итогам января осталось только два министра – Кабмина Дмитрий Дубилет и инфраструктуры Владислав Криклий.

«Во всем мире зарплата высокопоставленных чиновников не выше средней и, тем более, не эквивалентна заработной плате в корпоративном секторе. Но ключевая суть всех дискуссий о зарплатах министров и других чиновников состоит в том, что Украина - это страна на этапе развития и в таких условиях есть два мотива работы в государственном секторе. Первый – это когда в госсектор идет абсолютно самодостаточный человек. Давайте, будем откровенны: с тем, чтобы нести ответственность уровня, скажем, министра, нужно быть самодостаточным человеком, который в жизни уже заработал определенный капитал. Второй мотив – показатели эффективности. Если они четко очерчены (а этого сейчас в правительстве нет), к ним можно привязывать заработную плату. При этом надо понимать, что все разговоры о том, что высокая зарплата является прививкой от коррупции – ложь. Избежать коррупции может помочь только реформированная прокуратура и СБУ», - отмечает политолог Екатерина Одарченко.

Тут надо отметить одну существенную деталь – высокие начисления – это не для всей чиновничьей вертикали. Например, начальники департаментов или главные специалисты получают максимум 15 тысяч, а потому часто ищут доходы «на стороне».  Но общая «температура по палате» такова: доходы нынешней правительственной команды в два-пять раз перекрыли те суммы, которые получали министры и их заместители в Кабмине Владимира Гройсмана. Так же заметно выросли и общие расходы на содержание чиновничьего аппарата. В частности, в госбюджете-2020 на финансирование расходов секретариата КМУ выделили почти 1,1 млрд грн, что на 25,6% больше, чем в 2019-м (848 млн грн).

И если на зарплату министров руководство Кабмина имеет прямое влияние, то с руководителями государственных компаний все гораздо сложнее. Позиция премьера – зарплаты топ-менеджеров госкомпаний должны конкурировать с частным сектором, иначе будет трудно найти квалифицированных специалистов. Алексей Гончарук говорит, что единственным инструментом воздействия на зарплаты руководителей госкомпаний является обращение к их наблюдательным советам с просьбой воздержаться от огромных премий. Но, добавляет премьер, контракты с руководителями были подписаны ранее, поэтому изменить что-то тут и сейчас правительство не может. Разводя руками, Гончарук обещает, что в будущем правительство установит ограничения премий для каждой из госкомпаний.

Отметим, что информацию о зарплате руководители госкомпаний, которые являются наемными работниками, имеют право не обнародовать. О доходах некоторых из них можно узнать из Единого государственного реестра деклараций НАПК, если они добровольно их подали. Таким образом, на сегодня самым высокооплачиваемым менеджером госкомпании является руководитель «Нафтогаза» Андрей Коболев, ежемесячный доход которого составляет более миллиона гривен. Согласно декларации о доходах, руководитель «Укрзализныци» Евгений Кравцов, которого недавно уволили с должности, получал около 900 тысяч гривен без всевозможных доплат и премий. Руководитель «Энергоатома» Юрий Недашковский – более 600 тыс гривен, гендиректор «Укрэнерго» Всеволод Ковальчук – более 510 тысяч гривен ежемесячно.

Глядя на эти баснословные цифры, у рядового гражданина возникает закономерный вопрос: откуда такие зарплаты у руководства госкомпаний, многие из которых являются де-юре убыточными, и кто их, собственно, устанавливает?

Зарплаты руководителей государственных компаний – это фиксированная ставка + доплаты и премии, которые устанавливают наблюдательные советы, в которые входят бизнесмены и общественные деятели, в том числе иностранные.

Наблюдательный совет также устанавливает критерии эффективности компании, за которые выплачивается вознаграждение. Так произошло, например, когда совет «Нафтогаза» после победы в Стокгольмском арбитраже над «Газпромом» проголосовал за выплату правлению компании бонусов в $4,5 млн – 1% от суммы, которую российская компания должна оплатить Украине.

Независимые наблюдательные советы появились в 2016 году, когда парламент принял изменения в закон «Об управлении объектами государственной собственности». Ключевая цель такого «ноу-хау» - обезопасить госкомпании от политического влияния и коррупции. Удалось ли обезопасить — вопрос риторический…

«Уверен, зарплаты руководителей государственных предприятий – это не те критические цифры, из которых надо делать скандал. Надо смотреть на суммы, которыми пополняется государственный бюджет», - заявляет руководитель совета компании «Укргидроэнерго» Валентин Гвоздий.

Действительно, вполне логично, что при эффективном администрировании «топам» необходимо платить солидные вознаграждения. Ключевое здесь – эффективные. У нас же, надо говорить откровенно, министерства крайне неэффективны, несмотря на «раздутый» штат, а госкомпании и госпредприятия, о чем свидетельствует открытая статистика – сверхубыточные.

Парадоксальность ситуации заключается в том, что большинство инициатив Зе-команды на уровне Кабмина и парламента направлены на усиление фискального давления на налогоплательщика, чтобы... получить возможность платить своим неэффективным менеджерам еще больше. В итоге, небольшая группа «избранных» открыто получает доходы больше, чем европейские чиновники на сопоставимых должностях…

Наталия Ромашова

Читайте также: «Золотой парашют» Коболева и платежки Гончарука: чем закончится война за «Нафтогаз»

Крижак Дмитрий

Самое читаемое