ПолитикаМеждународные отношения

Венгерский чардаш под кремлевскую дудку: почему Будапешт отказывается от транзита газа через Украину

14:47 29 сен 2021.  3989Читайте на: УКРРУС

В и без того не безоблачные отношения официальных Киева и Будапешта ударила новая «молния» - энергетическая. Причиной стало заключенное соглашение венгерской власти с российским «Газпромом» по поставкам голубого топлива в обход Украины. Действительно ли новый контракт нарушает транзитные права нашей страны и чем завершится данный экономический конфликт с явным политическим привкусом — в материале Lenta.UA.

На днях венгерская компания «MVM CEEnergy Ltd» и российский «Газпром» заключили долгосрочный контракт на поставку природного газа. Согласно задокументированным договоренностям, суммарный объем поставок – 4,5 млрд кубометров в год в течение последующих пятнадцати лет. При этом 3,5 миллиардов кубов ежегодно будут поступать через новый газопровод Венгрии с Сербией (по сухопутному продолжению второй нитки магистрального газопровода «Турецкий поток»). Еще один миллиард кубометров в год Венгрия будет получать по маршруту из Австрии. Соглашение вступит в силу уже 1 октября, а его условия могут быть скорректированы аж через десять лет.

Энергетический шаг Будапешта украинские чиновники восприняли, мягко говоря, в штыки. «Яркий пример политики Кремля в отношении Украины – как только появляется техническая возможность обойти Украину при транзите газа, «Газпром» запускает газ через более длинные, но собственные транзитные газопроводы», - возмутился председатель «Оператора ГТС Украины» Сергей Макогон. По его словам, техническая достройка газопровода «Северный поток-2» создает «критические риски» с точки зрения перспектив продления украино-российского контракта по транзиту газа в Европу после 2024 года, а текущее соглашение РФ с Будапештом может и вовсе привести к полной остановке транзита в Венгрию через Украину.

Читайте также: Кремль сам себя загнал за «красные флажки» в отношениях Украины и НАТО - США

Волну негодования подхватили и в отечественном МИДе. «Считаем это (заключение газового контракта Будапешта и Москвы - ред.) исключительно политическим, экономически необоснованным решением, принятым в угоду Кремля и в ущерб национальным интересам Украины и украинско-венгерским отношениям», -  отметили во внешнеполитическом ведомстве. В Министерстве иностранных дел также объявили о переносе сроков заседания Совместной межправительственной украинско-венгерской комиссии по вопросам экономического сотрудничества, которое должно было пройти 29–30 сентября в Будапеште. Глава МИДа Дмитрий Кулеба назвал шаг Венгрии «ударом», а его венгерский коллега Петер Сийярто заявил, что резкие заявления, звучащие со стороны Киева - это… «попытка вмешательства во внутренние дела Венгрии». Соглашение с «Газпромом», сказал он – вопрос «безопасности, суверенитета и экономики, а не политики». «Мы покупали газ в России, мы это делаем последние 45 лет. Маршрут поставки решается не нами, а Россией», - резюмировал Сийярто.  

С тем, чтобы обсудить возникшие конфликтные нюансы в отношениях двух стран вчера в венгерский МИД пригласили украинского посла в республике Любовь Непоп. В ведомстве Кулебы ответили зеркально, вызвав для беседы венгерского посла в Киеве Иштвана Ийдярто.

«Вероятных конкретно очерченных переговорных результатов не может быть по определению, поскольку посол Венгрии, при всем уважении, в этой истории не более чем пешка, от которой не зависит ровным счетом ничего. Он (господин Ийдярто – ред.) пытается лишь оправдываться – дескать, строительство «Турецкого потока» изначально предполагало, что он пройдет из Турции в Болгарию, Сербию и Венгрию, что априори подразумевало переключение поставок российского газа в эти страны на новый маршрут. Но ведь все мы прекрасно понимаем, что в данном случае речь идет не только и не столько об экономике, хотя этот вопрос стоит во главе угла. Речь о том, что Кремль, широко и нагло используя свои энергетические возможности пытается рассорить Украину со всеми соседями», - отмечает в беседе с Lenta.UA источник в МИДе.

Он отдельно подчеркнул, что действующий транзитный контракт между Украиной и газовым монополистом РФ обязывает «Газпром» оплачивать 40 миллиардов кубометров мощностей по прокачке газа в год, вне зависимости от того, сколько де-факто попадает в нашу трубу.

«То есть в случае, даже если компания господина Миллера («Газпром» - ред.) переведет объемы для Венгрии на «Турецкий поток», это на его платежах Украине никак не отразится. Но тут есть еще масса моментов, касающихся общепринятых правил игры на энергетическом рынке, поэтому некоторые вопросы требуют уточнений независимых «арбитров», - резюмирует наш собеседник из дипведомства.  Нюансы, о которых он говорит, уже «всплыли» в публичной плоскости. Из-за нового газового соглашения Будапешта и Москвы, Украина апеллирует с призывом об урегулировании ситуации к Еврокомиссии для оценки соглашения на соответствие законодательству ЕС в области энергетики. В Брюсселе, кстати говоря, откликнулись предельно оперативно. Еврокомиссар по вопросам энергетики Кадри Симсон провела переговоры с министром энергетики Украины Германом Галущенко и по итогам беседы написала в своем Twitter, что Киев может «рассчитывать на поддержку ЕС в области энергетической безопасности». Вскоре после абстрактного месседжа госпожи Симсон представитель Еврокомиссии Тим Макфи сообщил, что «уже попросил коллег проверить последствия контракта».

Тут крайне важно отметить, что согласно внесенным в 2017 году в газовую директиву ЕС поправкам, Еврокомиссия вправе проверять новые крупные газовые контракты на их соответствие целям по энергобезопасности. То есть, с подачи ЕК у Будапешта и Москвы теоретически могут возникнуть проблемы в части практического выполнения только что заключенного соглашения. Однако с учетом того, что ЕК не называет никаких дедлайнов, проверочно-оценочная «песня» может длиться предельно долго. Судя по риторике, которая звучит с кремлевских колоколен, у Путина это тоже понимают. «Ничьи права здесь не нарушаются. Никакие нормы международной торговли здесь не нарушаются, - заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. - Абсолютно нет никакого места для критики и, конечно, не должно быть места ни для каких истеричных реакций».

На самом деле истерично-цинично действовала Россия, которая, фактически шантажируя отдельные страны, искусственно взвинтила цены на газ, которые только за лето выросли более чем в два раза, а 28 сентября превысили $1 тыс за тысячу кубов. С учетом того, что СП-2 еще даже не запущен, в Киеве, и надо сказать, небезосновательно, опасаются, что Nord Stream-2 является угрозой прекращения транспортировки газа через Украину.

«А это (потеря статуса страны-транзитера - ред.) будет означать значительно более высокий риск полномасштабного военного вторжения Российской Федерации. Поэтому мы рассматриваем вопрос транзита через Украину и сохранения физических объемов транзита как один из предохранителей», - заявляет глава «Нафтогаза» Юрий Витренко.

Впрочем, не только в НАКе, но и на Банковой, а также в Кабмине не единожды говорили об угрозах безопасности не только для нашей страны, но и для всей Европы - по меньшей мере в энергетике, когда львиную долю газа туда будет поставлять один поставщик одним путем. А история с новым российско-венгерским газовым контрактом еще до запуска пресловутого СП-2 лишний раз показывает, что у России «тормоза» отсутствуют как вид.

И если с РФ все предельно ясно, то к Венгрии есть вопросы. Ключевой состоит в том, не нарушает ли газовое соглашение Будапешта с Россией принципы подписанного еще в 1991 году договора об основах добрососедства и сотрудничества двух стран? Хочется верить, что в отечественном МИДе этот вопрос будут задавать венгерским коллегам на всех уровнях контактов.

Кстати, они – межгосударственные коммуникации Киева и Будапешта – остаются напряженными с сентября 2017 года, когда в Украине был принят закон «Об образовании», якобы ограничивающий использование языков национальных меньшинств. С тех пор МИД Венгрии продолжает последовательно блокировать заседания комиссии Украина-НАТО. Еще больше отношения обострились во время местных выборов в октябре 2020-го, когда Петер Сийярто открыто призвал венгров Закарпатья поддержать политическую силу «Партия венгров Украины».

Тем не менее, начиная с мая нынешнего года напряженность между странами снижалась. По итогам недавних переговоров в Братиславе с Дмитрием Кулебой глава МИД Венгрии заявил, что в отношениях «достигнут прогресс, который дает повод для осторожного оптимизма».

В конце июля Петер Сийярто посетил Украину и побывал на Донбассе, а 23 августа президент Венгрии Янош Адер принял участие в инаугурационном саммите «Крымской платформы», где указал, что разделяет боль украинцев по поводу аннексии полуострова.

Впрочем, за ширмой этих дружественных заявлений кроются вполне реальные шаги. Например, именно Венгрия – единственный член НАТО, не подписавший декларацию о признании России стороной конфликта на Донбассе. Более того, Будапешт, пользуясь своим статусом члена Евросоюза и Североатлантического Альянса, годами шантажирует Украину замедлением ее интеграции в данные организации. К слову, во многом по этой причине, как говорит наш источник в МИДе, с учетом приближения саммита «Украина-ЕС», который, напомним, состоится 12 октября, Киев не делает слишком уж резких выпадов касательно газового соглашения Будапешта и Москвы. Возможно, эта осторожность в определенной мере оправдана. Но вместе с тем не стоит забывать и об углубляющемся конфликте из-за упадка демократии и верховенства права в Венгрии правительства Виктора Орбана с Брюсселем. То есть, ответственным за геополитическое направление отечественным чиновникам во всяком случае можно попытаться, используя данный благоприятный для нас момент, немножко остудить пыл венгерского руководства, которое привыкло любую конфронтацию с Украиной использовать в качестве «калорифера» в отношениях с Кремлем.

Возвращаясь же к новому газовому контракту Будапешта и Москвы следует отметить, что   венгерский транзит составляет около 10% общего транзита газа через Украину в год, предусмотренного на 2021-2024годы объема прокачки в 40 млрд куб. Ожидаемые потери венгерского транзита для Киева после 2024-го, по подсчетам экспертов, могут составить порядка $200 млн в год. Цифра в целом не существенная, тогда как политические игры Венгрии с Кремлем несут куда более весомые угрозы.

Кстати, все мантры венгерских руководителей о том, что в контракте с «Газпромом» политика отсутствует как вид, не выдерживают никакой критики. Судите сами. Сейчас поставки газа в Венгрию осуществляются по двум направлениям – через Берегово на украинско-венгерской границе и Баумгартен на словацко-австрийской. Очевидно, что нынешний прямой маршрут РФ-Украина-Венгрия, является наиболее коротким и выгодным для Венгрии, поэтому сам контракт с российским газовым монополистом стоит рассматривать под призмой, скажем так, настойчивого лоббизма со стороны РФ и ответной венгерской «мягкотелости».

Читайте также: Украина заставит Россию заплатить высокую цену за продолжительную агрессию, - Кулеба

Ромашова Наталия

Самое читаемое