ЭкономикаПромышленность

Стратегические ресурсы государства оказались в руках совладельца торговой сети АТБ: на что рассчитывают власти

18:00 11 май 2019.  27847Читайте на: УКРРУС

Крупные месторождения графита, лития, бериллия и урана переданы несистемным посредникам, которые никогда ранее не работали в цветной металлургии, и явно ориентированы на будущую перепродажу активов.

В самый разгар президентских выборов, 23 апреля, украинские власти провели торги по продаже крупных государственных месторождений редких металлов и материалов. Это два месторождения бериллия и циркония в Житомирской области (Пержанское и Ястребецкое), а также Завальевское месторождение графита в Кировоградская области. Владельцами всех этих лицензий соответственно стали ООО «Пержанская рудная компания», «Днепро-торг-инфо» и «Горнодобывающая компания Украины» (ГКУ). Последняя на этом же аукционе так же выторговала права на Юрьевский участок месторождения титано-апатитовых руд.

Кто успел на распродажу

До нынешних торгов, Завальевское месторождение принадлежало компании «Графитинвест», капитал которого формировал менеджмент ТОВ «Завальевский Графитовый комбинат». А до них, на протяжении почти двух десятилетий, месторождением и комбинатом управляло украино-российское ООО «Национальный Центр по развитию атомной энергетики», входившее в холдинг российской корпорации «Магнезит». Корпорация принадлежит канадцам Эдуарду Шифрину и Александру Шнайдеру, зятю израильского химико-металлургического трейдера Бориса Бирштейна. Последний в конце 1990-х был работодателем экс-премьер-министра Евгения Марчука в компании «МАПФГ Украина», и имел определенную известность на рынке экспорта черных металлов и удобрений из Украины.

За исключением нового владельца украинских горных графитовых запасов (компании ГКУ), большинство победителей апрельского тендера входят в орбиту бизнесмена Романа Дружбина, которого отечественная пресса называла в числе бывших деловых партнеров главы МВД Арсена Авакова по нефтегазовому бизнесу. С января этого года, в государственных органах регистрации имущественных прав Дружбин значится владельцем 85% учредительных долей в компании «АЭСУ Атомные Энергетические Системы Украины» Геннадия Буткевича (совладельца торговой сети АТБ). Другими совладельцами АТБ являются дальний родственник Юлии Тимошенко Виктор Карачун, а также Евгений Ермаков – владелец металлургических заводов «Оскар» (Никополь) и «Днепропресс» (Днепр).

В начале 2019 г, принадлежащий партнеру Буткевича «Днепропресс» вошел в число перспективных подрядчиков государственной корпорации НАЭК «Энергоатом». Завод прошел сертификацию, и принялся вытеснять с украинского рынка реакторного оборудования российские компании. В частности, он претендует на поставки круговых портальных кранов реакторной зоны, перемещающих ядерное топливо и другого спецоборудования. Партнерская заводам Ермакова компания «АЭСУ», в свою очередь, летом 2018 г заключила соглашение с известной американской инжиниринговой компании Holtec International.

В краткосрочной перспективе соглашение охватывает сферу поставки сырья и материалов для производства контейнеров для радиоактивных отходов. В долгосрочной перспективе, стороны заявили о совместных усилиях по продвижению на украинский рынок американских малых модульных атомных реакторов модели SMR-160. Эти мини-реакторы расширяют для нашей страны выбор вариантов неминуемого переоснащения АЭС, которое придется проводить в ближайшие десять-пятнадцать лет.

Мини-ректоры могут стать дополнением, или вообще полной альтернативой доминирующим в нашей стране реакторам производства РФ, а также новым для Украины атомным установкам КНР, США, Канады и Франции. Несмотря на горячие украинские декларации лояльности в период 2005-2010 годов, все эти производители так и не смогли пробиться сквозь российский технологический «занавес» над Украиной.

С появлением новых моделей мини-реакторов на мировых рынках, ситуация стремительно меняется. И главным катализатором активности в сырьевом секторе украинской цветной металлургии становится новая волна конкурентной борьбы, которая разгорается за весьма перспективный рынок нашей страны. Ведь государств, в которых АЭС производят каждый второй киловатт электроэнергии, в мире слишком мало.

Фавориты сезона

Апрельские торги редкометалльными ресурсами государства – это завершение двухгодичного сезона распродаж. Ажиотаж начался после ухода правительства Арсения Яценюка, с кем в украинской власти мало кто хотел делится, и бурно разгорелся в эпоху Владимира Гройсмана. Больше всего украинская пресса шумела о трех продажах этого эпохального сезона.

Первая из таких резонансных сделок – выдача в 2017 г спецразрешения на Полоховское месторождение лития в Кировоградской области. Его получила компания «Укрлітійвидобування». Если верить прессе, по состоянию на конец 2018 г ее контролировали народный депутат Вадим Новинский и Игорь Воронов из группы компаний Дмитрия Фирташа. Второй договор – продажа Госгеонедрами Украины в марте 2018 г прав на разработку Шевченковского месторождения литиевых руд в Донецкой области, выданная на 20 лет. Права на запасы получила компания «Петро-Консалтинг». Она основана физлицами- посредниками, которые имеют одинаковый номер телефона с фирмой «Чарівний маєток» киевлянина Игоря Игнащенко. В ряде расследований прессы и силовых структур, Игнащенко фигурирует как инвестиционный партнер Игоря Гладковского, сына бывшего зама секретаря СНБО Олега Гладковского. Всех троих СМИ относит к менеджменту народного депутата Игоря Кононенко, делового партнера уходящего президента Петра Порошенко.

И третья нашумевшая событие – завершившаяся в этом году судебная передача прав на разработку 4-х крупных месторождения урана в центре нашей страны. В начале 2019 г их получила все та же компания АЭСУ. В группу входят два месторождения урана на севере Николаевской области, которые расположены в ареале работы Южно-Украинской АЭС (Сафоновская и Михайловская площади), а также два месторождения урана в Днепропетровской области (Сурская и Новогуровская площади).

Широкий экспортный потенциал

Спрос на продукцию украинских месторождений ежегодно растет, и сокращаться не собирается из-за высоких темпов научно-технического прогресса. Бериллий среди других редких металлов больше всех остальных востребован на специфических рынках – в авиаракетной, лазерной и атомной промышленностях. На эти отрасли приходится не менее 40% всего мирового спроса на этот металл. Остальная часть приходится на бытовую электронику, химию и оптику.

Крупнейшими потребителями лития является стекольная промышленность и производители аккумуляторных батарей. На эти секторы приходится примерно 70% и 20% общих продаж металла. Но самый высокодоходный сегмент потребления лития формируют корпорации атомной и оборонной промышленности. Этот сегмент потребления в Украине слабо развит, а в мире он занимает 10-12% общего спроса. В оборонном машиностроении, литий используется для сплавов авиаракетной промышленности. В атомной промышленности литиевые эмали незаменимы для предприятий-эксплуатантов хранилищ отработанного ядерного топлива.

Ранее Украине приходилось платить РФ ежегодно более $240 млн за покупку сервиса российских централизованных ядерных хранилищ. После начала строительства ЦХОЯТ-1 (хранилище отработанного ядерного топлива) в зоне ЧАЭС в 2018 г, наша страна стала на путь полного отказа от импорта этих услуг из России. Соответственно, в этом секторе украинской атомной промышленности сформировался дополнительный спрос на литий. Пока что, он покрывается за счет импорта материалов у американской Holtec International, которая, собственно, и строит ЦХОЯТ-1.

В мировой военной промышленности, производные ядерного лития служат как один из ключевых элементов термоядерных боезарядов (водородных бомб). Так же спрос на литий формируют предприятия- владельцы экспериментальных термоядерных реакторов и установок, лаборатории ядерных ускорителей, а также компании-разработчики военно-промышленных жидкосолевых реакторов.

Более 70% мирового и украинского потребления циркона приходится на производство стеклокерамики и черных металлов. Но самым дорогим покупателем продукции из этого металла является атомная промышленность. Она использует большинство потребляемого циркония для производства труб и несущих решеток топливных сборок ядерного топлива для АЭС. Эта часть рынка циркония занимает не более 7-12% всего спроса, но цены этого сегмента в десятки раз выше остальной части рынка. В настоящее время, Украина только стремится к производству циркониевых труб и решеток топлива, выпуская лишь стальные хвостовики и головки топливных сборок. Украинский монополист по их производству – ГП «Атомэнергомаш», работающее в Энергодаре (Запорожская обл.).

Более 50% потребления графита – использование сырьевых компонентов для цветной и черной металлургии (флюсы), нефтепереработки (смазки), химии и электротехнической промышленности (электроконтакты). Но самые высокие мировые цены графитовой продукции приходятся на более узкий сектор атомной и оборонной промышленности. Именно они покупают самую дорогую графитовую продукцию и подогревают общие цены – 30-35% спроса формируют компании-производители регулирующих стержней активной зоны атомных реакторов, производства замедлителей для уран-газовых и уран-графитовых атомных установок, а также – производители композитных материалов для судо- и авиаракетостроения. Так же в мире стремительно растет число углекомпозитных фабрик из-за бума технологии 3D печати.

Узкий внутренний спрос

Все работающие на сегодня в Украине типы атомных реакторов водо-водяные, и они имеют минимум графитовых и бериллиевых компонентов. В то же время, эти два конструкционных материала играют ключевую роль в титульном на сегодня украино-американском атомном проекте  -- источнике быстрых нейтронов в Харькове, который считается самой новой ядерной установкой в нашей стране. Речь идет о построенной в 1997 г ADS-системе (Accelerator Driven Systems) Национального научного центра ХФТИ. По своему принципу система использует уран высокой (военной) степени обогащения. По конструкции, установку условно можно назвать графито-бериллиевой. Вакуумплотная бериллиевая фольга служит внутренним отражателем этой ADS-системы, а углеграфит формирует многотонный внешний отражатель ее корпуса.

В прошлом году ХФТИ получил статус третьего в Украине эксплуатанта энергетических ядерных установок, и стал в один ряд с такими продавцами атомной электроэнергии, как НАЭК «Энергоатомом» и Киевский Институт ядерных исследований.

Разрешение на строительство установки в Харькове было получено еще в 2013 г, но ХФТИ добилась допуска на погрузку топливных кассет в бассейн выдержки акселератора только 12 апреля 2019 г. Отметим, что Государственная инспекция ядерного регулирования (ГИЯР) в 2012-13 годы оперативно выдало ХФТИ лицензию на строительство установки ADS, но затем семь лет затягивало выдачу двух отдельных допусков на ее физический экспериментальный пуск, и на начало опытно-промышленной эксплуатации. Как заявило прессе ГИЯР, причина в том, что за это время только четыре человека персонала ХФТИ прошли необходимые процедуры получения персональных лицензий. Других причин того, почему так долго тормозиться ведущий атомный проект между Украиной и США, ведомство прессе не называло.Впрочем, ГИЯР возглавляет Григорий Плачков, сын главы Набсовета «ДТЭК Киевэнерго» Ивана Плачкова. Они вместе с Ринатом Ахметовым и другими акционерами «Киевэнерго» относятся к газово-угольному лобби в украинской энергетике, которое исторически противостоят отечественной атомной технократии.

Зачем нужны атомные батарейки

Описание перипетий с харьковским проектом ADS необходимо для понимания, что на кону украино-американского проекта стоит время, выигранное атомным машиностроением Украины у конкурентов. Более точно, выигрыш состоит в том, что пока еще не запущенный акселератор в Харькове – единственная в мире подкритическая ядерная установка выше нулевой мощности, которая способна выдавать электроэнергию в 300 кВт. Все остальные имеющиеся в мире немногочисленные ядерные акселераторы только потребляют электроэнергию. В США лидером подкритических систем является коммерческий проект Tera Power Билла Гейтса с выдачей 300-400 мВт и планом запуска только в 2025 г. Европейский консорциум Myrrha планирует запустить для ЕС одноименную ADS-систему с мощностью выдачи электроэнергии 200 кВт не ранее 2030 г. В 2024-2028 гг КНР развернет Venus III с с выдачей электроэнергии мощностью 600 кВт.

В долгосрочной перспективе энергетические установки ADS могут стать новым видом серийных промышленных мини-реакторов для АЭС. В краткосрочной – ADS – производитель промышленных радиоизотопов. Кроме традиционного применения в медицине, металлургии и строительстве, изотопы служат топливом для портативных «атомных батареек». Так пресса называет радиоизотопные термоэлектрические генераторы MMRTG. Сегодня это незаменимый источник питания для спутникового зондирования дальнего космоса, который используется для всех современных звездных миссий, от Cassiny до Curiositу. Но из-за эскалации холодной войны между РФ и НАТО, в ближайшем будущем «атомные батарейки» лавинообразно расширят сферу своего применения и станут незаменимым источником питания для подводных дронов, мини-подлодок и для тяжелых военных ударных беспилотников БПАК.

Что подогревает ажиотаж

Цены урана и конструкционных редких металлов на мировых рынках в последние годы растут – спрос на эти материалы в последние годы начал расти как у специфических секторов промышленности, так и у производителей товаров массового потребления.

В украинском измерении, к этому глобальному ценовому повороту в металлургии редких металлов добавились и сугубо внутренние причины. Прежде всего, это набирающий обороты выход нашей страны из-под эксклюзивного российского технологического влияния. Оно ориентировало Украину на российский импорт, и тормозило развитие собственного сырьевого сектора украинской цветной металлургии.

В последние годы, эти перемены начали привлекать к технологически сложным производствам редких металлов все больше местного частного капитала. За исключением нескольких самых крупных олигархов, бизнес в предыдущие годы был в основном безразличен к этому сектору украинской экономики. Поэтому можно считать, что закрывшийся с выборами новой украинской власти двухлетний сезон распродаж горнорудных запасов, это только начало всплеска деловой активности.

Пока же власть пристроила стратегические ресурсы государства -- крупные украинские месторождения графита, лития, бериллия и урана в руки несистемных посредников, которые никогда не работали в цветной металлургии ранее, и явно ориентированы на будущую перепродажу активов. А продадут их либо российскому капиталу с регистрацией в других странах, либо специализированным транснациональным корпорациям.

Андрей Старостин, специально для Lenta.UA

Заставочное фото: УНИАН

 

Денисенко Валерий

Самое читаемое