КультураЛитература

В США умерла автор суперпопулярного романа-бестселлера 90-х годов

10:50 08 янв 2020.  5610Читайте на: УКРРУС

Элизабет Вурцель скончалась в возрасте 52 лет.

Молодежь – непростой читатель. Иногда у нее становятся культовыми книги, обладающие несомненными литературными достоинствами – как, например, «Над пропастью в ржи» Сэлинджера. А иногда – просто, что называется, «попавшие в нерв эпохи». Автобиографическая «Нация прозака» Элизабет Вурцель, которую она написала в возрасте 27 лет – из их числа. В 2001-м году книгу экранизировали, но фильм, где страдающую депрессией главную героиню играла повзрослевшая Кристина Риччи из «Семейки Аддамсов»,  не выпустили в прокат (он вышел на кабельном телевидении и DVD). Скорее всего - из-за его тематики, но лента действительно вышла слегка запутанной и очевидно слабой.

Трудно даже сказать, была ли Элизабет Вурцель по-настоящему профессиональным писателем, если под этим определением подразумевать авторов, пишущих о мире вокруг них. Вурцель всегда писала только о себе и на основе своего личного опыта. Со временем это начало раздражать рецензентов настолько, что, как пишет The Gardian, когда в 2001-м году вышла ее третья книга, где Элизабет рассказывала о своих кражах в магазинах и очередной лекарственной зависимости, журналист этого издания назвал этот сборник эссе «доведением об абсурда жанра эгоизма» и «мемуарами того, кому нечего рассказать».

Элизабет Вурцель в молодости. Фото: Detroit News

Элизабет была типичным ребенком из среды нью-йоркской богемы. Свою первую «книгу» она написала в 6 лет, а лечиться от депрессии начала в 11-летнем возрасте. Далее ее поездки в летние лагеря чередовались с визитами к психиатру. Затем она поступила в суперпрестижный Гарвардский университет, где познакомилась с сексом (кстати, она была в молодости, как видно по фото, хорошенькой), а заодно училась на факультете журналистики. Первое в итоге вылилось в исповедальную прозу «Нации прозака», а второе – в работу музыкальным критиком в самом уважаемом среди американской интеллигенции журнале «Нью-Йоркер».

«Нация прозака», которая вышла в свет в 1994-м году и стала бестселлером, была, по выражению The Gardian, комбинацией самоанализа и самолюбования. «Нью-Йорк таймс» назвала ее автора «Сильвией Плат с эго Мадонны». (Сильвия Плат – выдающаяся американская поэтесса, покончившая с собой в возрасте 30 лет, классик литературы США). Затем в 2001-м году вышла вторая исповедальная книга Вурцель «Дрянь: похвала трудным женщинам», которую та же «Нью-Йорк таймс» хотя и оговорками, но похвалила. Ну а третью книгу, написанную по тем же рецептам, что и две предыдущих, критики уже разгромили.

А Вурцель продолжала писать, поскольку ее жизнь давала для этого все новые поводы. Писала о семейной жизни, о старении, о том, что уже взрослой узнала, что ее отцом был не тот человек, которого она таковым считала и ненавидела (вся «Нация прозака» построена на том, что депрессия главной героини возникла оттого, что ее отец ушел из семьи, когда она была совсем еще маленькой). Наконец - о раке грудной железы, который у нее обнаружили, и от которого она, когда он дал метастазы, скончалась.       

Тут бы, конечно, положено назвать ее жизнь трагической – но, с другой стороны, сколько женщин в ее возрасте и даже раньше умирают от рака, так не изведав ни богатства, ни славы, ни бурных увлечений. У Элизабет Вурцель всё это было.    

Заставочное фото: LiFO

Сергей Семенов

Самое читаемое