КультураАрхитектура

В Париже задрапировали тканью Триумфальную арку: горожане восторгаются и возмущаются

10:05 14 сен 2021.  2980Читайте на: УКРРУС

С работами Христо никогда не было иначе.

Год назад в статье на смерть на 84-м году одного из самых необычных художников нашего времени Христо Явашева, мы уже рассказывали о нем.  На Западе, куда Явашев сбежал из Болгарии еще в 1956-м году (поехал из Софии в Прагу, а дальше нелегально пересек границу с Австрией), его знали как Христо или, по другой транскрипции, как Кристо - для западного уха «Явашев» звучит непривычно, да и сам Христо всегда говорил, что никогда не вернется в Болгарию, хотя та отреклась от своего коммунистического прошлого и стала членом Евросоюза. 

Вообще, в Христо было необычно всё. С точки зрения зрителя это, конечно, в первую очередь, его проекты – оборачивание километрами ткани архитектурных и природных объектов. На самый знаменитый из них, берлинский рейхстаг, ушло 10 тысяч квадратных метров ткани, которую привязали к зданию 8 километрами канатов. И тут надо уточнить – на самый знаменитый до недавнего времени, так как вполне возможно, что теперь пальму первенства у берлинского проекта отнимет завернутая в материю парижская Триумфальная арка. Об окончании работ над этим сообщает francetvinfo.fr.

На «оборачивание» парижской Триумфальной арки ушло в два с половиной раза большей тканей, чем на берлинский рейхстаг, но меньше, чем в Австралии, где по проекту Христо покрыли материей 2,4 км скал, для чего понадобились 53 км канатов. (Христо «оборачивал» и природные объекты, благодаря чему посмотреть на них специально ездили туристы – причем в количестве, измеряемом сотнями тысяч).

Фото: Pinterest

Зачем он это делал? По поводу Триумфальной арки, проекта, который он задумал еще за два года до своей смерти, Христо объяснял это так: «Когда подует ветер, складки начнут двигаться и арка станет живой, с переливами света». Естественно, что парижане, которые видят подготовку к окончанию такого проекта, относятся к нему по-разному. Но они не знают, что Христо нельзя упрекнуть в самом главном – он никогда не брал на свои проекты ни копейки ни у властей, ни у спонсоров. И вот это, возможно, самое необычное.

Мост Пон-Неф. Фото: Pinterest

Так, обернутый в 1985-м году мост Пон-Неф в том же Париже обошелся ему и его верной помощнице и жене Жанне-Клод де Гиейбон, занимавшейся деловой стороной проектов, в $4 млн. Но и это намного меньше по сравнению с тем, скольких расходов потребовал проект с Триумфальной аркой - €14 млн. Для того, чтобы заработать такие деньги, семейная пара продавала «обычные» работы, которые Христо создавал в промежутках между своими проектами. А таких промежутков было много, так как иногда получение разрешения от властей на такие проекты занимало долгие годы. Кроме того, годы уходили и на создание проектов сначала на бумаге, а потом на компьютере и в моделях – Христо считал этот этап творчества таким же важным, как и воплощение проектов в реальном пространстве.

Христо за проектом. Фото: Pinterest

Однако времена меняются, и уже даже друзья покойного художника, как, например, Карло Рати, как сообщает francetvinfo.fr., призывают отказаться в будущем от подобных проектов. Мол, текстильная индустрия несет ответственность за 10% глобальных выбросов углерода, а на проект ушло 25 тысяч квадратных метров ткани.

Полностью работы будут завершены 19-го сентября, но уже скоро начнутся снова - ткань должна быть снята после 3 октября.    

Заставочное фото: задрапированная Триумфальная арка Twitter 

Сергей Семенов

Новости

Самое читаемое