КультураКинематограф

«Уотергейт»: 8 сентября 1974 года в США президент Форд помиловал бывшего президента Никсона

09:20 08 сен 2020.  533Читайте на: УКРРУС

«Уотергейтский скандал» получил широкое и не всегда точное отражение в искусстве.

Слово «импичмент» не так давно часто мелькало в прессе в связи с попытками представителей Демократической партии в США во власти организовать его для Дональда Трампа. В связи с этим вспоминали успешное завершение такой же процедуры в связи с «уотергейтским скандалом» (обнаружение прослушки в офисе Демократической партии в отеле «Уотергейт») в отношении президента Ричарда Никсона, хотя, строго говоря, импичмент не был доведен до конца. Никсон подал в отставку еще перед голосованием в Сенате, исход которого был предрешен – тогда против президента были настроены даже сенаторы-республиканцы, чего почти не было в случае с Трампом. И пошел бы под суд, если бы не помилование его президентом Фордом, которое не было, как можно подумать, обязательным ритуальным жестом в этой ситуации. Сам Форд после считал, что это решение обернулось для него проигрышем в следующей президентской кампании.  

Всё это было тем более впечатляющим, что менее, чем за два года до этого, Никсон, идя на второй президентский срок, выиграл выборы с одним из самых больших преимуществ в истории США. Книг и фильмов о нем не так уж много, и самой лучшей в плане художественного воплощения является лента «Фрост против Никсона» - экранизация 2008-го года одноименной пьесы, которая вышла двумя годами ранее. Пьеса, в свою очередь, базировалась на книге журналиста Дэвида Фроста, который интервьюировал Никсона в 2004-м году.

Но главными, если говорить о журналистах, героями всей этой истории стали два корреспондента The Washington Post Боб Вудворт и Карл Бернштейн, которые на всем протяжении расследования «уотергейтского скандала», именуемого обычно для краткости «Уотергейт», своими публикациями не давали этому процессу затихнуть. Сейчас, много лет спустя, кажется, что не могло и быть иначе – но это не так. Ведь сначала осведомитель, который получил прозвище «Глубокая глотка» и вёл Вудворта и Берштейна по следу, связался с другой газетой, но там предпочли отказаться от рискованных публикаций.

Книга Вудворта и Бернштейна «Вся президентская рать» (отсылка к роману Роберта Пена Уоррена) стала в США бестселлером №1 еще до отставки Никсона, а в 1976-м году по ней был снят одноименный фильм. (Часто пишут, что он получил четырех  «Оскаров», не упоминая, что не самых главных – например, одна из наград была за звук). Фильм до сих пор остается главным источником для тех, кто хочет что-то узнать о роли журналистов в «Уотергейте» и вообще главным примером журналистского расследования.

Однако на самом деле в нем есть одна главная ошибка, которая не меняет реального сюжета в буквальном смысле, но всё же очень важна. Сотрудникам The Washington Post Вудворту и Бернштейну, когда они начали писать об «Уотергейте», было, соответственно, 29 и 28 лет – возраст, когда журналисты понимают, что это расследование может возвести их на вершину славы и будущей карьеры (что и случилось в реальности). Режиссер же «Всей президентской рати» Алан Пакула пригласил на их роли Роберта Редфорда и Дастина Хоффмана, бесспорных голливудских суперзвезд того времени, которым было во время выхода фильма на экраны, соответственно, 40 и 39 лет. А это просто другая возрастная категория в журналистике – как если бы, например, в фильме о боксе роли двух чемпионов из легкой весовой категории предложили бы сыграть представителям свертяжелой.

До сих пор неизвестно, каков «удельный вес» (то есть, какую информацию «слил» он, и что «раскопали» самостоятельно Вудворт и Бернштейн) в «Уотергейте» человека, который тайно вёл журналистов по следу, давая им ориентиры для расследования – заместителя директора ФБР того времени Марка Фелта. Как неизвестны и мотивы, которые его на всё это подвигли – он отрицал своё участие в «Уотергейте» почти до самой смерти. Кстати, прозвище «Глубокая глотка» ему дал выпускающий редактор The Washington Post Говард Симонс (читается также как Саймонс). Оригинальное чувство юмора было у 43-летнего журналиста, если он взял для псевдонима секретного источника такого уровня прозвище главной героини гремевшего как раз в том году порнофильма Deep Troat.            

Олег Васильев, Lenta.UA

Фото: Ричард Никсон Twitter

Сергей Семенов

Самое читаемое