Наука и технологииОткрытие

Ученые нашли новый способ обнаружения инопланетных миров за пределами нашей Солнечной системы

12:45 18 авг 2022.  688Читайте на: УКРРУС

Открытие станет большим шагом вперед в нашем понимании экзопланетных систем.

За последние годы мы открыли тысячи экзопланет. Большинство из них были обнаружены методом транзита, когда оптический телескоп измеряет яркость звезды с течением времени. Если звезда немного падает в яркости, это может указывать на то, что перед ней прошла планета, блокирующая часть света.

Метод транзита — мощный инструмент, но он имеет ограничения. Не последним из них является то, что планета должна пройти между нами и своей звездой, чтобы мы могли ее обнаружить. Метод транзита также зависит от оптических телескопов.

Читайте также: Обнаружены не похожие на Землю планеты, пригодные для жизни

Но новый метод может позволить астрономам обнаруживать экзопланеты с помощью радиотелескопов. Об этом пишет Universe Today.

Нелегко наблюдать экзопланеты в радиодиапазоне. Большинство планет не излучают много радиоизлучения, в отличие от большинства звезд. Радиосвет от звезд также может быть весьма изменчивым из-за таких вещей, как звездные вспышки.

Но большие газовые планеты, такие как Юпитер , могут быть радиояркими. Не от самой планеты, а от ее сильного магнитного поля. Заряженные частицы звездного ветра взаимодействуют с магнитным полем и излучают радиосвет.

Юпитер настолько ярок в радиоизлучении, что его можно обнаружить с помощью самодельного радиотелескопа , а астрономы зафиксировали радиосигналы от нескольких коричневых карликов. Но не было четкого радиосигнала от планеты, похожей на Юпитер, которая вращается вокруг другой звезды.

В этом новом исследовании команда рассмотрела, на что может быть похож такой сигнал.

Они основали свою модель на магнитогидродинамике (МГД), которая описывает, как взаимодействуют магнитные поля и ионизированные газы, и применили ее к планетной системе, известной как HD 189733, которая, как известно, имеет мир размером с Юпитер.

Они смоделировали взаимодействие звездного ветра с магнитным полем планеты и рассчитали, каким будет радиосигнал планеты. И нашли несколько интересных вещей.

Образец синтетических радиоизображений, созданных этой новой моделью. Предоставлено: Сумитра Хазра и др.

Во-первых, команда показала, что планета будет давать четкую кривую блеска. Это радиосигнал, который меняется из-за движения планеты. Это здорово, потому что радионаблюдение за движением чрезвычайно точное. Даже более точные, чем оптические доплеровские наблюдения.

Они также обнаружили, что радионаблюдение может обнаружить прохождение планеты перед ее звездой. В радиосигнале должны быть особенности, показывающие, как магнитосфера планеты проходит перед звездой. Так астрономы могли бы лучше понять силу и размер магнитосферы планеты.

Оба этих сигнала будут очень слабыми, поэтому для их обнаружения потребуются радиотелескопы нового поколения. Но если мы сможем их обнаружить, планетарные радиосигналы дадут нам точную орбитальную меру по крайней мере одной планеты в системе и помогут нам понять состав и внутреннюю часть экзопланеты.

Вместе они станут большим шагом вперед в нашем понимании экзопланетных систем.

Фото: Имке де Патер; Майкл Х. Вонг, Калифорнийский университет в Беркли; Роберт Дж. Солт, Мельбурнский университет/ Джек Мэдден/Корнельский университет