ПолитикаМеждународные отношения

Трибунал для «стрелочников»: почему заказчики трагедии МН17 над Донбассом остались за бортом правосудия

14:11 19 ноя 2022.  1703Читайте на: УКРРУС

Помимо, безусловно, массированных ракетных ударов рашистов по украинской инфраструктуре уходящая неделя запомнится еще одним если не знаковым, точно далеко не рядовым событием. В четверг, 17 ноября, суд в Гааге определил, сколько проведут за решеткой фигуранты дела о сбитии малайзийского «Боинга» над Донбассом. Эти приговоры родные жертв ждали более восьми лет. О том, как проходил суд, почему этот процесс важен в контексте полномасштабной войны с путинской Россией и будут ли когда-нибудь привлечены к ответственности непосредственно заказчики, - читайте в материале Lenta.UA.

В четверг, 17 ноября, Окружной суд Гааги приговорил Игоря Гиркина (Стрелкова), Сергея Дубинского и Леонида Харченко к пожизненному заключению. Их признали виновными в крушении малазийского «Боинга» в небе над Донбассом в июле 2014 года и смерти 298 человек. Суд считает вину вышеуказанных персонажей полностью доказанной. Суд постановил взять их под арест. Четвертый обвиняемый – Олег Пулатов, который летом 2014 года был подполковником запаса ВДВ России, признан невиновным из-за недостаточной доказательной базы.

Самолет рейса МН17 был сбит ракетой зенитно-ракетного комплекса «Бук», который был доставлен из России и затем предельно оперативно вывезен обратно. Именно этим процессом руководили Дубинский и Харченко. А Игорь Гиркин, на тот момент так называемый министр обороны «ДНР» был ответственен за сбивание украинских военных самолетов и вертолетов. Вполне возможно, он не знал об этом конкретном запуске ракеты. Но даже если это была ошибка и преступники хотели сбить военный самолет, это вовсе не умаляет их вину. Это «великолепное трио» должно ответить 298 раз – именно столько людей погибло в малазийском «Боинге». Доказанные обвинения настолько тяжелы, а их последствия серьезны, что суд постановил: только максимальный возможный срок заключения будет соответствующим наказанием в качестве возмездия за то, что сделали обвиняемые и что причинило столько горя многим родственникам жертв...

Читайте также: HAWK готовят к работе в составе ВСУ

«Суд назначает Гиркину, Дубинскому и Харченко пожизненное заключение», - произнес судья окружного суда Гааги Хендрик Стейнхаус, зачитывающий вердикт порядка двух часов. Суд также постановил компенсации родственникам в размере 16 миллионов евро.

Следствие и суд длились восемь лет в условиях, когда Россия подделывала материалы, всячески выкручивалась и откровенно лгала. 

Понятно, что Москва не выдаст преступников в Нидерланды и пока они вряд ли попадут в тюрьму. Однако им грозит пожизненный арест, стоит им выехать за территорию РФ, ну или если упадет российский диктаторский режим, покрывающий своих террористов.

В приговоре говорится, что Россия с середины мая 2014 года обеспечивала подготовку боевиков «ДНР», поставки оружия и продовольствия, оказывала серьезное влияние на политиков «республики», координировала военные акции боевиков и сама осуществляла военные действия на востоке Украины. Суд заключил, что военные действия командиров «ДНР» также координировались из России. Об этом, среди прочего, свидетельствуют перехваты многочисленных переговоров военных «ДНР» разных рангов - от младших офицеров до тогдашнего «министра обороны» Гиркина.

Суд также признал, что территорию самопровозглашенной ДНР на момент сбития самолета контролировала путинская Россия.

Украина приветствовала приговор по делу МН17. Президент Владимир Зеленский, подчеркнув необходимость того, чтобы на скамье подсудимых непременно оказались заказчики этого преступления, добавил: «Ощущение безнаказанности ведет к новым преступлениям. Необходимо развеять эту иллюзию. Наказание за все российские зверства – и тогдашние, и нынешние – будет неизбежным».

Отметим, что суд по делу о крушении самолета Boeing 777, следовавшего из Амстердама в Куала-Лумпур, проходил в Нидерландах, поскольку две трети погибших пассажиров рейса МН17 были гражданами этой страны. Международную следственную группу, проводившую расследование, возглавляет нидерландский прокурор Фред Вестербеке.

Приговор по делу о крушении МН17 был зачитан в отсутствии всех четырех обвиняемых. Трое из них отказались взаимодействовать с судом. Олег Пулатов был единственным, кто хоть как-то участвовал в процессе. На заседание он ни разу не пришел, но был представлен своими адвокатами, а также послал несколько видеозаписей со своим участием. В последнем слове адвокат Пулатова заявила, что ее подзащитному не обеспечено право на презумпцию невиновности.

Что касается других… Скандальноизвестный Гиркин в последнее время приобрел репутацию известного военного блоггера, который критикует недостаточно радикальный подход российских властей к войне в Украине. Сейчас он, по неподтвержденным данным, сам участвует в боевых действиях. Обвинения против себя он комментировал мало, ограничиваясь утверждениями о том, что «ополчение пассажирский самолет не сбивало».

Сергей Дубинский, известный под позывным «Хмурый» в одном из интервью свою причастность отрицал, а Леонид Харченко не давал комментариев.

Кремль предлагал провести суд над осужденными, имеющими российское гражданство, на своей территории, однако получил отказ по этому запросу. У Путина неоднократно называли проходящий в Амстердаме процесс политизированным и однобоким. Нидерландские прокуроры считают, что физическое отсутствие обвиняемых в суде сегодня еще не означает, что они никогда не подвергаются реальному наказанию.

Важно напомнить, что в 2019 году нидерландская прокуратура заявила, что считает подозреваемым по этому делу Владимира Цемаха, который летом 2014 года являлся зенитчиком «армии ДНР». Его арестовали украинские силовики, а позже выдали в рамках обмена заключенными России, несмотря на протесты нидерландских прокуроров.

В прошлом году Нидерланды посылали в Россию запрос о возможности допросить командира 53-й бригады ПВО Вооруженных сил РФ полковника Сергея Мучкаева. По версии следствия, «Бук» именно этой бригады 17 июля 2014 оказался в поле возле города Снежное. Министерство юстиции России на запрос ответило отказом.

«Приговор российским убийцам по делу крушения рейса МН-17 – это акт справедливости, наказание (пусть пока и заочное) за преступление восьмилетней давности, но одновременно это и символический политико-правовой сигнал в будущее – о необходимости наказания всех военных преступников уже нынешней войны. Во всяком случае, создан необходимый прецедент. Однако нужно сделать и следующий решительный шаг – наказывать нужно не только исполнителей преступлений, а в первую очередь организаторов этих преступлений, отдающих приказы о преступной войне, о массированных обстрелах мирных городов. Считаю, что пора создавать публичный список тех, кому выдвигаются официальные обвинения в военных преступлениях и преступлениях против человечности во время войны России против Украины. Наказание должно быть и для тех, кто пропагандировал эту преступную войну, сеял зерна ненависти и агрессии. Какова должна быть юридическая квалификация этих преступлений – это уже вопрос к юристам. Надо начинать работу над этим делом уже сейчас. Между убийством пассажиров рейса МН-17 и приговором исполнителям этого преступления прошло более восьми лет. Даже международная правовая машина работает не быстро. Поэтому нельзя терять время», - отмечает политолог Владимир Фесенко. Впрочем, представители действующей власти под этой призмой только что завершившийся процесс по МН17 пока что не рассматривают. «Это (вчерашний вердикт суда в Гааге - ред.) история о том, что каждый виновник смертей людей рано или поздно получит наказание. Как бы РФ ни пыталась коварно врать, подделывать документы или играть по собственным вымышленным правилам – правда победит и преступники получат свой приговор», - заявил омбудсмен Дмитрий Лубинец.

На самом деле решение суда по МН17 не является таким уж однозначным. С одной стороны, суд установил, что РФ контролировала часть оккупированной территории Донецкой области, полностью контролировала так называемое руководство «ДНР», готовила наемников, поставляла оружие и непосредственно участвовала в военных действиях. Таким образом, вина Российской Федерации в этом процессе как будто бы точно доказана. С другой стороны, суду так и не удалось установить, кто непосредственно отдал приказ об уничтожении малазийского пассажирского самолета и это, конечно же, важный пробел во всем судебном процессе.

Совершенно очевидно, что Гиркин и другие подсудимые по этому делу — это всего лишь «стрелочники», тогда как реальные решения о подобных операциях принимаются на уровне высшего военно-политического руководства РФ. Понятно, что о подобного рода операциях не мог не знать верховный главнокомандующий ВС РФ - то есть, Путин, а приказ об уничтожении пассажирского самолета принималось начальником тамошнего Генштаба, генералом Валерием Герасимовым. То есть, даже по вполне доступным доказательствам суд мог определить в числе виновных российских должностных лиц как минимум из тамошнего Минобороны. Но пришел к выводу, что Гиркин и сотоварищи делали это по личной инициативе и потому лично должны компенсировать 16 млн евро родственникам потерпевших. Чего они, конечно же, делать не будут. А вывод из-под ответственности МО РФ и всех должностных лиц, перекладывание всей вины и ответственности на Гиркина и его прихвостней- довольно выгодный для росвласти вариант, который даже не обязывает Москву выплачивать компенсации.

«Понятно, что сбитие пассажирского самолета не было ошибкой российского руководства. Вполне возможно, сбили не тот борт, который планировали, однако из «Бука» просто так в белое небо не стреляют, а ведь решение о доставке подобного оружия на позиции российской армии и ее преступных наемников, предателей нашей Родины, было принято. Также было принято решение о запуске ракеты. По какому же самолету стреляли российские изверги — действительно по малазийскому или же хотели сбить российский пассажирский самолет (для аргументации дальнейших военных действий в Украине), который в тот момент также мог находиться в этом коридоре, или собирались сбивать украинский военный самолет, ведь вначале Гиркин бодро отрапортовал об уничтожении такого самолета силами так называемой армии «ДНР»? Обо всем этом мы вряд ли узнаем в ближайшее время. Для того, чтобы узнать реальную правду, необходимо свержение преступного путинского режима и доступ к архивам всей этой банды», - прокомментировал решение суда на своем авторском Youtube-канале известный журналист-международник Виталий Портников.

«Я не исключаю, что вынесенный приговор станет поводом расправиться с Гиркиным и прочими, чтобы они никогда уже не могли выступить свидетелями в возможном процессе против президента РФ и представителей его окружения. Вполне возможно, что уничтожение пассажирского самолета должно было стать прелюдией нападения на Украину со стороны уже регулярных российских войск, потому что Кремлю уже тогда было ясно, что наемники и диверсанты, засланные в 2014 году, не справляются с задачей оккупации восточных областей Украины.

На фоне всех тех отвратительных преступлений, которые готовит российская клика против украинского народа, на фоне решения об уничтожении украинской гражданской инфраструктуры и на фоне всех тех злодеяний, которые творят российские военные на оккупированных территориях, о малазийском «Боинге», конечно, не так ярко помнится. Однако об этом нельзя забывать, потому что уничтожение малазийского пассажирского самолета и реакция на это уничтожение Кремля, когда не было ни сожалений, ни извинений, а лишь попытка использовать произошедшее в политических целях Москвы, показала, на какие преступления способно руководство РФ в своей задаче уничтожить украинскую государственность и инкорпорировать оккупированные территории в состав России», - подытожил Портников.

Очевидно, что только что завершившийся процесс не будет последним судом по делу о катастрофе «Боинга». Еще перед началом судебного процесса глава Международной следственной группы Фред Вестербеке сказал, что его задача - «разоблачить всю цепочку - от экипажа «Бука» до тех, кто приказывал этому «Буку» отправиться на задание 17 июля 2014 года». По словам Вестербеке, его группа располагает сведениями примерно о ста людях, так или иначе связанных с катастрофой рейса МН17. Кроме того, катастрофа малазийского «Боинга» является предметом рассмотрения еще в ряде судов и арбитражей во всем мире, как на межгосударственном, так и на уровне гражданских исков. Так что дальше - непременно будет… 

Читайте также: В ДТЭК считают маловероятным блэкаут в Украине

Ромашова Наталия

Самое читаемое