КультураКультура и общество

Пять возможных "точек бифуркации" для мировой культуры в 2024 году

11:30 01 янв 2024.  152Читайте на: УКРРУС

Точные прогнозы сегодня сделать не получится.

Скорее всего, 2024-й год в мировой культуре будет годом, который создаст несколько важных "развилок" или, иначе говоря, "точек бифуркации". Хотя, с другой стороны, не исключено, что это произойдет уже в 2025-м году. Однако, даже если и так, это всё равно станет итогом развития тенденций 2024-го года. (А они, в свою очередь, будут продолжением тенденций года 2023-го). Наконец, есть и еще один вариант, который, думается, вряд ли кому-то понравится - когда политические события в мире примут в 2024 году такой оборот, что всем будет не до культуры в принципе. Она, конечно, не исчезнет, но будет существовать где-то на периферии событий (что, кстати, тоже тенденция, но мы ее сейчас принимать в расчет не будем). 

Если классифицировать возможные точки бифуркации в мировой культуре по степени важности, то на первое место надо поставить участие в создании произведений искусства ИИ (искусственный интеллект). Дело тут в том, что хотя, к примеру, соглашения, достигнутые в этом году в результате забастовок сценаристов и актеров в Голливуде ограничивают применение ИИ, на самом деле, во-первых. непонятно, как, где и в чем это ограничение будет происходить в реальности, и во-вторых, что самое важное, никто не знает, на что будет способен ИИ в культуре. например, к концу 2024-го года. Точнее формулируя - кто знает (то есть разработчики ИИ) тот не скажет: зачем, имея опыт проблем от забастовок 2023 года, провоцировать новые акции протеста заранее? 

Вторая возможная точка бифуркации находится на пересечении кино, телевидения и потокового видеосервиса. Выход на этот рынок таких гигантов как Apple и Amazon можно сравнить с ситуацией, когда в пруд, где водилась всякая рыба, попали с океанским приливом две больших акулы. В результате жизнь в пруду полностью изменилась, ибо какой смысл в поговорке о карасе и щуке, если акула может без проблем съесть как первого, так и вторую? 

Поясним - к примеру, капитализация родины Вселенной Marvel компании Marvel Entertainment (в нашем примере - "карася") составила в 2009-м году, когда ее купила Walt Disney Company (в нашем примере - "щука"), $3,8 млрд., а Disney - $49,5 млрд. Сейчас капитализация Disney составляет уже $166,6 млрд., а Apple (в нашем примере - "акула") - $3,1 трлн. (У Amazon - $1,5 трлн). То есть для "акулы" Apple съесть "щуку" Disney даже легче, чем "щуке" в свое время было проглотить "карася". А уж "карася" "акула" проглотит, почти не заметив - примерно как (продолжим наши примеры из водной фауны) синий кит поглощает планктон.

При этом разговоры о покупке Apple компании Disney ведутся уже давно. Тут, как и в ситуации с ИИ, пока слишком много неясного. Например, нужно ли это Disney, хотя и компания находится сейчас если и не на спаде, то точно не на подъеме. И, наконец, нужно ли это Apple? 

Третья точка бифуркации не столь масштабна и очевидна. но для мировой культуры очень важна. Пример малобюджетного фильма ужасов "Винни-Пух: Кровь и мед" показывает, что может произойти, когда проходит срок исключительных авторских прав на классику. В США это 95 лет и в 2024-м году этот срок истекает для Микки Мауса и Багза Банни (кстати, в прошлом году прошел еще и для Бэмби), Супермена и других культовых персонажей. В 2024 году они становятся общественным достоянием, и любой автор может делать с этими героями всё, что захочет.

Здесь, конечно, можно сказать, что это не так уж и страшно - мол, тот же Винни-Пух всё равно останется милым плюшевым медвежонком. Да - но только сейчас. А вот для маленького ребенка 2025-го года - плюшевым мишкой или кровавым убийцей, как упомянутом выше фильме? И к тому же тут надо учесть, что маленький ребенок 2025-го года вместо того, чтобы, как в старину, просить папу и маму прочесть ему книжку вслух, будет сам путешествовать по интернету. 

Четвертая точка бифуркации - судьба театра в западных странах. (имеются в виду не театры-студии и любительские театры, а стационарные заведения, многим из которых - сотни лет). Дело в том, что билеты в них (особенно это касается оперы) становятся всё дороже, и театр превращается в развлечение для богачей, которым он, в общем-то, не очень-то и интересен, но, главное, для туристов, для которых, к примеру, посещение "Ла Скала" в Милане является столь же обязательным как увидеть "Джоконду" в Париже. К искусству всё это имеет мало отношение, а если уж говорить правду, то никакого. 

Наконец, пятая, наименее масштабная, но по-своему интересная точка бифуркации - возвращение видеокассет VHS. Сейчас в США один за другим открываются торговые точки, где можно купить старые VHS, но чаще, учитывая уникальность многих из них, взять напрокат. Помимо разницы в самом видео (как есть любители слушать винил "с песочком", так есть любители смотреть VHS "с зерном"), есть тут и еще один фактор - как говорят специалисты, оказывается, существуют сотни, если не тысячи, произведений, записи которых не были оцифрованы и сохранились только на VHS. 2024-й год, возможно, покажет получит эта тенденция развитие, или, напротив, "засохнет", едва начавшись.

Впрочем, что касается наших третьей, четвертой и пятой "точек бифуркации", то их таковыми можно назвать лишь условно, поскольку для представленных ими тенденций вряд ли судьбоносным станет именно 2024-й год. Скорее - последующие. Но кто знает...

Фото: что посетители Лувра могут рассмотреть на таком расстоянии от "Джоконды" - загадка Pinterest

 

Сергей Семенов

Самое читаемое