Война и мирВойна

Путинская «газонокосилка» и китайское табу: что происходит на дроновом поле

21:22 24 окт 2023.  2046Читайте на: УКРРУС

В последние дни Украину атакуют не только пресловутые «Шахеды», но и ударные дроны неустановленного образца, звук которых напоминает газонокосилку. А Китай тем временем ввел ограничения на экспорт беспилотников. Почему это вызвало беспокойство наших военных, и как данный шаг КНР может сказаться на общефронтовой погоде, читайте в материале Lenta.UA.

По данным Воздушных сил Украины, в ночь с 21 на 22 октября Россия запустила вместе с крылатыми ракетами и иранскими дронами «Шахед» два БПЛА «неопределенного типа», которые летели с северного направления. Ситуация повторилась и следующей ночью. Снова именно с севера рашисты запустили неизвестный беспилотник в направлении Киева. На подлете к столице он был сбит. Первые фото и видеозаписи говорят о том, что этот дрон имеет по меньшей мере одну необычную особенность – шум работы его двигателя похож на жужание газонокосилки. Этот звук отличается от звука старого мопеда, который издает двигатель «Шахедов».

Спикер Воздушных сил Юрий Игнат заявил, что оккупанты собирают новые дроны из запчастей, продающихся на AliExpress. «Там куплены двигатели и некоторые другие детали. Это уже не впервые, когда из простых материалов, как говорится, «из палок» лепят этот «самолет» и запускают его в сторону нашего государства», - отметил Игнат. Он также добавил, что «газонокосилки» запускаются для обнаружения и отвлечения ПВО, однако также могут поражать цели, поскольку несут несколько килограммов взрывчатки.

Читайте также: У Зеленского назвали пять плюсов дальнобойных ракет

С двигателем «газонокосилки» (его цена варьируется в пределах 18-22 тыс грн) в зависимости от количества горючего и боевой части, беспилотник, констатируют военные эксперты, может находиться в воздухе 10-15 часов.

Профильное издание Defense Express отмечает, что, вероятно, именно этот БПЛА обнаружили украинские бойцы еще в мае вблизи российской границы в Сумской области. На фотографии этого дрона видно, что его фюзеляж собран из фанеры, а топливный бак – это большая пластиковая бутылка. На нем также стоит угловой отражатель, в разы увеличивающий засветку дрона на РЛС. «То есть намерение врага как раз и было в том, чтобы украинские средства ПВО его заметили», - указывают эксперты DE. Некоторые специалисты допускают, что «газонокосилка» - это переделанный дрон из гражданского китайского беспилотника Mugin. Отметим, что разные модели этого БПЛА продаются на сайте производителя по цене от $ 3 до 22 тысяч.

«Говорят, у противника появились новые «шахеды» из «говна и палок», с двигателем из Алиэкспресса, и противным звуком. Но зря вы смеетесь. На Алиэкспрессе можно купить все для любого «шахеда». И недорогой малоресурсный мотор – это то, что нужно для одноразового дрона-камикадзе, даже если его сбивают – это плюс для противника. Потому что стоит он в разы дешевле дефицитной зенитной ракеты. Тысячи самодельных ракет, которыми ХАМАС обстреливает израильские города, сбивают дорогие высокотехнологичные ракеты «Железного купола». И эти ракеты закончатся быстрее, чем ракеты из водопроводной трубы. Поэтому наш противник не гнушается самыми дешевыми «мопедами». А где наши тысячи дешевых дронов?», - задается вопросом командир украинского подразделения аэроразведки, капитан ВСУ Юрий Касьянов.

В свою очередь соучредитель проекта Drone.ua Валерий Яковенко констатирует: «Если сравнивать то, что происходило по отношению к беспилотникам в феврале прошлого года и сейчас, то все очень сильно изменилось. В начале войны в Украине собственного производства оборудования в нужном количестве просто не существовало. А сейчас отдельные сегменты оборудования, вроде дронов дальнего действия самолетного типа, уже производятся в достаточном количестве для ВСУ. В тоже время российские оккупанты учатся и максимально пытаются усилить использование дронов».

Очевидно, что БПЛА разных типов оказывали и продолжают оказывать огромное влияние на войну в Украине и их используют обе стороны. И на дроновом «фланге» особую роль играет Поднебесная, которая недавно ввела ограничения на экспорт беспилотников. Ограничения, введенные китайским правительством, касаются дронов большего радиуса действия весом более 4 кг, а также связанного с дронами оборудования, например некоторых камер и радиомодулей. Китайские производители такого оборудования теперь обязаны подавать заявки на экспортные лицензии и предоставлять сертификаты конечному пользователю. Позиция КНР, которая, напомним, так и не осудила путинскую «спецоперацию», состоит в том, что коммерческие китайские дроны нельзя использовать в военных целях.

Украинские волонтеры и военные утверждают, что последние ограничения официального Пекина пока минимально повлияли на доступность беспилотников, особенно вездесущих легких Mavic китайской компании DJI. Однако говорят, что осложнились поставки запчастей, а также опасаются, что в будущем ситуация может ощутимо ухудшиться. Особенно волнует доступность таких частей, как тепловизионные камеры. С тем, чтобы минимизировать влияние китайских ограничений, украинские волонтеры сейчас активно заняты поиском альтернатив, изготовленных в других странах – в основном западных. К слову, по данным лондонского аналитического центра Royal United Services Institute (Rusi), ВСУ теряют около 10 тыс. дронов в месяц.

Несмотря на важнейшую роль в российско-украинской войне разного рода БПЛА, будущая победа зависит от других факторов, убежден политолог Александр Кочетков. «В первые месяцы войны враг действовал нагло и бестолково, откровенно подставлялся. Тогда за счет быстрых маневров, горизонтального взаимодействия и инициативы командиров среднего звена нам удавалось громить колонны оккупантов. Также мы вынуждены были находить новые возможности для уничтожения врага – ударные дроны, FPV-дроны и прочее. Но враг учится. Учится у нас, и в этом парадоксальном смысле ВСУ – искусный учитель. Сейчас войска агрессора используют все, чем били его мы. Враг тщательно окапывается, не залетает в нашу зону ПВО, использует все разновидности дронов, управляемые авиабомбы и всевозможные ракеты. При этом враг больше нас, и возможности у него больше. Чем заменить весьма успешную полумахновщину первого периода войны, мы так и не изобрели. А враг, между тем, кратно доминирует в вооружении. Советские арсеналы не бездонны. Но СССР оплодотворил многие тоталитарные режимы, Северную Корею, в т.ч. Собственными производственными мощностями и братской диктаторской помощью недоимперия способна не только поддерживать объем оружия для ведения этой войны, но даже наращивать его. Конечно, недостаточное количество компенсируется эффективностью нашего оружия НАТО: там, где нам нужен один выстрел из гаубицы, враг стреляет пять раз. Но преимущество в совершенстве проявляется в первую очередь в обороне, и мы это видим в Авдеевке. В наступлении все почти сравнивается. Потому что старая как мамонтовый помет советская мина выводит из строя самый современный танк. Об имитационности нашей оборонной промышленности знают все. Кроме руководства «Укроборонпрома» и его кураторов. Презентаций много, снарядов не хватает», - отмечает эксперт.

«Мы потеряли слишком много подготовленных бойцов. Речь не только о мотивации. Пополнение, которое сейчас приходит на фронт, уступает прошедшим АТО и тем, кто принял на себя тяжелый удар первых месяцев войны. Тем, кто отдал свою жизнь за Украину. Обучение в странах НАТО проблему не решает: тамошние инструкторы прекрасно знают, как побеждать слабого противника при тотальном преимуществе в современном вооружении, в частности, доминировании в воздухе. Но они и не предполагают, как действовать в условиях плотных минных заграждений, «огненного вала» от врага, эшелонированной обороны, фактически бесконечного мобилизационного ресурса агрессора. Эту науку мы вынуждены постигать в бою большой кровью. Ко всему этому, враг оказался нечувствительным к потерям. Ордынское прошлое и жалкое настоящее толкают российских мобиков на наши позиции, где они подыхают, как тараканы под дихлофосом. Но они прут и прут. Этому непреодолимому желанию покончить с собственной жалкой жизнью позавидуют даже хамасовские шахиды. Именно в этом русском культе смерти заключается глубочайшая цивилизационная пропасть между Украиной и Россией. А страну покорных мертвецов победить крайне тяжело», - подытоживает Александр Кочетков.

Читайте также: Украина не достигла огневого контроля над оккупированным Крымом, - Зеленский

Ромашова Наталия

Самое читаемое