ПолитикаМеждународные отношения

Не проформа: кто и зачем пытается девальвировать «Крымскую платформу»

17:34 29 июл 2021.  8476Читайте на: УКРРУС

Вокруг «Крымской платформы», дебютный саммит которой состоится накануне Дня независимости 23 августа, разгораются небывалые страсти. Кому и почему «подгорает» от инициативы украинских властей, касающейся судьбы аннексированного полуострова, разбиралась Lenta.UA.

Народным избранникам, которые согласно календарному плану должны выйти из летней отпускной «спячки» в первых числах сентября, придётся прервать свой отдых. В парламенте начали сбор подписей для проведения внеочередной сессии Верховной Рады 23 августа. Отметим, что согласно действующему законодательству с тем, чтобы в сессионном зале состоялось внеплановое собрание владельцев мандатов, необходимо 150 автографов нардепов «за» такую инициативу. С учётом того, что монобольшинство в лице «Слуги народа» даже без сателлитов на сегодня насчитывает  243 парламентария, вопрос о том, быть заседанию накануне Дня независимости или нет – риторический. 

Что касается причины собрания нардепов в разгар отпуска, то она, с одной стороны, декоративно-декларативная, с другой – символичная и важная в информационном смысле. Итак, наши с вами законодатели на внеочередном заседании ВР примут (а в том, что примут сомнений, нет никаких) постановление о «Крымской платформы».

Читайте также: РФ отреагировала на совет Зеленского российским «очень дальным родственникам»

В чём суть? Украинский депутатский корпус после утверждения соответствующего решения по АРК, коллективно обратится к Организации Объединенных Наций (ООН), ПАСЕ, ОБСЕ, Парламентской Ассамблее НАТО «c просьбой  усиления международного сотрудничества в рамках «Крымской платформы» для противодействия агрессии Российской Федерации». Формальность? Отнюдь. Хотя бы потому, что абсолютно маргинализированный при президентстве Порошенко вопрос деоккупации Крыма поднимается на наивысшем государственном уровне. 

Впервые о «Крымской платформе» заговорил президент Зеленский на саммите «нормандской четвёрки» (Украина, Германия, Франция, Россия) в Париже в декабре 2019-го, подчеркнув, что АРК является украинской территорией.  Уже в феврале 2020 года на Мюнхенской конференции по безопасности Зе публично возмутился, что «вопрос Крыма не обсуждается мощно». «Может, нужна новая площадка?», - отметил тогда украинский гарант и вскоре после этого глава отечественного МИДа Дмитрий Кулеба заявил: «Мы громко вернем его (Крым – ред.) в международную повестку дня и этим не позволим России достичь своей стратегической цели – чтобы о Крыме забыли и воспринимали де-факто ситуацию, которая сложилась».

«Тем, кто на что-то рассчитывал, могу сказать: забудьте о том, что Украина забудет о Крыме», - заявляет Владимир Зеленский, который кейс «Крымской платформы» сделал вторым по приоритетности после войны на Донбассе.

На сегодняшний день своё участие в инаугурационном саммите КП уже подтвердили 28 стран и международных организаций, - рассказал вчера глава МИД Дмитрий Кулеба. Он назвал грядущий саммит «беспрецедентным международным событием в истории страны, так как такое количество высокопоставленных представителей других государств еще не собиралось в Украине для проведения тематического мероприятия».

«Украине удалось сформировать ядро международной коалиции за освобождение аннексированного Крыма, однако противодействие «Крымской платформе» со стороны России является мощным и системным. Они (представители РФ - ред.) работают в каждой столице, в каждой стране, отговаривая государства принимать участие в «Крымской платформе». Но мы ведем свою работу и имеем свою силу - силу правды», - отметил главный дипломат страны и добавил, что саммит не будет одноразовой акцией. «Это будет регулярная работа на многих уровнях. Мы на данный момент работаем над разработкой долгосрочной концепции работы платформы по каждому из пяти приоритетных направлений. Первое – политика непризнания, второе – санкции, третье – безопасность в Азово-Черноморском регионе, четвертое – защита прав человека и международного гуманитарного права, пятое – экологические и экономические последствия российской оккупации Крыма», - резюмировал господин Кулеба, который считает, что полуостров для Кремля стал чемоданом без ручки и неподъёмным грузом...

Официальные задачи «Крымской платформе» поставили и специальным указом президента в принятой стратегии по деоккупации полуострова. В документе, среди прочего, говорится: «Украина учреждает и развивает Крымскую платформу как ключевой внешнеполитический инструмент консолидации международных усилий, направленных на деоккупацию и восстановление территориальной целостности государства. Украина инициирует международный переговорный процесс по определению модальностей освобождения временно оккупированной территории и восстановления на этой территории конституционного строя Украины». При этом статуса международных у этих переговоров не будет, и принятия двусторонних или многосторонних решений, обязательных к исполнению, не планируется…

«С помощью «Крымской платформы» мы не даем миру забыть о Крыме. Это наша наступательная тактика. К чему она приведет, мы не знаем. Но мы не должны быть одиноким воином на этом поле», - отметила в эфире одного из телеканалов замминистра иностранных дел Эмине Джапарова, курирующая эту тему. Она также добавила, что украинская власть не будет раскрывать полный список стран-участниц, поскольку «на них давит Россия». 

Впрочем, сохранить в секрете шорт-лист иностранных гостей не удалось. Тем более что сами страны, которых приглашает официальный Киев, периодически раскрывают информацию о своем участии. Так, в мае свой приезд подтвердил президент Польши Анджей Дуда, лидеры Литвы и Латвии, президент Словакии Зузана Чапутова, а также глава Европейского совета Шарль Мишель.

Однако настоящую бурю дискуссионных страстей вызвало участие в «Крымской платформе» Соединённых Штатов. На днях, с подачи нардепа от «Евросолидарности» Мустафы Джемилева стало известно о том, что Вашингтон делегирует в Киев для участия в саммите по АРК министра транспорта Пита Буттиджича, к слову, бывшего кандидата в президенты от Демократической партии. 

С учётом того, что Белый дом данную информацию официально не подтвердил, но и не опроверг, в украинском информационном пространстве поднялась мощная дискуссионная буря. Мнения разделились. Если одни считают, что, отправляя на саммит «Крымской платформы» человека, не имеющего никакого отношения к международной повестке, США избегают напряжённости в отношениях с Кремлём, то другие убеждают: главное – участие страны, а не фамилия американского визитёра.

Кстати, о фамилии.  Вышеупомянутый Буттиджич – гей, не скрывающий своей сексуальной ориентации. Этот факт вызвал волну хейта в Украине: мол, Байден решил потроллить Зеленского, отправляя к нему «голубого». Не хотелось бы окунаться в комментарийный мусор, но даже в пророссийской ОПЗЖ устами нардепа Олега Волошина раскритиковали тех, кто поставил в один ряд дипломатию и личную жизнь: «Признаться, неприятно удивляет такое внимание к вопросам сексуальной ориентации предполагаемого американского представителя на очередном Зе-шоу под рабочим названием «Крымская платформа». Выглядит это, как та самая пресловутая гомофобия, которая на практике дискредитирует наше общество и борьбу за его традиционные ценности. Пит Буттиджич сделал свой выбор в сознательном возрасте, никого к нему не склоняет, выглядит, как мужчина и ведёт себя соответственно. Вряд ли и в Киеве он будет махать радужным флагом и ходить по улицам на шпильке. Если вспомнить, что вокруг пиар-мероприятия Зеленского будут крутиться Юзик, силиконовые блондинки из его фракции и любитель фотографироваться в шлёпанцах и с флагом у Капитолия, то Буттиджич явно картины не испортит».

«У нас, конечно, многие мечтали о приезде Байдена. Однако он в возрасте, и не в самом оптимальном физическом состоянии, во всяком случае, не в том, чтобы регулярно совершать трансатлантические вояжи. Да и вообще президенты США не часто посещают Украину. Предыдущий визит президента США в Украину был весной 2008-го, когда Киев посетил Джордж Буш младший. Байдена, естественно, приглашали, но скорее из протокольной вежливости. С самого начала было понятно, что его приезд в Киев именно сейчас крайне маловероятен. Говорят, что наши хотели, чтобы в Киев приехала вице-президент США Камилла Харрис. У нее высокий статус, она перспективный политик. Однако, оказалось, что в администрации Байдена ей пока не доверяют выполнение внешнеполитических функций (по каким-то причинам). Так что и ее кандидатура отпала. Госсекретарь США Энтони Блинкен был у нас в мае. Поэтому, согласно неформальным правилам регулярности посещения конкретных зарубежных стран, и он не мог приехать. В итоге выбор пал на министра транспорта Питера Буттиджеджа. В Украину он приедет как глава президентской делегации, то есть, как спецпредставитель президента Байдена на саммите Крымской платформы. Это специальное подчеркивание высокого представительства США на саммите КП», - отмечает политолог Владимир Фесенко.

На Банковой, кстати, также не видят ироничного подтекста участия в «Крымской платформе» именно господина Буттиджеджа. «Во-первых, если помониторить американские СМИ, можно чётко убедиться, что министра транспорта США называют восходящей политической звездой, а также человеком, которому очень доверяет Джо Байден. Во-вторых, у нас с Вашингтоном есть масса пробелов в плане наблюдательных советов госкомпаний, в частности НАК «Нефтегаз», так что он едет не для галочки, а для решения и этих вопросов в том числе. В-третьих, «Крымская платформа» уже победила, потому что в Кремле подгорает от самого факта её существования», - отмечает в разговоре с Lenta.UA источник в ОП.

Действительно, в РФ на «Крымскую платформу» реагируют, мягко говоря, нервно. В противовес саммиту КП, у Путина на днях организовали в Севастополе научно-практическую конференцию «Крымская реальность России против крымской мифологии Украины».

«Крымская платформа» проводится для привлечения внимания недругов России, но мы развенчаем домыслы, инсинуации и откровенную ложь в отношении прошлого, настоящего и будущего АРК», - говорилось в анонсе Института стран СНГ, который являлся организатором «конференции». Развенчали? Как и после аннексии в 2014-м на сегодня Крым российским официально признают Абхазия и Южная Осетия, непризнанная Нагорно-Карабахская Республика, а также Казахстан и Кыргызстан. И совершенно очевидно, что даже если на саммит «Крымской платформы», информационное сопровождение которой, как обоснованно акцентирует политолог Юрий Романенко, «нулевое», приехали бы три с половиной калеки, этот список вряд ли расширится. Это, собственно, и есть – приговор Кремлю, который сегодня нельзя реализовать посредством возврата полуострова, но о котором можно и нужно напоминать…

Читайте также: Зеленский сделал новые назначения в Службе внешней разведки

Ромашова Наталия

Самое читаемое