Закон и правоНАБУ

Как Сытник уничтожал Государственную санитарно-эпидемиологическую службу Украины

12:43 04 май 2020.  960Читайте на: УКРРУС

Собраны улики.

Как так случилось, что в эпидемию коронавирусной инфекции Украина вступила без Государственной санитарно-эпидемиологической службы? Более того, такого центрального органа исполнительной власти в Украине до сих пор нет, из-за чего заместитель министра здравоохранения Виктор Ляшко, который называет себя «главным государственным санитарным врачом», на самом деле им не является. В этом несложно убедиться, заглянув в Положение о Министерстве здравоохранения Украины: там нет такой должности как «заместитель министра - главный государственный санитарный врач». И быть не может, поскольку в соответствии со статьей 32 Закона Украины «Об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения», главным государственным санитарным врачом Украины по должности является председатель Государственной санитарно-эпидемиологической службы, которой сейчас нет, при этом Госсанэпидемслужба должна быть отдельной от Минздрава "центральным органом исполнительной власти", сообщается на Telegram-канале, передает bagnet.

Что касается Государственной санитарно-эпидемиологической службы Украины, то ее ликвидировали дважды: сначала Постановлением Кабинета Министров Украины № 442 от 10 сентября 2014 года Госсанэпидемслужба была присоединена к Государственной инспекции по вопросам защиты прав потребителей и Государственной ветеринарной и фитосанитарной службе. Необходимость такого шага тогдашний премьер-министр Арсений Яценюк объяснял тем, что Госсанэпидемслужба является едва ли не главным тормозом на пути развития малого и среднего бизнеса и что реформа государственного управления должна заключаться в запрете проверок гостиниц, заведений питания, промышленных предприятий и т.п. со стороны Госсанэпидемслужбы, органов пожарного или экологического надзора. 

Но Профессиональный союз работников здравоохранения Украины немедленно после того обратился с иском и постановлением Киевского апелляционного административного суда от 8 февраля 2016 года в деле №826 / 19610/14 абзац 2 пункта 1 Постановления Кабинета Министров Украины от 10 сентября 2014 №442 «Об оптимизации системы центральных органов исполнительной власти» в части реорганизации Государственной санитарно-эпидемиологической службы Украины был признан противоправным и отменен. 

Тогда Постановлением от 29 марта 2017 года №348 Кабинет Министров Украины уже не просто реорганизовал, а вообще ликвидировал Госсанэпидемслужбу, возложив ее полномочия на Государственную службу по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей. При этом изменении все попытки врачей-эпидемиологов добиться в судебном порядке восстановления Госсанэпидемслужбы были напрасными, и когда в Китае уже бушевала эпидемия коронавируса, Верховный Суд в составе коллегии судей Кассационного административного суда поставил окончательную точку, отказавшись отменять данное постановление Кабмина. 

Но уничтожить Госсанэпидемслужбу тогдашней власти показалось мало - надо было еще и наказать строптивцев, которые осмелились подать голос против ликвидации системы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Поэтому после того, как в феврале 2016 года санитарные врачи через суд добились восстановления деятельности Государственной санитарно-эпидемиологической службы Украины, Кабинет Министров (то есть Арсений Яценюк и Арсен Аваков) поручил НАБУ «проучить» врачей-эпидемиологов перед тем, как ликвидировать эту службу повторно. 

30 июня 2016 года директор НАБУ Артем Сытник провел брифинг, в ходе которого с гордостью рапортовал, что в собственных служебных кабинетах без разрешения суда (то есть, с грубым нарушением Конституции Украины) задержаны главный санитарный врач Украины Святослав Протас и начальник департамента Госсанэпидемслужбы Александр Чепурной. Как пояснил директор НАБУ, «руководитель Госсанэпидслужбы Украины  сделал преступное указание ряду директоров соответствующих государственных областных учреждений, согласно которому между ним и их заместителями будет выплачена премия ко Дню медицинского работника в размере двух месячных должностных окладов, один из которых указанные лица могут оставить себе, а другой должны передать ему». Вскоре оба подозреваемых были взяты под стражу, а в 20 регионах Украины НАБУ одновременно провело 44 обыска в областных санитарно-эпидемиологических станциях и домах главных санитарных врачей областей, которых Сытник публично, через сайт НАБУ, пригрозил бросить за решетку. 

Именно благодаря Сытнику, который разгромил организационную структуру Государственной санитарно-эпидемиологической службы Украины и надел наручники на ее руководителей, тогдашней власти и удалось относительно безболезненно ликвидировать Госсанэпидемслужбу. Правда, после вспышки эпидемии коронавируса Кабмин срочно объявил замминистра здравоохранения Виктора Ляшко «главным государственным санитарным врачом» и собрался восстановить в Украине Государственную санитарно-эпидемиологическую службу (хотя по закону надо было сначала создать Госсанэпидемслужбу и назначить его руководителем, который автоматически становится главным государственным санитарным врачом). Вот только сколько это займет времени и в какую сумму обойдется?

Что же касается уголовного производства в отношении главного санитарного врача Украины и начальника департамента Госсанэпидемслужбы, то после того, как запуганные санитарные врачи смирились с ликвидацией Государственной санитарно-эпидемиологической службы, 1 марта 2017 года Специализированная антикоррупционная прокуратура тихонько закрыла дело за отсутствием в действиях Протаса и Чепурного состава преступления. 

Впрочем, при проведении массовых обысков детективы НАБУ потеряли внутреннюю инструкцию, которая была разработана руководителем Главного подразделения детективов Андреем Калужинским и содержала подробные указания, как надо фальсифицировать дело. 

В частности, в инструкции указано, что в результате каждого обыска детективы должны изымать не менее 3 тыс. долларов США (вне зависимости от того, выявлены такие деньги на самом деле), заставлять свидетелей «добровольно» давать показания без участия адвокатов, заставлять свидетелей подписывать фразу, что они соглашаются давать показания без вручения повестки за три дня до допроса, заставлять свидетелей «добровольно» приехать в Киев, при этом «во время поездки выносится мозг: все записано, всех слушали, 72 часа в тюрьме без вариантов ...».

Но самым интересным является указание сделать в протоколе допроса умышленную ошибку, затем эту ошибку исправить и заставить свидетеля в конце протокола написать «исправленному верить». Это позволит в следующем вносить изменения в протокол без ведома свидетеля и фальсифицировать материалы дела. Более того, в инструкции прямо сказано, что в случае, если в ходе обыска не был изъят какой-либо предусмотренный постановлением суда документ, то этот документ впоследствии надо будет подложить под протокол допроса свидетеля с обязательным указанием, что свидетель якобы выдает его добровольно. 

Поэтому глубоко ошибаются те, кто утверждает, что за пять лет своей деятельности НАБУ не сделало ровным счетом ничего. На самом деле Сытник умудрился не только проесть более 5 млрд. грн. из государственного бюджета, не только уничтожить Государственную санитарно-эпидемиологическую службу Украины, но еще и оставить после себя вот такую ​​инструкцию, которая навеки войдет если не в анналы, то, по крайней мере, анналы юридической мысли.

Фото: Артем Сытник, bagnet

Ирина Костюченко

Самое читаемое