ПолитикаВласть

Формат или формальность: какие выводы следуют после старта «Крымской платформы»

13:14 25 авг 2021.  3836Читайте на: УКРРУС

Наряду с различными тематическими мероприятиями, приуроченными 30-й годовщине независимости Украины, в Киеве на днях состоялся дебютный саммит «Крымской платформы». В том, может ли данный международный формат по деоккупации полуострова стать эффективным, разбиралась Lenta.UA.

В конференции, всецело посвященной оккупационному Крыму приняли участие правительственные делегации 45-ти стран: США, всех членов ЕС, Грузии, Молдовы, Турции, Северной Македонии, Австралии, Новой Зеландии, Японии, Канады, Исландии. Среди них - девять президентов, четыре премьер-министра, 14 глав МИД, а также послы. Таким образом, на инаугурационном саммите присутствовали представители всех держав- членов Евросоюза и НАТО, государства G7 в полном составе и страны Нормандского формата за исключением России. Представители РФ неоднократно выражали протест против проведения «Крымской платформы» и незадолго до ее начала Кремль ввел персональные санкции против главы МИД Украины Дмитрия Кулебы, а также секретаря СНБО Алексея Данилова.

Саммит начался с исполнения Джамалой песни «1944», с которой она победила на Евровидении. К слову, вокруг данного вокального кейса в соцсетях разгорелись нешуточные страсти. Как оказалось, за трехминутное выступление певице выплатили гонорар в размере 337 тысяч гривен и многих украинцев этот факт крайне возмутил, мол представительница крымскотатарского народа могла бы в столь знаковый день спеть и безвозмездно. Очевидно, что данный вопрос лежит преимущественно в моральной плоскости. Джамала свой выбор сделала и не сочла нужным, несмотря на массовый хейт что-то по этому поводу комментировать, оставив всем и каждому поле для собственных интерпретаций. 

Читайте также: МИД РФ разразился угрозами в адрес участников «Крымской платформы»

После вокальной «затравки» к участникам форума обратился президент Владимир Зеленский.  «Из всемирного курорта Крым превратился в военную базу… в территорию, где грубо и системно нарушают права и свободы человека. Сегодня нам крайне необходима действенная поддержка на международном уровне. Мы не проводим этот саммит ради самого саммита. Вопрос Крыма не должен исчезнуть из глобальной повестки дня», - подчеркнул нынешний хозяин Банковой. Он также пригласил Россию присоединиться к «Крымской платформе» - «для совместной выработки путей деоккупации и исправления этой исторической трагической ошибки». В Москве отреагировали, недвусмысленно заявив, что будут «разбираться» с государствами, которые присоединились к КП, которая нарушает их – россиян – «суверенные права на АРК». Тут без слов. Другого и не следовало ожидать с учетом того, что глава МИД РФ Лавров публично назвал саммит «русофобским шабашем» и угрозой территориальной целостности России.

Официальный Киев пытался создать какую-то площадку для обсуждения ситуации аннексированного полуострова еще при президентстве Петра Порошенко. Так в 2016 году ПАП анонсировал запуск формата «Женева плюс», который должен был заниматься именно этим конкретным вопросом. Однако впоследствии проект остался лишь проектом…

Владимир Зеленский к крымскому вопросу подошел более основательно и, как говорят близкие к Банковой политологи, произошло это сразу после его возвращение из саммита «Нормандской четверки» в конце  2019-го, в ходе которого и публично, и кулуарно Путин наотрез отказался обсуждать вопрос АРК. Поговаривают, это крайне возмутило Зе и сразу после приезда из Парижа, где абсолютно безрезультатно заседал «квартет», Зеленский выдвинул к новоназначенному на тот момент министру иностранных дел Кулебе четкое требование: максимально активизировать тему Крыма, выведя ее в разряд государственных приоритетов. После этого господин Кулеба, сделал довольно удачный ход – он назначил себе в замы Эмине Джапарову, крымскую татарку, бывшую журналистку, которая аккурат после аннексии полуострова в 2014 году работала в Министерстве информационной политики. «Крымская платформа» - именно ее идея.  

Сначала запустить «Крымскую платформу» планировали в мае этого года - к годовщине депортации крымских татар в 1944 году. Но потом торжественное открытие решили перенести на август. Как говорят наши источники в МИДе, календарное «плаванье» было обусловлено двумя ключевыми причинами. Во-первых, весной из-за поднявшейся коронавирусной волны как в Украине, так и в мире, было весьма и весьма проблематично организовать саммит, на который физически прибыли бы лидеры стран-участниц инициативы. Во-вторых, в главном внешнеполитическом ведомстве страны решили, а на Банковой с этим согласились, что, если «привязать» дебют саммита к юбилею независимости Украины, приедет больше гостей, а информационный эффект станет гораздо ощутимее.

Владимир Зеленский говорит о миссии «Крымской платформы» метафорически: «Что можно сделать с темой Крыма? Надо бить в колокола. Для этого нужно, чтобы была колокольня и были руки. Считаю, что до «Крымской платформы», не было того колокола, а вот люди и руки были и есть. Теперь каждую крымскую тему мы будем делать заостренной и актуальной и бить в колокол платформы».

Господин Зеленский повсеместно подчеркивает, что одной из ключевых задач «Крымской платформы» является разрешение проблемы милитаризации полуострова. По задумке «зеленой» власти, в рамках КП будут периодически организовываться визиты парламентариев из разных стран на границу с Крымом, а также проводиться экспертные мероприятия – «круглые столы» и конференции. К слову, на базе «Крымской платформы» уже начало действовать сообщество с участием двух сотен экспертов из 33 стран, которые будут систематически поставлять политикам и общинам своих государств исследования, комментарии и аналитику на крымскую тематику, постоянно актуализируя этот кейс. 

Страны, которые присоединились к учредительному саммиту «Крымской платформы», подписали совместную декларацию. Выделим ключевые ее моменты. Первое. В каждом государстве, которое приняло участие в форуме, будет создана контактная группа для координации усилий по работе «Платформы». Второе. В Украине создается Национальный офис КП. Речь идет о работе полноценной структуры, которая будет работать ежедневно, 24/7 и мониторить ситуацию с правами человека, собирать информацию о росте военной активности на полуострове, отслеживать экологическую и экономическую обстановку на временно оккупированной территории.

Ну, и, наконец, третье: подписанты обязались рассмотреть введение дальнейших политических, дипломатических и ограничительных мер в отношении РФ, если это предусмотрено правовой системой каждого участника «Платформы» и «если действия России того требуют».

В целом надо откровенно признать, что документ получился довольно «беззубым». Но в данном случае важно другое, а конкретно то, что принятая декларация создает дополнительные долгоиграющие механизмы деоккупации Крыма. К тому же, вполне вероятно, что со временем декларация наполнится новыми смыслами, позволяющими эффективно противодействовать милитаризации полуострова, изменениям его этнического состава, усилению экологического кризиса и так далее.

Кстати, весьма показательно, что подписание «крымской» декларации состоялось не физически, а путем отправки специальной ноты в адрес украинского МИДа. Таким образом, формально декларация будет оставаться открытой для подписания новыми государствами в будущем. Это важно, поскольку на инаугурационный саммит некоторые страны, такие, как например, Азербайджан, не приехали. Как говорят – под давлением Кремля. Но это вовсе не означает, что уже завтра ситуация и, соответственно, позиция Баку не может кардинально измениться.

Международный опыт свидетельствует, что против оккупации своих территорий иногда приходится бороться десятилетиями, поэтому очевидно, что задача «Крымской платформы» - постоянно напоминать международному сообществу об этой проблеме. И ключевое слово тут «постоянно», а не от случая к случаю…

Читайте также: Участники «Крымской платформы» приняли итоговую декларацию

Ромашова Наталия

Самое читаемое