ЭкономикаЭнергетика

Антироссийский нефтяной картель: чем и почему недоволен Киев

21:18 05 дек 2022.  2561Читайте на: УКРРУС

После переговоров, проходящих в закрытом формате, Евросоюз и страны G-7 все-таки договорились ограничить российские доходы за счет внедрения фиксированного порога стоимости «черного золота» из РФ. Почему консенсус вокруг этого вопроса искали несколько недель к ряду, а итоговый результат, избегая всевозможных дипломатических витиеватостей, жестко раскритиковал президент Владимир Зеленский, разбиралась Lenta.UA.

Давеча ЕС и страны «Большой семерки», после продолжительных – весьма напряженных, а подчас даже изнурительных переговоров, наконец определились с потолком цен на российскую нефть.

Ввести предельную цену на нефть «семерка» и ЕС договорились, напомним, довольно давно, но вот какой именно цена должна быть с тем, чтобы данный механизм заработал и де-юре, и де-факто, определить никак не могли. Одной из стран, тормозивших договоренности была соседняя Польша. И не потому, что не хотела российские доходы срезать. Напротив: вместе со государствами Балтии официальная Варшава стремилась и призывала других нанести сильнейший удар по бюджету государства-агрессора посредством снижения цены барреля до уровня $30. Это предложение заметно контрастировало с тем, который внесла G-7, - 65-70 долларов за баррель. Но даже и на этот порог, мягко говоря, не не спешили соглашаться хозяева танкерного флота, возящего, в частности, и российскую нефть. В частности, Греция, Кипр и Мальта беспокоились, что потеряют из-за этого огромные деньги. Впрочем, накануне компромисс таки был достигнут. Так называемый потолок установлен уровне 60 долларов за баррель. Следует отдельно отметить, что каждые два месяца Евросоюз и «Большая семерка» будут пересматривать этот показатель с тем, чтобы предельная стоимость соответствовала актуальной рыночной ситуации. С 5 февраля 2023-го потолок цен будет введен и на российские нефтепродукты, также транспортируемые морем – но механизм согласуют позже.

Читайте также: Запасы ракет в России упали до критического уровня - ГУР

«Во-первых, это (нефтяной «потолок» - ред.) существенно усиливает влияние наших санкций, во-вторых – уменьшает доходы России, а в-третьих, стабилизирует глобальные цены на энергетику, поскольку позволяет операторам из Евросоюза торговые, брокерские и транспортные операции с российской морской нефтью по отношению к третьим странам при условии, что она продается по цене ниже предельной», - отметила аккурат после окончания переговоров по нефтяному антироссийскому эмбарго президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляен.

Иными словами, перевозить или совершать какие-либо другие операции с российской нефтью, проданной дороже 60 долларов за баррель, флот стран «Большой семерки», Евросоюза и Австралии, которая тоже присоединилась к договоренности, отныне не станет. Исключения только для танкеров, куда нефть уже загружена. Им дается 45 дней на ее доставку к месту назначения со дня, когда ограничение вступит в силу, а это понедельник, пятое декабря.

Отметим, что сейчас нефть марки Urals торгуется на биржах по 69 долларов, но по двусторонним контрактам продается с большим дисконтом и соответствует примерно уровню «потолка» в 60 долларов. Очевидно, поэтому в Украине решения союзников не оценили. Подчеркнув, что «некоторые страны хотят избежать ответственных шагов», президент Владимир Зеленский констатировал: «Если ограничение цены на российскую нефть – это 60 долларов вместо, например, 30-ти, о которых говорили, в частности Польша и страны Балтии, то российский бюджет получит в год около ста миллиардов долларов дохода. В общем, никак не назовешь серьезным решение установить такой предел для российских цен, который вполне комфортен для бюджета государства-террориста».

Впрочем, сами россияне, судя по их риторике, комфортным это решение не считают. Так, путинский спикер Песков заявив, что Россия не примет потолок цен на российскую нефть, добавил, что «мы не будем вести поставки в страны, которые ввели такое ограничение – вне зависимости от его размера».

По мнению профильных экспертов, РФ публично отказывается от поставок в рамках «потолка», который действительно выглядит достаточно лояльным с тем, чтобы к ЕС и G-7 в этом плане не присоединились другие государства – прежде всего Индия и Китай, являющиеся крупнейшими потребителями российского «черного золота».

Помимо этого, играя в ультиматумы Кремль, судя по всему, надеется вызвать дефицит на мировом рынке и, соответственно рост цен на нефть, что позволит частично компенсировать потерю западных рынков. С другой стороны, профильные специалисты предполагают, что реплики Пескова – не более чем фикция, тогда как на самом деле у Путина в пожарном режиме ищут «темные» схемы поставок своей нефти под видом другой в страны Евросоюза и «Большой семерки».

«Самый плохой для нас сценарий – увеличение объемов торговли нефтью со стороны России, чтобы компенсировать низкую цену. Здесь нужно внимательно смотреть на вторичные санкции по людям и компаниям. Уже сейчас мы видим, что российская нефть стала «токсичной» – следить за тем, кто там есть в списках и кто будет завтра – тот еще квест для бизнеса. Надо еще внимательно рассмотреть условия «потолка» со стороны фрахта и страхования – приблизительно через месяц мы поймем, не возникнет ли ситуация, что реальная цена нефти даже при ограничении в 60 баксов – это 40 долларов в портах России. Пока я вижу, что ограничение цены на нефть приведет к регуляции рынка нефти в мире как таковой! По сути, имеющие регулирование в части рынка – регулируется весь рынок, что приведет к его охлаждению – спекуляции не любят регулирования», - отмечает эксперт по энергетическим вопросам Андрей Закревский.

По его убеждению, отток спекулятивного капитала приведет к падению цены, но с другой стороны – созданию устойчивого маркера на цену (хотя это и цена на российскую нефть) – не даст рынку резко просесть. «Отсюда мой парадоксальный вывод: ограничение верхней цены российской нефти поддержит цену американской нефти», - подытоживает Закревский.

В этом смысле, кстати, вовсе не удивительно, что в Белом доме установление нефтяного порога назвали «весьма приятной новостью». Правда, в Администрации Джо Байдена по понятным причинам не стали говорить о своих вероятных выгодах от данного решения, а констатировали, что «это поможет ограничить способность Путина финансировать военную машину Кремля».

«Нас ждут два-три месяца турбулентности, пока европейский рынок не адаптируется сначала к нефтяным, а затем и нефтепродуктовым санкциям.  И не стоит спешить хейтить наших союзников за потолок в $60/барр. на российскую нефть. Вопрос не в цене, а в том, чтобы не было дефицита. Потому что получим и дефицит, и космические цены. Этот период нужно просто пройти, как мы в свое время прошли гораздо более сложный этап перестройки рынка весной. Потому что нам пришлось заместить 100% довоенных источников, а Европе предстоит найти «всего» 40%. Сначала не было ничего – ни ресурса, ни подвижного состава, потому что никто нас не ждал. Но когда мы создали стабильный спрос, появился продукт, а затем в разы упали премии и тарифы перевозчиков. Аналогичный путь сейчас будет проходить Европа. У них уже есть первая победа – они почти отказались от российского газа. Да, на пике цена прыгала до $3 тыс. за тысячу кубов, но сейчас стоимость в половину, а то и больше ниже. С газом это сделать гораздо сложнее, ведь там нехватка танкеров и перевалок. А дизель возят по морю десятилетиями. Уже есть сигналы о переориентации на Европу крупных танкеров из Индии и Китая. Заманчивые (высокие) цены будут затягивать в Европу все большие объемы продукта со всего мира», - подчеркивает энергетический эксперт Сергей Куюн.

Как только новая конфигурация поставок выстроится, цены, уверен аналитик, непременно упадут. «Надо просто дождаться, когда российское горючее полностью покинет Европу с пятого февраля. Сейчас, хотя все больше трейдеров отказывается от него, оно все еще есть на рынке. Скажу больше, оно есть и в Украине и тоже тормозит полный переход к рынку «без вас». Но это тема для отдельного анализа», - резюмирует Сергей Куюн.

Читайте также: Социалка во время войны: что изменится с началом зимы

Ромашова Наталия

Самое читаемое