ПолитикаВласть

«Эпоха ПАП»: как менялась Украина за 5 лет президентства Порошенко

17:26 30 апр 2019.  20133Читайте на: УКРРУС

Lenta.UA подвела итоги деятельности пятого президента Украины.

Сегодня Центризбирком официально огласил окончательные результаты президентских выборов-2019 по итогам стопроцентной обработки протоколов с мокрыми печатями, поступившими со всех регионов страны, за исключением аннексированного Россией Крыма и оккупированных областей Донбасса. Постизбирательная картина выглядит следующим образом: Зеленский – 73,22% (или более 13,5 млн голосов избирателей), Порошенко – 24,45% (чуть более 4,5 млн человек). Уже через несколько недель Петр Порошенко официально покинет главный кабинет на Банковой. Чем запомнится «эпоха ПАП», - анализирует Lenta.UA.

Как менялся ВВП и уровень благосостояния украинцев

Еще в 2013 году – последнем году президентства Виктора Януковича развитие экономики Украины было стабильно никаким – темпы роста экономических показателей равнялись нулю. Уже в следующем 2014 году, после аннексии Крыма и начала войны на Донбассе отечественная экономика сократилась на 6,6% при президентстве Петра Порошенко. В 2015 году падение было еще более глубоким – на 9,8%. Между тем уже с 2016-го экономика начала восстанавливаться: этот год завершился с ростом в 2,4%. В 2018-м год прирост ВВП составил уже 3,3%.

Средняя заработная плата в декабре 2018 составила 10 573 грн в месяц. В декабре 2013 года этот показатель был на уровне 3619 грн. Правда, тут впору вспомнить 3,5-разовое падение курса гривны, существенное повышение цен на продукты питания и услуги ЖКХ, что по факту полностью «съело» этот рост доходов украинцев. 

По данным Госстата, средний размер пенсии в 2013 году составил 1 470 грн в месяц, а количество пенсионеров – 13 миллионов 639 тыс. человек. В 2018 году средняя пенсия была на тысячу гривен больше, чем за 5 лет до этого, и составила 2 479 грн, но количество пенсионеров уменьшилось до 11 миллионов 725 тысяч.

Бизнес-климат и инфляционные «качели»

В октябре 2013 года в рейтинге легкости ведения бизнеса Doing business, который составляет Всемирный банк (ВБ), Украина заняла 112 место среди 189 стран мира. В октябре 2018 наша страна оказалась на 71-й среди 190 стран. Следовательно, за 5 лет Украина улучшила свою позицию на 41 место.

Вместе с тем, по условиям ведения бизнеса Украина так и не опередила своих северных соседей - Россию и Беларусь, занявших 31 и 37 места соответственно.

По итогам 2013 года инфляция была близка к нулю – 0,5% в год. В 2014 инфляция составила почти 25%. В 2015 – более 43%. Это – максимальный показатель инфляции за последние 20 лет. Прошлый 2018 год Украина завершила с инфляционным показателем 9,8%.

По состоянию на конец 2013 года Россия была безоговорочным крупнейшим торговым партнером нашей страны.

Тогда Украина экспортировала в РФ товаров на 14,8 млрд долларов, а импортировала – на $23 млрд. Весь экспорт в Европу составлял 16,9 млрд долларов, а импорт — 28,3 миллиарда.

По итогам 2018-го украинский товарный экспорт в Россию составил 37 млрд долларов, а импорт превысил $8 млрд. Так что можно сказать, что только за прошлый год Украина совокупно заработала на наших агрессивных соседях 29 миллиардов долларов

Также отмечен рост товарооборота с Евросоюзом. Доля ЕС во внешней торговле на конец прошлого года превысила 40%. Экспорт товаров в Евросоюз составил $20,159 млрд, а импорт из ЕС — 23,3 миллиарда.

Главные инвесторы — заробитчане

По данным Нацбанка (НБУ), в 2013 году мигранты отправили в Украину около $8,5 млрд. В 2015 году частные денежные переводы из-за границы составили 7 млрд долларов, в 2016 — 7,5 млрд., а в 2017 — $9,3 млрд. В прошлом году люди, работающие за рубежом, перечислили в Украину $11 млрд. Наши соотечественники, обитающие за границей, являются главными инвесторами украинской экономики. Для сравнения: прямые иностранные инвестиции за 2018-й (без учета Крыма и оккупированных областей Донбасса) составили… $2 млрд 335 млн. 

Томос, безвиз, Ассоциация с ЕС

В актив Петра Порошенко можно записать сразу несколько крайне важных реформ. Буквально на финише его президентства в Украине была создана каноническая независимая православная церковь на базе УПЦ Киевского патриархата и Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ). Правда, УПЦ Московского патриархата, формально имеющая больше всего приходов в стране, называет весь этот процесс и получение томоса об автокефалии незаконным и неканоническим. А значит говорить о полном единстве церквей в Украине пока что рано. С другой стороны, в политических и культурных кругах неоднократно обращали внимание на то, что УПЦ (МП) – структура, напрямую связанная с Кремлем и выполняющая в Украине дестабилизирующие функции. В результате декабре прошлого года Верховная Рада Украины приняла закон, обязывающий Украинскую православную церковь (Московского патриархата) в своем названии указать принадлежность к Русской православной церкви (РПЦ). Однако 22 апреля стало известно о том, что Окружной административный суд города Киева остановил процесс переименования УПЦ (МП).

Отдельно стоит выделить успехи в международных отношениях. Уже в первый месяц своего президентства Петр Порошенко подписал Соглашение об ассоциации с ЕС, работа над которым началась задолго до его прихода на Банковую. Соглашение об Ассоциации – масштабный документ (тысячи страниц), который детально регулирует постепенное экономическое и политическое сближение официального Киева с Евросоюзом. Впрочем, в нем нет четких гарантий будущего членства Украины в ЕС.

После многолетних переговоров и выполнения официальным Киевом ряда требований Европейского союза 11 июня 2017 года заработал безвизовый режим для украинцев.

Борьба с коррупцией: бег на месте

Жесткая и бескомпромиссная борьба с коррупционным злом — один из главных лозунгов Петра Порошенко во время избирательной кампании 2014 года. Но несмотря на создание целого ряда антикоррупционных органов – НАБУ, САП, НАПК и ГБР, серьезных расследований или задержаний за 5 лет так и не случилось.

В целом в части эффективности работы всех созданных антикоррупционных структур остается много вопросов. Показательный пример – громкий коррупционный скандал в оборонной сфере с участием близкого соратника Петра Порошенко, первого заместителя секретаря СНБО Олега Гладковского, где «во всей красе» проявилось полное бездействие антикоррупционных органов.

Шагом явно не в антикоррупционном направлении можно назвать недавнее решение  Конституционного суда по отмене статьи Уголовного кодекса, предусматривающей наказание за незаконное обогащение госслужащих в виде заключения сроком от 5 до 10 лет, запрете занимать определенные должности и конфискации имущества.

В последние недели президентства Петра Порошенко был создан специальный антикоррупционный суд, который должен рассматривать дела топ-коррупционеров, подследственные НАБУ: преступления по хищению бюджетных средств, злоупотребление властью, незаконное обогащение, взяточничество.  Однако пока говорить об эффективности спецсуда рано.

Тем не менее, некие подвижки в борьбе с коррупцией зафиксировали международные организации. К примеру, если по результатам 2013 года в международном индексе восприятия коррупции от Transparency International Украина занимала144 место, то за пять лет государство поднялось на 120-ю позицию.

Суд реформа: профанация или реализация

В период президентства Петра Порошенко в стране началась масштабная судебная реформа.

Еще летом 2016 года Верховная Рада приняла президентские изменения в Конституцию и новый закон о статусе судей и судоустройстве, который предусматривал частичное снятие судейской неприкосновенности, отмену ряда старых судов и создание новых с избранием судей на конкурсах. Также запустили переаттестацию судей.

Ключевым этапом реформы стал полный перезапуск Верховного суда – главного суда в системе правосудия. Судей в ВСУ выбирали на открытом конкурсе. Однако этот этап реформы резко раскритиковали эксперты и общественные организации. Они утверждают, что в состав Верховного суда попали многие судьи с, мягко говоря, не наилучшим профессиональным бэкграундом. Кстати, даже пропрезидентский генпрокурор Юрий Луценко недавно заявил, что, несмотря на реформу, «судебная система страны очень тяжело больна»…

И напоследок...

Реформы в Украине — отдельная тема. Петр Порошенко, выдвигаясь в президенты пять лет назад, пафосно заявлял о намерении реализовать более сотни реформ в самых разных сферах жизнедеятельности. Но что мы увидели на выходе? За 5 лет мы так и не увидели ни одной завершенной до конца реформы...

Одна из ключевых реформ – проведение децентрализации власти – действительно началась. На данный момент в Украине сформировано уже почти 900 объединенных территориальных общин, в которых проживает 9 миллионов украинцев. Впрочем, полноценной реформа так и не стала: к примеру, Киев так и не запустил институт префектов, который должен был заменить глав районных госадминистраций.

Наталия Ромашова 

Крижак Дмитрий

Самое читаемое