ПолитикаВласть

Дороги, Тищенко и тесты: почему Зеленскому не удастся снова закрыть страну на карантин

12:37 09 окт 2020.  1851Читайте на: УКРРУС

Президент Зеленский, как и его предшественник, попал в ловушку: хорошие новости легче привозить из-за рубежа, чем продуцировать их дома

Глава государства, а вслед за ним и вся его ближайшая рать, трубят об огромном прорыве в отношениях с Великобританией – подписали соглашение о стратегическом партнерстве и меморандум о привлечении кредитных гарантий на сумму в 2,5 млрд фунтов стерлингов. Все это преподносится как будто Украина подписала новый безвиз.

Международные соглашения со странами уровня Великобритании – это хорошо. Однако они отнюдь не снимают с повестки дня внутренние проблемы. Например, резкий скачок численности инфицированных Covid-19. Просто прекрасно, что Украина будет строить совместно с британцами ракетные катера, но, несмотря на все хорошие новости из Лондона, вчерашний день власть в отечественном информпротранстве проиграла.

Читайте также: Очередной антирекорд заболеваемости COVID-19 среди правоохранителей МВД: 256 новых случаев за сутки

Вчера Украина перешагнула черту в 5 тыс. заболевших коронавирусом за сутки. Сегодня болезнь диагностирована уже у 5804 тыс. человек, 89 умерли. Завтра. Вполне вероятно, будет 6 тыс. Или очень близко к этой цифре. Во Всемирной организации здоровья прогнозируют, что к декабрю ежедневная «жатва» Covid-19 составит около 10 тысяч, а количество умерших будет исчисляться пятью-шестью сотнями в сутки. Проще говоря, у нас может повториться если не итальянский, то испанский вариант пандемии. О чем предупреждают и в МОЗ, призывая граждан быть ответственными.

В свою очередь подавляющее большинство граждан тоже имеет вопросы к МОЗ и власти в целом. Первый из них – зачем было закрывать страну в марте-мае, когда было 200 инфицированных за сутки. Чиновники пытаются пояснить: дескать, надо было выиграть время, чтобы подготовить медицинскую отрасль к увеличению числа инфицированных. Такое пояснение выглядело бы правдоподобным, если бы не несколько «но». Первое: еще в самом начале пандемии власть предержащие и сам президент обещали, что в Украине будет много бесплатных тестов по определению Covid-19. Даже прибыл целый самолет, груженный медицинской продукцией из Китая. Его встречал лично Зеленский. Но потом приключился громкий коронавирусный скандал: часть китайского груза оказалась на прилавках отдельных торговых центров.

Есть ли в Украине бесплатные тесты, обещанные властью? Есть, и делаются они, по статистике, чаще, чем в частных клиниках и лабораториях, где цены ПЦР-теста от 700 до 2500 грн. Но чтобы сделать халявное тестирование и получить результат, надо иметь выдержку, поскольку процедура эта занимает не один день. И за это время можно умереть. Всего же в стране сделано чуть более 2-х с половиной миллионов ПЦР-тестов, включая и анализы в частных лабораториях, что непозволительно мало. Проще говоря, из-за незначительной охваченности населения тестированием, сложно сказать, сколько на самом деле у нас заболевших было, есть и будет. В тоже время в европейских странах, переживших первую волну пандемии, тестирование на Covid-19 является очень важным фактором профилактики роста заболеваемости.

Второй вопрос к власти – почему жесткий карантин распространялся не на всех. После скандала с рестораном «Велюр» нардепа-«слуги» Николая Тищенко загнать в жесткий карантин ресторанный бизнес уже не выйдет. Впрочем, как и любой другой. Ведь проблема не только в убытках, но и в социальной несправедливости, когда одним можно нарушать, другим – нельзя. Сегодня чиновники МОЗ грозят вернуть строгие запреты, когда начнется нехватка койко-мест в больницах. Что может совпасть по времени с окончанием местных выборов и продлением карантина до Нового года. Но при этом у власти появиться две проблемы. Первая – уровень доверия к ней падает, а вместе с ним и вера граждан в способность «зеленых» справиться с пандемией. Вторая – после 25 октября уже нельзя будет спихнуть ответственность на «чертей» из прошлого, то есть, местных руководителей, избранных при предшественниках. Вся полнота власти и ответственности за ситуацию в регионах будет на «слугах». Пусть даже их фракции окажутся в местных советах в меньшинстве, их же президент и правительство.

И, наконец, третий вопрос, возникающий к власти в связи с ростом числа заболевших на Covid-19: ребята, если у нас делается так мало тестов, если, как указала Счетная палата, за полгода не удосужились купить ни единого аппарата ИВЛ, и если у нас очень скоро все больницы будут заполнены, то куда пошли деньги из антикоронавирусного фонда? Решение о его создании с подачи правительства депутаты приняли в марте, наполнили фонд 66-ю млрд грн., отобрав эти деньги у других сфер, и вот теперь оказалось, что больше половины средств ушло на ремонт и строительство дорог. «Евросолидарность» даже натравила НАБУ на Кабмин и президента, - требует расследовать, куда подевались огромные суммы из антикоронавирусного фонда. Поскольку предвыборная кампания в самом разгаре, то инициативу «порошенковцев» могут поддержать и другие участники выборов, ведь власть сама принесла оппозиционерам кнут, чтобы они ее им стегали.

Впрочем, мы не об оппозиции и не о власти. И одни, и другие точно переживут пандемию. Мы о рядовых украинцах. Министр Степанов говорит, что идет подготовка к разворачиванию второй волны госпиталей. Мол, все под контролем. А за какие шиши это будут делать, если из антикоронавирусного фонда львиную долю средств направили на дорожное пиар-строительство Зе? Не сложно догадаться: премьер Шмыгаль опять придет в парламент, расскажет об ужасах и попросит дополнительные средства. Согласятся ли депутаты еще раз порезать бюджет ради Covid-19? В Кабмине, вероятно, уверены, что у него получится укатать нардепов. А что если не получится до того времени, пока правительство до копейки не отчитается о потраченных средствах из антиковидного фонда? Нивелировать скандал такой мощности не поможет ни визит Зеленского в Лондон, ни даже в Вашингтон.

Сергей Иваненко

Читайте также: Харьковщина продолжает ставить коронавирусные антирекорды

Крижак Дмитрий

Самое читаемое